Правительство, наконец, созрело до того, чтобы приблизить к рыночным зафиксированные в контрактах зарплаты строителей на государственных инфраструктурных стройках. Данный шаг поддержали представители профильных министерств на состоявшемся на прошлой неделе совещании у вице-премьера Марата Хуснуллина. Сейчас зарплаты в сметах отстают от рыночных на 30%, что заставляет компании либо компенсировать разницу из собственных средств, либо, в ущерб качеству, искать подрядчиков, согласных на меньшие деньги.
Совещание у вице-премьера касалось проекта «дорожной карты» по совершенствованию правового регулирования в сфере транспортного строительства, рассказала РБК гендиректор Национальной ассоциации инфраструктурных компаний Мария Ярмальчук. Документ был подготовлен в прошлом году профсообществом, и ожидается, что его примут в ближайшее время.
Согласно проекту «дорожной карты», предполагается, что зарплата строителей при определении цены госконтрактов будет определяться исходя из показателей средней зарплаты работников системообразующих строительных организаций. Сейчас размер оплаты труда рабочего первого разряда, занятого на строительстве, реконструкции и капремонте дорог, согласно государственным сметам, не превышает 38,5 тыс. руб. в месяц, в то время как реальная зарплата рабочего такой же квалификации — 55 тыс. руб. в месяц.
«Занижение в сметах фактических зарплат и их региональное «неравенство» мешают привлечению в отрасль и на конкретные проекты квалифицированных специалистов. Компании вынуждены либо компенсировать разницу в оплате из собственной прибыли, либо нанимать работников, согласных на меньшие деньги, иногда в ущерб качеству», — ссылается РБК на выводы экспертов-аналитиков.
Также в «дорожной карте» будут отражены вопросы регулирования госзаказа, правила взаимодействия заказчика и подрядчика, вопросы казначейского и банковского сопровождения государственных контрактов и их удорожания. Кроме того, обсуждается вопрос о возможном переносе срока вступления в силу обязательного расширенного казначейского сопровождения, которое с 1 января 2022 года обязательно для всех госконтрактов на сумму выше 1 млрд руб.
В настоящее время «дорожную карту» активно обсуждают в Минтрансе, Минфине и Минстрое. В Минтрансе предложенный механизм поддержали и уже приступили к изменению сметных расценок. В министерстве предлагают учитывать фактическую зарплату строителей при расчете индексов изменения сметной стоимости строительства начиная с четвертого квартала 2021 года, чтобы не допустить искусственного занижения сметы. Но определить объем удорожания госконтракта возможно будет только после подтверждения расценки Главгосэкспертизой, отметили в ведомстве.