Чем дольше работает ФГИС ЦС, тем больше в ней обнаруживается серьезных недостатков. На этот раз возмутились уже крупные игроки рынка: система не учитывает новые технологии и материалы, не проработан механизм начисления зарплаты строителям, — все это в конечном итоге может привести к банкротству предприятий, задействованных на крупных промышленных стройках.
Анонсированное Минстроем совещание, посвященное методикам ценообразования в строительстве, которое должно было состояться под председательством замминистра Хамита Мавлиярова 7 декабря, перенесено на предстоящий понедельник. Об этом порталу «Ради Дома PRO» сообщил один из будущих участников совещания, президент Союза инженеров-сметчиков Павел Горячкин. Его Союз в числе других заинтересованных организаций готовил свои предложения по необходимым изменениям методик ценообразования, разработанных Минстроем. Это недоработанные, сырые документы, утверждает Павел Горячкин. Данную точку зрения разделяет не только он.
Поводом к проведению совещания послужили обращения профильных ассоциаций (Российского союза строителей, «Росасфальт») и компаний отрасли промышленного строительства («Стройгазмонтаж», «Трансстроймеханизация», «Стройтранснефтегаз»), направленные в ноябре 2017 года в администрацию президента РФ, сообщает ТАСС. В них участники рынка говорят о том, что новые методики ценообразования в строительстве не позволяют достоверно определить стоимость строительства в части оплаты труда, затрат на машины и механизмы и перевозку грузов.
«Наполнение ФГИС ЦС Минстроем идет по нормам, не учитывающим современные технологии, материалы и машины, используемые при реализации инвестпроектов. — указывает в своем обращении глава Российского союза строителей Владимир Яковлев. — Нуждается в переработке и методика начисления зарплаты строителям, которые трудятся в тяжелых условиях, так как новые сметные нормативы не позволяют начислять персоналу районные коэффициенты и надбавки за тяжелые условия труда». Помимо этого, в недостаточной степени учтены транспортные затраты: в первую очередь, потребуется дифференциация по группам стройресурсов, видам транспорта, территориям.
Руководитель «Росасфальта» Николай Быстров приводит пример: при строительстве дороги «Таврида» было уложено 150 тыс. тонн асфальтобетонных смесей по новой технологии Superpave, которая есть в нацстандартах, но в классификаторе строительных ресурсов, по которым формируется смета для госзаказа, отсутствует. Гендиректор «Стройгазмонтажа» Сергей Гараев, в свою очередь, говорит, что применение методик в данном виде приведет к банкротству компаний, работающих на крупнейших промстройках страны.
«Новые нормативы ценообразования, учитывающие современные реалии и задачи таких масштабных и значимых для государства строек, как, например, Крымский мост, важны для определении сметной стоимости капитальных объектов. Стоит понимать, что их строительство финансируется с привлечением средств федерального бюджета, поэтому здесь ответственность двусторонняя: и поставщика услуг, и государства перед бизнесом», — пояснили ТАСС в комитете по ценообразованию Российского союза строителей.
Участники рынка предлагают разработать новые сметные нормы с учетом современных технологий. В свою очередь Минстрой допускает внесение изменений и дополнений в новые методики ценообразования, следует из повестки к совещанию. Кроме того, министерство может определить пилотные проекты, на которых будет отрабатываться реформа ценообразования. Среди них могут быть и объекты промышленного строительства.