В минувшую среду в Торгово-промышленной палате РФ состоялась очередная (шестая по счёту) конференция «Практическое саморегулирование», на которую собралось более 300 представителей СРО различных сфер деятельности. Предмет обсуждения – «итоги взаимодействия государственных структур и профессиональными и предпринимательскими объединениями», а точнее – перспективы дальнейшего развития саморегулирования как такового и судьба поправок в 315-ФЗ, призванных усовершенствовать отечественное законодательство о саморегулировании.
Оказалось, что итоги взаимодействия и предлагаемые поправки обсуждать было не с кем, — представители исполнительной и законодательной власти на конференции отсутствовали. Перспектив у саморегулирования тоже оказалось немного. Мало того, что предпринимателям навязали сверху удобную государству и противоречащую мировой практике систему саморегулирования, так ещё и мешают её развитию. В большинстве сфер экономической деятельности реализуется модель государственного регулирования, в которой СРО – лишь инструмент в руках государства с банальными фискальными функциями. Так что Россия всё дальше отходит от идей саморегулирования предпринимательской деятельности, констатировали участники конференции.
И вот на этом фоне – настоящее торжество демократии: благодаря подправленному Градкодексу саморегулирование в строительстве достигло ощутимых успехов и теперь осталось за малым – получить госконтроль (госнадзор) в свои руки. Именно такая амбициозная цель оказалась в приоритете у участников тематической секции, организованной в рамках конференции Национальным объединением строителей.
Для её достижения в нацобъединении наметили грандиозный стратегический план, который сложился из идей самого профсообщества – предложений, озвученных на окружных конференциях СРО, в ходе круглых столов и последнего съезда НОСТРОЙ. По словам модератора мероприятия, вице-президента НОСТРОЙ Александра Ишина, все они достойны внимания и способны укрепить систему саморегулирования в строительной сфере. И, быть может, помогут ответить пока ещё на не решённый вопрос: как же в реальности СРО могут повлиять на улучшение качества труда строителей и на уменьшение случаев причинения ими вреда (видимо, третьим лицам, заказчикам и собственникам построенных ими объектов)?
Так что же предлагает устами Ишина саморегулируемое сообщество? Во-первых, ввести обязательное членство в СРО не только для генподрядчиков, но и для субподрядчиков. Аргументация: первые плохо контролируют вторых (видимо, контроль за генподрядчиками СРО уже наладили на «пятёрку»). Во-вторых, взять на себя имущественную ответственность не только за исполнение членами СРО государственных контрактов, но и договоров негосударственного подряда (а ведь ещё недавно СРО трубили о близком крахе своих компфондов при нарушении договорных обязательств даже единичными генподрядчиками). В-третьих, качественно изменить Национальный реестр специалистов, включив в него всех специалистов, участвующих в строительстве, с разным уровнем квалификации (помятуя о том, что существующий НРС состоит из «условных» специалистов, редко причастных к реальной стройке, подобное предложение вызывает как минимум недоумение, как максимум – подозрение).
Значатся в предложениях профсообщества и идея «1 субъект РФ – 1 СРО», и разделение членов СРО по видам работ и создание параллельно с существующей системой СРО для юрлиц системы саморегулирования для лиц физических. Но, пожалуй, самые амбициозные: включение СРО в госсистему межведомственного взаимодействия, передача им функций государственного и муниципального заказчика (с возможностью распределять заказы между своими членами) и постепенная замена саморегулируемыми организациями госнадзор в строительстве.
По словам Александра Ишина, «это только часть важнейших вопросов», которые должны обсуждаться при работе над Стратегией развития строительной отрасли до 2030 года, потому как стратегия развития саморегулирования будет неотъемлемой частью этого документа. Что в конечном итоге будет зафиксировано в Стратегии, покажет время, а пока представителям профсообщества рекомендовано активизироваться, иначе строительное саморегулирование будет дальше развиваться без них.