Бюджеты всех уровней РФ сэкономили в 2011 году 318 миллиардов рублей благодаря действию закона о госзакупках, сообщается на сайте Федеральной антимонопольной службы России.
"Всего за шесть лет работы действующего закона — №94-ФЗ экономия составила около 1,5 триллиона рублей, в 2010 году, благодаря закону удалось сэкономить 323 миллиарда рублей. (…) 318 миллиардов рублей удалось сэкономить государству в 2011 году", — сказано в комментарии.
В сообщении отмечается, что экономия бюджетных средств — одна из важных тем госзаказа. С апреля 2011 года у заказчиков появилась обязательность обоснования начальной цены контракта. Кроме этого, с 1 января 2011 года заказчики могут сравнивать через общероссийский портал цены на товары и услуги во всех регионах.
ФАС обращает внимание, что закон изначально создавался как антикоррупционный, позволяющий минимизировать трату бюджетных средств недобросовестными заказчиками. Указывается, что в законодательстве о госзакупках заложены нормы, минимизирующие возможности по недобросовестному исполнению контрактов и исключающие ситуации хищения бюджетных средств — это финансовое обеспечение по контрактам в виде банковской гарантии, поручительства крупного юридического лица или денежных средств. Практическая и грамотная реализация заказчиками этих нормы не позволяют приходить на аукционы компаниям-однодневкам, надежно защищают бюджетные средства и качество исполнения контрактов, сказано в пресс-релизе.
«Экономия — один из важнейших аргументов в пользу сложившейся системы государственных закупок, и, несмотря на всю существующую сегодня критику, закон наглядно продемонстрировал, что он работает, и сэкономленные средства могут быть перераспределены на покупку или строительство социально важных объектов», — полагает начальник Управления ФАС России по контролю за размещением государственного заказа Михаил Евраев.
Такой нелюбимый 94-ФЗ
У противников закона вызывают сомнения его способность минимизировать коррупционные риски и сэкономить бюджет. Возможные финансовые нарушения в сфере госзакупок вызывают наибольшую обеспокоенность Счетной палаты России, о чем заявлял в середине января руководитель контрольного ведомства Сергей Степашин. Ранее СМИ писали, что в Госдуму направлен отчет о работе Счетной палаты за 2011 год. Из документа следует, что нарушения законодательства в бюджетно-финансовой сфере составили 718,5 миллиарда рублей против 484 миллиардов годом ранее.
Решить проблемы госзаказа можно, лишь принципиально изменив сами подходы к регулированию госзакупок, убеждена министр экономического развития Эльвира Набиуллина.
По словам Эльвиры Набиуллиной, 94-ФЗ сделал процедуру госзаказа прозрачной, однако идеология закона не позволяет ответить на вопрос, какой результат получит заказчик. Среди недостатков 94-ФЗ министр называет фактор цены. По ее мнению, экономия часто бывает мнимой, так как зачастую начальные цены контрактов необоснованно завышаются. Так в прошлом году почти 60 процентов составили закупки у единственного поставщика, то есть фактически без конкуренции. Статистика прошлого года также показывает, что 64 процента аукционов и 57 процентов конкурсов вообще не состоялось. На практике недостатки 94-ФЗ выливаются в покупку предметов роскоши чиновниками и дешевого детского питания для школ, некачественных медикаментов и оборудования для больниц.
Закон вызывает массу нареканий и у представителей профессиональных сообществ. Критики закона считают, что он создает массу проблем на строительных госзаказах, при заказе НИОКР и высокотехнологичной продукции. Так, например, в результате демпинга в 30-40% и несовершенства электронных торгов аукционы подчас выигрывают компании, весьма далекие от строительства. Национальное объединение строителей выступает с предложением ввести в закон о госзакупках понятие предквалификации для участников строительных торгов, а также ограничить демпинг 15%. Данные поправки были поддержаны всеми окружными конференциями саморегулируемых организаций в строительстве, однако, вызвали сопротивление со стороны ФАС.
В прошлом году Минэкономразвития был разработан законопроект о федеральной контрактной системе, призванный решить проблемы в сфере государственных закупок, однако, представленный документ столкнулся с резкой критикой ФАС и общественности, особенно в блогосфере. Законопроект о ФКС расширяет количество процедур при госзакупках почти до десяти. "Предложили… переходить на контрактную систему. Весь цикл просматривается, не надо на конкурсы, тендеры приглашать ту организацию, которая искусственно занижает цены, а потом "сваливает", грубо говоря. Весной на сей счет будет принят закон, посмотрим, как он заработает", — цитирует мнение С. Степашина на счет нового законопроекта "Комсомольская правда".
Для борьбы с демпингом аукционы по госзакупкам в законопроекте предлагается отменять, если цена на них опускается ниже стартовой на 25%. Еще одной существенной новацией стала прописанная в законопроекте система контроля, включая общественный, над всем циклом госзакупок: от прогнозирования и планирования до анализа соответствия полученного результата заявленным государственным нуждам, включая общественный контроль.
В свою очередь антимонопольная служба полагает, что представленный законопроект, не принося ничего нового, разрушает систему, экономящую государству по 200 — 300 миллиардов рублей в год. Кроме того, по мнению ФАС, расширение способов размещения контракта и возможность заказчикам наряду с аукционами использовать различные виды конкурсов и переговоры приведет к росту коррупции в этой сфере.
Развитие событий
28 декабря 2011 года Дмитрий Медведев подписал перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию, определив крайним сроком внесения законопроекта о ФКС в Госдуму 1 июля.. В числе прочего поручено обеспечить взаимодействие Правительства Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в целях ускорения рассмотрения этого законопроекта. Ответственным за исполнение поручения назначен Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин.
17 января 2012 года руководитель ведомства Игорь Артемьев заявил о том, что ФАС разработала свой вариант законопроекта о федеральной контрактной системе.
24 января 2012 года на совещании на тему «О работе над проектом федерального закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» Совет Федерации инициировал создание совместной с Госдумой и правительством рабочей группы по усовершенствованию законопроекта о федеральной контрактной системе. В ходе этого совещания в верхней палате Федерального Собрания Э. Набиуллина заявила, что управление государственными закупками важно повысить именно сейчас, когда риски в мировой экономике значительно возросли, а новая федеральная контрактная система, заложенная в законопроекте, позволит это сделать.
Обсудить на форуме