Тема северных льгот и надбавок при заключении госконтрактов оказалась в центре обсуждения в Общественной палате РФ. В минувший понедельник Комиссия по ЖКХ, строительству и дорогам провела круглый стол «Особенности определения начальной максимальной цены контракта по условиям конкурса в рамках 44-ФЗ в районах Крайнего Севера и на приравненных к ним территориях для обеспечения государственных гарантий и компенсаций работникам отрасли, проживающим в этих районах». Участники мероприятия были озадачены вопросом, как сохранить предназначенные для северян средства на их же территории.
«Сегодня стоит задача разобраться в проблемах северных и дальневосточных малонаселенных территорий, в вопросах развития бизнеса и соблюдения прав работодателей и самих работников и обсудить функционирование особой экономики для данных территорий. Рассматриваемая тема выходит за рамки заседания одной комиссии, поэтому предлагается создать межкомиссионную рабочую группу для обсуждения более широкой повестки», — заявила в начале заседания председатель комиссии Светлана Разворотнева.
По словам Разворотневой, Федеральный закон № 44 касается не только северных территорий, но и других регионов страны: «Есть масса примеров, когда региональные торги, муниципальные конкурсы проходят с учетом демпинга цен. Борьбу за реализацию проекта, условно на Сахалине, выигрывает компания из Тулы, и только потом у победителя возникают “своевременные” вопросы: “Где находится этот поселок? Что там необходимо сделать?”»
Несмотря на широту проблемы, наибольшее количество жалоб имеется у строителей. Поэтому, по мнению президента Сахалинской ТПП Галины Дзюба, данная дискуссия даст старт рассмотрению и разрешению всех возникающих трудностей — от стоимости капитального строительства на Крайнем Севере и Дальнем Востоке до преференций малому предпринимательству.
Интересы строительного сообщества на заседании представлял гендиректор Ассоциации «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский. Он акцентировал внимание на нехватке рабочих и специалистов на северных территориях и необходимости стимулировать развитие локального бизнеса, в том числе за счет определенных преференций.
По словам Мозолевского, госконтракты на Сахалине зачастую выигрывают компании «с материка», которые не обременены выплатой северных льгот и надбавок своему персоналу и за счёт этого без ущерба своей экономике могут сбрасывать цену контракта. Необходимо установить жесткий контроль исполнения Федерального закона от 19.02.1993 №4520-1 и лишать таких подрядчиков соответствующей части сметы строительства, считает гендиректор СРО. По его мнению, северными преференциями должны пользоваться исключительно местные компании, чтобы стимулировать местную экономику, а не вывозить заработанные средства на материк. В списке предложений Мозолевского также значатся более весомые компенсации для северян и дальневосточников и выплаты подъемных средств для приезжающих специалистов.
По мнению исполнительного директора НОСТРОЙ Виктора Прядеина, любые предложения по доработке государственной контрактной системы в строительстве необходимо готовить с учетом уже проведенной реформы. В частности, по просьбе профсообщества государство достаточно долго шло к «смете контракта», которая предполагает перераспределение и укрупнение стоимости строительных работ по элементам конструкций и этапам выполнения работ. Это позволяет заказчикам и контрольным органам не исследовать цену каждого в отдельности ресурса при подписании актов, а подрядчикам предоставляет право оставлять у себя экономию, возникающую от более оптимальной организации работ.
С учетом этого Виктор Прядеин предложил включать в тексты государственных и муниципальных строительных контрактов требования к приезжим подрядчикам по регистрации обособленных подразделений в месте проведения работ и трудоустройстве в них всех работников, занятых на исполнении контрактов. Это, по мнению представителя НОСТРОЙ, позволит уравнять условия по выплатам северных надбавок для всех участников конкурентных процедур. При этом следует предусмотреть, чтобы договоры ГПХ не использовались в подобного рода контрактах, потому как они позволяют работодателю избежать выплаты северных компенсаций.
«Но все-таки главный вопрос – как сделать так, чтобы средства, выделенные на строительство объектов, с учетом всех надбавок и коэффициентов, оставались в регионе», – вернулся к теме заседания Виктор Прядеин. На сегодняшний день, по его словам, преференции для местных компаний, работающих по госконтрактам в сфере строительства, законодательно не предусмотрены. Одним из инструментов развития в этом направлении могла бы стать система рейтингования, разрабатываемая Минстроем совместно с Минтрансом, в которой для местных подрядчиков будут применяться повышающие коэффициенты, и, таким образом, региональные подрядные организации получат преимущество на торгах.
Кстати, президент Союза строителей Якутии Михаил Охлопков предложил коллегам изучить опыт Канады, где также немало северных территорий и указанная проблема, по его словам, уже давно решена.
В завершение мероприятия директор Департамента ценообразования и градостроительного зонирования Минстроя России Ирина Тютьмина рассказала о мерах, которые предпринимает министерство в части учета надбавок в районах Крайнего Севера при формировании сметных цен, а также транспортной составляющей по доставке материалов, техники и персонала. В частности, по некоторым субъектам Дальневосточного и Сибирского федеральных округов установлены отдельные ценовые зоны, позволяющие учесть разную стоимость строительных ресурсов и оплаты труда.
Работу над данной темой в палате продолжат, — в рамках рабочей группы, о которой в начале встречи говорила председатель комиссии. Группе предстоит обсудить и сформулировать предложения, которые позволили бы гарантировать выплаты северных надбавок работникам стройотрасли и выравнить условия конкуренции для региональных и приезжих подрядчиков. Представители Национального объединения строителей в эту группу, разумеется, вошли.