На Ярославском вокзале столицы открыли памятную доску в честь первого комсомольского стройотряда, отправившегося в 1974 году прямо с XVII съезда ВЛКСМ на строительство Байкало-Амурской магистрали.
Открывали в торжественной обстановке — с участием десятков строителей БАМа, включая нынешних «больших чиновников» — вице-премьера Алексея Гордеева и советника Администрации президента России, экс-министра транспорта Игоря Левитина, чьи биографии также соприкоснулись с легендарной стройкой.
Первое слово прозвучало из уст тогдашнего начальника «ГлавБАМстроя», Героя соцтруда Ефима Басина. Эта стройка стала главной в его жизни, а потому с особой гордостью вспомнил он и 50 новых городов, которые были построены вдоль БАМа, и сотни мостов и тоннелей, которые пришлось прокладывать в тяжелейших погодных и геологических условиях, и миллионы тонн грунта, перелопаченные за годы строительства магистрали ее строителями. И, конечно же, выразил надежду, что опыт этого строительства пригодится при освоении огромной зоны БАМа, в которой сосредоточена почти треть всех природных ресурсов России.
Сейчас БАМ получает вторую молодость, принято решение строить второй путь, потому что действующая пропускная способность не позволит осваивать новые месторождения и справляться с увеличивающимся потоком грузов. А значит, на БАМ придут новые молодые специалисты, будут развиваться города, железная дорога придет в северные регионы Дальнего Востока.
Вице-премьер России Алексей Гордеев принимал участие в строительстве БАМа и в составе студенческого стройотряда МИИТ под Тындой, и офицером железнодорожных войск в Ургале. По его словам, стройка была настоящим испытанием характеров, и воины-железнодорожники, наряду с другими строителями БАМа, выдержали это испытание с честью, построив почти половину магистрали.
«Нам повезло, что в жизни у нас был БАМ, — сказал помощник президента РФ Игорь Левитин. — Радует то, что дорога востребована, для ее модернизации и развития выделены большие деньги, с тем чтобы БАМ и Транссиб уже через 6 лет смогли пропускать грузопоток 180 миллионов тонн в год».
Своих коллег и друзей искренне приветствовал легендарный Александр Бондарь, — он был в составе того самого первого отряда, который провожали на БАМ с Ярославского вокзала, и именно он был одним из двух бригадиров монтеров пути (вторым был Иван Варшавский), уложивших последнее — «золотое звено» БАМа в Куанде в 1984 году.
«Мы дали слово – проложить дорогу от Байкала до Амура, – сказал Александр Бондарь. – И мы его сдержали. Запас бодрости и силы духа, который помог нам выдержать все испытания, мы получили, когда ехали на поезде и нас встречали, как героев, почти на каждой станции…».
Кстати, сегодня БАМ уверенно тянут на север: ещё «немного», и железная дорога доберётся до Якутска. Якутские строители настроены по-комсомольски: развернули лозунг «Продолжим якутский участок БАМа до Магадана!». Участники мероприятия встретили его аплодисментами: пора начинать новую большую стройку, согласились они.