По итогам десяти месяцев 2018 года по большинству строительных материалов произошел серьезный рост цен при очень скромном росте производства, сообщает портал «Ради Дома PRO» со ссылкой на очередной отчёт Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ.
Так, по итогам октября 2018 года объем производства ЖБИ вырос на 3,9% к октябрю прошлого года, а производство с начала года, напротив, снизилось на 4,1% — до 13,858 млн куб. м. При этом рост средней цены железобетонных конструкций составил 6,3% к октябрю 2017 года (до 14,1 тыс. руб. за куб. м). Еще существеннее выросла цена плит, панелей и настилов перекрытий — на 11,4% (до 7,6 тыс. руб. за куб. м).
Производство всех видов извести по итогам октября составило 944,5 тыс. т (минус 2,1% к октябрю прошлого года). При этом производство гашеной извести возросло на 41,2%, а производство негашеной извести снизилось на 1,4%. Цены производителей всех видов извести существенно выросли: гашеной — на 9,9% (до 4853 руб./т), негашеной — на 6,3% (до 3153 руб./т), гидравлической — на 15,2% (до 2979 руб./т).
Резкий рост цен наблюдался также у производителей песчано-гравийной смеси (ПГС) — на 18,9% до 299 руб./куб. м за январь-октябрь 2018 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Щебень за период январь-октябрь 2018 года вырос в цене на 6,7% до 509 руб./куб. м.
Но даже по тем стройматериалам, где роста цен пока еще не произошло, его следует ожидать в следующем году. «Отрицательную роль сыграет неминуемый рост цен на стройматериалы, производители которых будут вынуждены с 1 января следующего года увеличить сумму уплачиваемого налога на добавленную стоимость на более чем 11% из-за законодательного роста НДС с 18% до 20%», — поясняется в обзоре «Деловой климат в строительстве в III квартале 2018 года».
Все производители стройматериалов готовятся к росту НДС уже сейчас, говорит директор Ассоциации производителей керамических материалов Альберт Попов. По его словам, производители керамической плитки в течение последнего года не повышали цены на свою продукцию, несмотря на инфляцию, рост текущих затрат (оборудование, сырье и т.д.). Но в следующем году они будут вынуждены это сделать — рост цен, по его мнению, составит около 5%.
По кирпичу ситуация хуже: в этом сегменте предприятия не могут просто поднять цены, исходя из повышения ставки НДС, поскольку производители кирпича ориентируется на баланс спроса и предложения. И такое положение дел уже привело к закрытию 40 кирпичных заводов за последний год. Снижение спроса заставило предприятия демпинговать, что неминуемо привело к банкротству. В следующем году, по прогнозу Попова, самые смелые производители кирпича все-таки вынуждены будут поднять цены.