В минувший вторник в РСПП в рамках межведомственной научно-практической конференции, посвящённой теме импортозамещения в сфере гражданского и транспортного строительства, обсуждали вопросы замены на российском рынке импортных материалов, оборудования и технологий, необходимость разработки программы прикладных научных исследований в данном направлении, меры поддержки отечественных производителей и нюансы технического регулирования в новых экономических условиях.
По словам президента РСПП Александра Шохина, чтобы темпы гражданского и транспортно-инфраструктурного строительства не снижались, необходимо как можно быстрее решить вопрос с импортозамещением технологий. На это у правительства есть целый ряд инструментов — от специальных программ ФРП до промышленной ипотеки, однако ряд проблем пока ещё решить не удаётся. Одна из них — отсутствие на российском рынке достойных аналогов импортной техники и материалов, а при наличии аналогов — их дороговизна ввиду «малотоннажного» производства. Другая — отсутствие координации в действиях власти, строителей и производителей при решении задач импортозамещения, а также единых подходов к созданию соответствующих цифровых платформ.
В то же время сегодня формируется общая стратегия импортозамещения и конкретные механизмы её реализации по ряду направлений. В первую очередь это льготы для импортозамещающих производств, включая снижение фискальной нагрузки, стимулирование спроса на отечественную продукцию, концентрация господдержки на приоритетных отраслях.
Председатель Комитета РСПП по инвестиционной политике, институтам развития и экспортной поддержке Игорь Вдовин уверен, что проблему импортозамещения в дорожном строительстве без существенных финансовых вложений не решить.
«95% дорожной техники мы закупали у иностранных производителей (строительных материалов – лишь 3-4%). Есть такие позиции, которые не производятся в РФ совсем: например, тяжелые краны, дорожные фрезы. Эта проблема очень сложная, мы над нею сейчас бьёмся вместе с министерствами и ведомствами. Без финансирования эту задачу не решить. С лизингом тоже большая проблема. Финансирование лизинга на дорожную технику уменьшилось в четыре раза с прошлого года. Источников финансирования, чтобы можно было обеспечить серьезные темпы импортозамещения, маловато. Темпы реконструкции заводов, которые нужно поддерживать, настолько велики, что требуют привлечения не только кредитного финансирования, но и финансирования капитала», — констатировал Игорь Вдовин. Вариант для выхода из сложившейся ситуации, по его мнению, — создание фонда государственно-частного партнерства, «где деньги государства могли бы быть потрачены на преодоление технологического отставания».
Первый замминистра транспорта Андрей Костюк отметил важность наличия госзаказа. «Есть предприятия в сфере ВПК, которые готовы производить электронику, микрочипы. Они готовы заняться этим при условиях надежного финансирования НИОКРа со стороны Минтранса и Минпромторга. Также и по другим линиям, но для них важен заказ. Массовое производство возможно только при заказе со стороны государства», — подчеркнул замминистра.
Статс-секретарь Минпромторга Виктор Евтухов подтвердил факт высокой импортозависимости страны в части дорожной техники, но и напомнил о мерах поддержания спроса: «В рамках лизинга эти деньги закладываются ежегодно, в том числе на субсидирование процентных ставок по привлекаемым инвестициям и вложению средств в производство техники. Мы ориентированы на расширение производства продукции, выпуск новой техники, в том числе в рамках относительно нового механизма – обратного инжиниринга».
По словам заместителя руководителя Федерального дорожного агентства Олега Ступникова, благодаря своевременно произведенным закупкам механизированной техники и комплектующих ни по одному объекту сегодня не наблюдается срыва сроков реализации. Отдельные виды дорожной техники — комбинированные машины, автогрейдеры, автосамосвалы — удаётся «ипортозаместить», но для расширения производства предприятиям необходимы льготные кредиты.
Здесь в помощь Фонд развития промышленности, который предлагает производителям сразу несколько программ. «Сроки финансирования под 1-3% — от пяти до семи лет. Погашение займов по всем программам начинается с четвертого года. Основной ключ для входа в финансирование по проектам развития – использование НДТ», — сообщил замдиректора ФРП Алексей Кузнецов.
Заместитель сопредседателя Комитета РСПП по промышленной политике и техническому регулированию Андрей Лоцманов напомнил, что для защиты местных производителей во всём мире используются стандарты технического регулирования: «Техрегулирование, стандартизация, методы оценки соответствия – мощнейшее оружие борьбы с фальсификатом и контрафактом. Технические регламенты – основные инструменты защиты национальных рынков и интересов национальной промышленности. Они эффективно применяются всеми странами – членами ВТО. И мы должны эти инструменты использовать для защиты интересов нашей промышленности».
В ходе первого дня конференции её участники определись с видами химической продукции (сырья, необходимого для производства материалов, применяемых в транспортном, промышленном и гражданском строительстве), производство которых в срочном порядке необходимо наладить на территории РФ. В список попали адгезионные добавки, улучшающие свойства дорожных битумов, эмульгаторы, материалы для дорожной разметки, компоненты для производства лакокрасочных материалов и т.д. В современных реалиях вопрос оперативной организации собственных производств малотоннажной химии выходит на первый план, отмелили на конференции.