Президент Владимир Путин поручил правительству РФ до 1 декабря 2012 года создать механизм привлечения иностранных компаний к участию в конкурсах и аукционах на строительство автодорог федерального и регионального значения. Как это может быть реализовано на практике?
Совершенно очевидно, что в России дорог федерального и регионального значения строится гораздо меньше, чем необходимо. И вообще, наша страна — одна из самых несвязанных дорогами территорий. В 2011 году было построено около 300 километров федеральных дорог и 500 километров — сельских и муниципальных. С нашими пространствами это капля в море, ведь у нас и сегодня более 70 тысяч населенных пунктов не связано дорогами круглогодичного использования.
Ежегодно в России необходимо строить как минимум полторы тысячи километров только федеральных трасс. Однако под такую программу нужны и средства, и мощности, и материалы. Деньги выделяются, но меньше, чем это необходимо. Остается надеяться на воссоздание муниципальных и федерального Дорожного фонда — тогда появятся реальные средства на ремонт и строительство дорог, особенно в муниципалитетах. И, конечно же, нам очень нужны иностранные инвестиции в дорожную отрасль.
Сейчас дорожники недогружены. Не хотелось бы, чтобы в дальнейшем из-за прихода иностранных коллег еще и объем заказов сократился
В преддверии вступления России во Всемирную торговую организацию можно уже говорить и о приходе зарубежных дорожно-строительных компаний на наш рынок. Конечно, уже и сейчас в России на строительстве дорог работают компании из Германии и Франции, но со временем их количество должно увеличиться. Это повысит конкуренцию, подтянет наших строителей, привнесет к нам новые технологии и материалы. В связи с этим необходимо разработать четкие и прозрачные механизмы и условия участия иностранных компаний в тендерах и аукционах, в том числе и при госзаказе. Возможно, для иностранных компаний стоит прописать требования привлекать российские компании на 50 -70% работ — у нас и сейчас дорожники недогружены, и не хотелось бы, чтобы в дальнейшем объем заказов из-за прихода иностранных коллег еще сократился.
Хочу подчеркнуть, что уже сейчас любые иностранные компании могут участвовать в любых видах строительства — это обеспечено нашим законодательством. Они только должны вступить в одну из саморегулируемых организаций, получить допуски на соответствующие виды работ, организовать представительство — и могут работать. Кроме того, сейчас усилиями Национального объединения строителей переведены на русский язык Еврокоды, актуализируются СНиПы, так что вся нормативно-техническая база также существует.
Ну и последнее, чем необходимо заняться, — создание благоприятного инвестиционного климата, в том числе путем снятия административных барьеров и борьбы с региональными монополистами — поставщиками стройматериалов для дорог. Потому что и иностранные строители столкнутся с многомесячными согласованиями землеотводов и прочих документов, а потом увидят, как владельцы близлежащих карьеров в три раза поднимут цены на щебень, песок и так далее.
Если все эти вопросы комплексно будут решены — работать станет легче и российским компаниям, и нашим иностранным коллегам.
Обсудить на форуме