Арбитражный суд Западно-Сибирского округа удовлетворил кассацию Ассоциации «Первая гильдия строителей», отменив решение арбитража Омской области и отказав Национальному объединению строителей во взыскании с бывшей СРО 973-х миллионов рублей, составляющих её компфонд.
Во-первых, суд напомнил юристам НОСТРОЙ, что «Первая гильдия строителей» лишилась статуса СРО в 2017 году (в 2018-м её признали банкротом) и тогда же утратила право распоряжаться своим компфондом, размещённом в кредитном учреждении. Право истребовать эти деньги у банка (даже если его лишили лицензии) по закону перешло к Национальному объединению строителей, которое почему-то этим правом не воспользовалось.
Во-вторых, сам компфонд «Первой гильдии» не был сформирован в соответствии с законодательством (в виде компфондов ВВ и ОДО) и был размещён в банках, не уполномоченных правительством на хранение компфондов СРО. Поэтому суд усомнился, стоит ли вообще считать денежные средства бывшей СРО компенсационным фондом.
Суд отметил, что предыдущие судебные инстанции не учли «особую правовую природу средств компфонда и правовое положение ответчика, утратившего статус СРО и находящегося в процедуре банкротства», не приняли во внимание представленные ответчиком данные о суммах компфонда, которыми в настоящее время ответчик не может распоряжаться (а это 894 685 525 руб. 31 коп.), и не учли, что ответчик в настоящее время не имеет юридического права на взыскание указанных сумм, аккумулированных на счетах обанкротившихся Сибирского банка «Сириус» и Центрально-Европейского банка. «Именно истец правомочен истребовать указанные денежные суммы путем включения в реестр требований кредиторов указанных банков», — подчеркнул арбитражный суд.
В результате окружной Арбитражный суд вернул дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Омской области и рекомендовал учесть изложенные замечания, установить правовую природу денежных средств, являющихся предметом спора, определить нормы права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, и определить порядок рассмотрения требований истца с учетом наличия дела о банкротстве ответчика, в рамках которого введена процедура конкурсного производства. И только после этого, «при правильном применении норм материального и процессуального права», областному суду следует принять законный и обоснованный судебный акт.