Комитет НОПРИЗ по саморегулированию подготовит предложения и замечания к опубликованным Минстроем для общественного обсуждения нормативно-правовым документам – проекту закона «Об архитектурной деятельности» и проекту постановления правительства с порядком формирования и ведения единого реестра членов СРО. Проекты документов комитет обсудил на своём заседании 25 января, состоявшемся под председательством вице-президента НОПРИЗ Николая Капинуса.
Члены комитета отметили, что представленный Минстроем законопроект «Об архитектурной деятельности» отличается от редакции, доработанной НОПРИЗ и согласованной с профсообществом, Союзом архитекторов России и Российской академией архитектуры и строительных наук. В частности, в нём отсутствует ряд принципиальных определений и понятий, не полностью прописаны права и обязанности главных архитекторов, не отражены текущие условия архитектурной деятельности, связанные с кардинальными изменениями в отрасли, расширением палитры технологических средств и обязательностью процедуры независимой оценки квалификации, установленной Федеральным законом № 447-ФЗ, принятым в декабре 2021 года.
В то же время, комитет согласился с тем, что не все положения, внесённые НОПРИЗ, должны регулироваться законом, — на то существуют подзаконные акты. Тем не менее, участники заседания решили представить свои предложения по проекту закона в аппарат НОПРИЗ и в Минстрой России, в целом поддержав документ и выразив надежду на его скорейшее принятие.
Иную оценку комитета получил проект постановления правительства «Об утверждении состава сведений единого реестра о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, порядка формирования и порядка ведения единого реестра…». С технико-юридической точки зрения документ сочли несостоятельным: множество ошибок, а также наличие норм, прямо противоречащих действующему законодательству.
Также полностью или частично в документе отсутствуют: описание процедуры ведения реестра, перечень оснований для включения в него сведений и для отказа во внесении, описание процедуры выдачи выписки из реестра, декларация безвозмездности выдачи этих выписок и сама форма выписки. Вызвали сомнение у комитетчиков и процедура контроля деятельности членов СРО, возложение на них обязанности самостоятельно заполнять часть реестра, а также сжатые сроки для внесения сведений в реестр без учёта специфики работы банковской системы и количества часовых поясов на территории РФ.
Порядок формирования и ведения единого реестра требует «глубокой переработки» — в силу его неудовлетворительного технико-юридического качества, а также сомнений в обоснованности введения дополнительных обязанностей для членов СРО, — вынесли вердикт в комитете и обязались сформулировать предложения по внесению изменений в представленный документ.