Как утверждают в Минрегионе РФ, причину того, что Дальневосточный округ пока не может выйти на средний плановый показатель — введение 0,45 квадратного метра жилья на человека в год, следует искать в острой нехватке стройматериалов. Из чего возводят дома в ДФО, разбирались корреспонденты «РГ».
Издалека — дешевле
В целом производство стройматериалов в Приморье, по данным статистики, представляют около 200 предприятий. В крае выпускают щебень и гравий, цемент и шифер, кирпич и разного типа блоки, практически весь спектр железобетонных изделий, сэндвич-панели и оконную продукцию, двери из металла и дерева, сухие строительные смеси.
- В принципе стройиндустрия края может закрыть практически все позиции, необходимые для строительства, за исключением металлоизделий и оконного стекла, но, как показал анализ рынка и прогноз по ценам, подготовленный в декабре 2012 года Госстроем, стоимость большинства строительных материалов в ДФО выше, чем в других регионах. Объективные причины — более высокие тарифы на электроэнергию, тепло, воду и цены на ГСМ, — говорит аналитик отрасли Виктор Кудинов.
Поэтому многие стройматериалы край завозит из других регионов РФ и импортирует.
Как отмечает эксперт, «завоз не ограничивается только дефицитными материалами, изделиями и оборудованием, зачастую он дублирует местную продукцию, конкурируя по цене и качеству». Тем не менее местным производителям удается закрывать основные потребности строящихся объектов.
Например, на нужды местных строителей работает Спасский цементный завод. Кирпич в крае выпускают восемь предприятий, общий объем производства — около десяти миллионов условных кирпичей, правда, потребность — в пять-шесть раз больше. Недавно выпуск мелкоштучного лицевого прессованного кирпича на импортном оборудовании наладила компания в Октябрьском районе, еще одну линию планирует запустить другое предприятие.
Не вывезти
Зато в соседнем Хабаровском крае производственные мощности 200 предприятий по выпуску стройматериалов задействованы далеко не в полную силу, потому что предложение существенно опережает спрос.
По данным регионального минстроя, сборным железобетоном, кирпичом, туфо- и керамзитоблоками, газобетонными и отсевочными блоками, сэндвич-панелями край полностью обеспечивает свои потребности, да еще около 30 процентов продукции вывозит в другие регионы ДФО и Восточной Сибири.
Без проблем не обходится. Крупный бизнес жалуется на отсутствие достоверной информации о стройзаказах, особенно бюджетных, что затрудняет планирование производства. Иногда добавляет сложностей изменение предпочтений застройщиков. К примеру, в текущем году неожиданно упал спрос на керамический кирпич. Это заставило производителей существенно снизить цену — с 11 до восьми рублей за штуку. Весьма вероятно, что до конца года ситуация выправится, так как, несмотря на дороговизну, материал весьма популярен в индивидуальном домостроении. Кстати, летом этого года в расчете на рост потребностей региона был запущен автоматизированный завод мощностью до 30 миллионов кирпичей в год.
Общей проблемой для индустрии стройматериалов была и остается неразвитость транспортной инфраструктуры. Предприниматели обвиняют железнодорожное ведомство в срыве сроков поставок и высоких тарифах.
- До сих пор случается так, что вагоны простаивают по месяцу, хотя вся дорога занимает два-три дня, — утверждает Ирина Куваева, руководитель предприятия по производству бетона.
Это приводит к тому, что железнодорожные перевозки вытесняются автомобильными. Как говорит Руслан Гайсин, гендиректор крупной компании по производству теплоизоляционных материалов, десять лет назад автотранспортом перевозили десять процентов грузов, а железнодорожным — 90. Теперь структура изменилась с точностью до наоборот.
Для домашнего использования
Власти Сахалинской области ставят перед строительной отраслью задачу по увеличению количества вводимого жилья. При этом они настаивают на том, чтобы как можно чаще использовались материалы местного производства.
- Запущены кирпичный завод в Долинском районе и предприятие по производству блоков из автоклавного газобетона в селе Дальнее. Вышел на проектную мощность завод по выпуску цемента. Открыты цехи по производству сухих смесей и металлических изделий. Работает технологическая линия по выпуску изделий для строительства малоэтажных быстровозводимых домов мощностью один домокомплект в сутки, — перечисляет профильный министр Андрей Комароми.
Хабаровские предприниматели обвиняют железнодорожное ведомство в срыве сроков поставок и неподъемной стоимости перевозок
Достаточно активно на островах развивается выпуск стройматериалов из дерева. Особенно популярна древесина в индивидуальном жилищном строительстве. Понять, о каких объемах идет речь, поможет следующий факт: из 56 тысяч квадратных метров жилья за первое полугодие текущего года 32 тысячи обеспечили индивидуальные застройщики.
В целом рынок стройматериалов местного производства на Сахалине выглядит неплохо. За первый квартал текущего года объем выпуска строительных материалов составил 0,6 миллиарда рублей, это на три процента больше чем за тот же период 2012-го.
Основная проблема, сдерживающая развитие производства стройматериалов,- ограниченность местного рынка. А именно на него вынуждены ориентироваться сахалинские производители. Отправлять свою продукцию на материк, а тем более за границу — нерентабельно. Поэтому проекты создания крупных заводов стройматериалов здесь часто буксуют на стадии реализации.
Кирпичами завалят
Вопреки пессимистическим прогнозам, которые вызвал застой в жилищном строительстве, амурские заводы не только продолжают выпускать кирпич, щебень, железобетонные конструкции, но и увеличивают свои мощности.
Несколько лет назад стройматериалы в Приамурье завозили в основном из Сибири, что заметно удорожало их стоимость. Теперь ситуация меняется кардинально.
Совсем скоро в регионе появятся разноцветные дома — синие, красные, зеленые, желтые: Благовещенский завод стройматериалов закупил оборудование для выпуска цветного облицовочного кирпича. Приамурье сможет поставлять его всему Дальнему Востоку.
- Мы взяли оборудование в лизинг, — говорит директор завода Сергей Абрамов. — Расплачиваться будем пять лет. Кроме того, область субсидирует проценты по кредиту.
Благодаря поддержке государства кирпичные заводы региона в прошлом году начали модернизацию. Правда, в тяжелом положении находятся небольшие предприятия — для развития им не хватает оборотных средств, а это в свою очередь приводит к тому, что они не попадают в программы господдержки.
Основная проблема заключается в высокой стоимости стройматериалов. Цены, по мнению, экспертов, скоро должны снизиться, так как объем выпускаемого кирпича возрастет после модернизации производств.
Совсем иная картина с цементом. В области его не хватает, и материал приходится завозить из других регионов страны. По плану новый цементный завод должен появиться в Приамурье в сентябре 2014 года.
Гвозди бы делать
В Якутии применение основных видов строительных материалов зависит от географии. В сельской местности в подавляющем большинстве дома строят из древесины, в городах и промышленных поселках — из материалов и конструкций на основе железобетона. Кирпич в северном регионе не в ходу.
Производство стройматериалов в республике налажено неравномерно. К примеру, в арктические районы любую мелочь приходится завозить, а это обходится очень дорого.
Более высокими темпами отрасль пока по-прежнему развивается в центральной части республики, где выше спрос и лучше транспортная схема. В Якутске, к примеру, из продукции местных предприятий можно построить дом под ключ — разве что крепеж и стекло привозные.
В последние годы в сфере производства стройматериалов все чаще применяется инновационный подход. Два года назад в Хангаласском районе вышел на проектную мощность Покровский завод базальтовых материалов, где из камня делают утеплитель. Впоследствии на основе нанотехнологий наладили выпуск непрерывного базальтового волокна, а также строительной арматуры из него.
В селе Техтюр того же района месяц назад был открыт завод строительных металлоконструкций, на котором применяются технологии, разработанные корейцами. Предприятие выпускает легкие стальные тонкостенные конструкции, причем скорость технологической линии такова, что стандартный гараж здесь делают с нуля за три часа. По словам генерального директора Олега Корякина, по такой методике можно сооружать различные объекты вплоть до трехэтажных жилых зданий.
- Нам в сельской местности нужно строить маленькие объекты: гаражи, коровники, бани, где все это очень пригодится. Я надеюсь, что данная технология поможет сельскому жителю облагородить и благоустроить свой быт, — отмечает председатель республиканского госкомитета по инновационной политике и науке Максим Трофимов.
Источник: «Российская газета», авторы: Татьяна Александрова, Ирина Дробышева, Виктория Ко, Павел Рябчиков, Владимир Таюрский.
Обсудить на форуме