Актуальные проблемы адаптации отрасли в условиях становления системы саморегулирования | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации:

Актуальные проблемы адаптации отрасли в условиях становления системы саморегулирования

Понятно, что реформа, безусловно, нацелена на новое качество обеспечения ответственности за безопасное строительство индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, на установление требований к персоналу, его образованию и превращение отрасли в самодостаточную, развивающуюся экономическую систему.

Но в сложившемся характере структурных изменений надо понять, что в силу объективных причин сразу и одномоментно результата достичь не удастся – потребуется время, концентрация затрат и усилий членов саморегулируемых организаций, чтобы эффективно и творчески решать экономические и социальные задачи.

Представляется интересным более пристально рассмотреть процессы, происходящие на начальном этапе, с позиций адаптации организаций строительного комплекса к изменяющимся условиям, оценить возможные ответы на современные вызовы. В данном контексте следует проанализировать наметившиеся тенденции и стремиться целенаправленно поддерживать институты, механизмы и процедуры, регламентирующие социально-экономическую, производственную и общественно-политическую жизнь отрасли.

В реальном времени строительный комплекс несет потери, неизбежные при смене государством «правил игры», при постоянных и порой непоследовательных изменениях правовых и нормативных актов, эволюция которых далека от должной институциональной обоснованности. Более того, поправки вносятся и принимаются без учета мнения саморегулируемых организаций, общественных союзов, без проведения экономической и антикоррупционной экспертизы. Декларативные документы явно требуют приближения к реальности, прослеживается неуемное стремление узкого круга лиц по их «фасадной реставрации» при сохранении административного давления.

Например, только в Градостроительный кодекс РФ внесено уже 27 существенных поправок. Под лозунгом поддержки малого бизнеса на практике происходит обратное: ужесточаются требования к количественному составу малых фирм, увеличивается финансовая нагрузка при вступлении в саморегулируемую организацию.

Изнуренные законодательными изменениями – за год в четвертый раз(!) меняется основной нормативный документ, по которому выдаются свидетельства о допуске к работам индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам: Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (приведу примеры вносимых изменений в приказы: от 9.12.2008 № 274, от 21.10.2009 № 480, от 30.12.2009 № 624 и № 624 в редакции от 23.06.2010 № 294 и Закона от 27.07.2010 № 240-ФЗ), принято постановление Правительства РФ от 3.02.2010 г. № 48, — саморегулируемые организации обязаны перерабатывать свои правила и стандарты, проводить общие собрания для их утверждения, направлять документы в Москву, ждать очередного разрешения от уполномоченного органа на право выдавать новые свидетельства. Можно представить, сколько потребовалось дополнительных расходов, сил и времени на эту усложненную бюрократическую процедуру всем строителям России, вместо того чтобы заниматься своим делом – проектировать и строить объекты промышленного и гражданского назначения, сооружения инфраструктуры.

Корнем другой проблемы стала система финансирования саморегулирования, поскольку основными источниками, обеспечивающими деятельность СРО, являются вступительные и членские взносы. В 2011 году вступительные взносы сократятся, СРО столкнутся с нехваткой средств и будут вынуждены объединяться. Хотелось бы обратить внимание еще на один парадокс российской экономики. По закону средства компенсационного фонда саморегулируемых организаций изъяты из реального сектора материального производства и лежат на банковских счетах (по оценкам около 20 млрд. рублей). За счет строительного комплекса России поддерживается банковская система страны при острой нехватке средств у строителей. Подобного не наблюдается, пожалуй, ни в одной стране мира с рыночной экономикой.

При неоднократно внесенных поправках в Градостроительный кодекс РФ упущена целостная модель управления отраслью, не раскрыты принципы осуществления саморегулирования (что приводит к междоусобным территориальным противоречиям).

Требует разрешения допущенная законодателем правовая некорректность. Перенос ответственности и возложение очередного финансового пресса на генерального проектировщика и генерального подрядчика противоречит гражданско-правовым отношениям – персональной и коллективной ответственности всех участников строительного процесса за результаты проектных и строительных работ. При этом сведена на нет роль и ответственность застройщиков (заказчиков) – главных игроков строительного рынка. Осуществляемые ими работы и функции технического надзора не нашли своего отражения в Перечне видов работ.

Основными целями саморегулируемых организаций являются предупреждение причинения вреда вследствие недостатков работ, выполняемых членами саморегулируемых организаций, а также повышение качества таких работ. Для достижения указанных целей саморегулируемые организации разрабатывают и утверждают не только документы, регламентирующие их деятельность, но также правила выполнения членами СРО работ в соответствии с законодательством о техническом регулировании и требования к предпринимательской деятельности, осуществляют контроль за их соблюдением. Тем самым полномочия контроля за безопасностью объектов капитального строительства и качеством работ передаются от государственных органов непосредственно саморегулируемым организациям.

Однако, возвращаясь к приказу Минрегиона № 624, можно констатировать: он демонстрирует для строительного комплекса «шоковую терапию», без какой-либо подготовки и переходного периода, а установление по отдельным видам работ «звездочек» (допуск на выполнение работ только на технически сложных, особо опасных объектах) создало ситуацию, когда вне поля регулирования оказалось более половины субъектов рынка строительства жилья, что попросту опасно для жизни населения.

Стройка всегда является объектом повышенной опасности, и делить работы на те, которые оказывают влияние на безопасность объектов, и которые такими не являются, неразумно и неправильно. Все участники строительного процесса в создании объекта отвечают за безопасность своих работ, неважно, субъектами какого бизнеса они являются — малого, среднего или крупного.

Отсутствие обоснованного перечня видов работ, требующих получения допусков, и обязательности членства в саморегулируемых организациях части представителей малого и среднего бизнеса может привести к снижению безопасности и качества работ, а также к очередной волне обманутых дольщиков.

Провальным уроком для отрасли стала «окоченелость» нормативно-технического регулирования. В строительстве отсутствует единая техническая политика, упущено время для комплексной работы по внесению поправок в строительные нормы и правила.

Несерьезно сегодня говорить о безопасности и повышении качества строительства, когда принимаются противоречивые технические регламенты и много лет ведутся разговоры об актуализации СНиПов, привязке их к европейским нормам в области строительства (Еврокодам).

Статья 71 Конституции РФ закрепляет стандартизацию в ведении Российской Федерации. Более того, в соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ Федеральные органы государственной власти для регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, разрабатывают и утверждают стандарты (нормы и правила) и осуществляют контроль за их соблюдением. Безусловно, данную работу необходимо осуществлять с представителями экспертного и бизнес-сообщества, национальных объединений, отдавать же разработку регламентов и стандартов в частные руки нецелесообразно. Жизнь показала на практике – отстранение государства от данной функции и ликвидация Госстроя привела практически к отсутствию нормативно-технического регулирования и современных национальных стандартов и сводов правил в строительной отрасли.

Работа по разработке, внесению изменений и поправок в технические нормативы должна вестись государственными органами не от случая к случаю, а системно и на постоянной основе.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 4 октября 2010 г. № 439 утвержден План работ по разработке и утверждению сводов правил и актуализации ранее утвержденных строительных норм и правил, на основании которого задача, поставленная Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», должна быть выполнена к середине 2012 года.

В ходе актуализации действующие СНиП и ГОСТ будут приведены в соответствие с нормативными и правовыми актами, сокращено количество обязательных для выполнения требований, с тем чтобы расширить возможности для применения альтернативных решений и осуществить гармонизацию отечественной технической базы с соответствующими европейскими нормами.

В настоящее время активно лоббируется создание института саморегулирования в области пожарной безопасности. Некоторые предприимчивые люди, не дожидаясь принятия закона и ссылаясь на законопроект № 305620-5, уже обращаются к клиентам с призывом вступать в СРО. На мой взгляд, создавать в рамках градостроительной деятельности дополнительные дублирующие виды саморегулируемых организаций нецелесообразно. Это повлечет за собой очередные финансовые затраты для бизнеса. Дуализм приведет к неуправляемым процессам, к очередному административному барьеру. Логично было бы Минрегиону и МЧС России подписать соглашение о разграничении полномочий в области градостроительства и эксплуатации объектов капитального строительства, включив в Перечень видов работ монтаж систем и средств противопожарной защиты, проведение проектных работ, экспертизы пожарных рисков и т. д., так как данные работы осуществляют те же члены проектных и строительных саморегулируемых организаций. Вопросы же контроля по соблюдению требований пожарной безопасности должны решаться в субъектах РФ с территориальными подразделениями МЧС России и органами управления СРО.

Несмотря на все недостатки сложившейся сегодня практики саморегулирования, нельзя не признать, что положительный эффект от деятельности СРО достигнут. Саморегулируемые организации обеспечивают взаимодействие профессионального сообщества с органами государственной власти, что открывает возможности для решения многих проблем. Они выступают гарантом обеспечения материальной ответственности строительных организаций. Саморегулирование как институт общества способствует переходу строительной отрасли России на современный уровень рыночных отношений.

С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, и благодаря СРО с рынка постепенно будут вытесняться недееспособные фирмы.

В минувшем году многие саморегулируемые организации выстраивали отношения с органами власти, территориальными СРО, национальными объединениями. В организационном плане прошедший год завершился на позитивной волне: проведены съезды саморегулируемых организаций, избраны президенты и сформированы составы советов национальных объединений. Продемонстрирована консолидация всего строительного комплекса России с федеральными органами исполнительной власти, Правительством РФ в плане понимания того, что строительная отрасль всегда будет стоять в авангарде всех преобразований и социально-экономического развития страны.

Именно самодеятельность и инициатива саморегулируемых организаций может быть прочной основой обновления строительного комплекса России, развития свободного предпринимательства.

На региональном уровне создавались объединения, советы, комитеты саморегулируемых организаций. Активную поддержку саморегулируемым организациям оказало полпредство Президента в Приволжском федеральном округе. При полномочном представителе Президента РФ заработал Экспертный совет, который доводит информацию и принимает совместные решения с региональными властями. На базе объединения нижегородских строителей, проектировщиков, изыскателей созданы комитеты, которые занимаются разработкой нормативно-правовой базы строительства, технических регламентов и актуализацией действующих нормативов. Такая же работа осуществляется во многих регионах Российской Федерации.

В Перми в апреле 2010 года был создан Координационный совет СРО Пермского края. Он объединил все сегменты строительного комплекса: одиннадцать саморегулируемых организаций, в том числе пять строительных, пять проектных и один филиал изыскателей. Координационный совет за короткий промежуток времени показал свою жизнеспособность, проведена большая работа по принятию совместных решений по ряду вопросов законотворческой деятельности, которые доводились официально до национальных объединений, Правительства РФ, Государственной Думы, президента страны и съездов саморегулируемых организаций. И не случайно первая практическая конференция саморегулируемых организаций строительного комплекса Приволжского федерального округа прошла 14–16 декабря 2010 года в Перми. В ней участвовали ведущие специалисты национальных отраслевых объединений изыскателей, проектировщиков и строителей, около пятидесяти саморегулируемых организаций округа из Ижевска, Казани, Уфы, Саратова, Самары, Оренбурга, Нижнего Новгорода, Москвы и др.

На конференции принята резолюция, в которой зафиксированы предложения о поддержке малого и среднего бизнеса в виде уменьшения размеров взносов в компенсационный фонд, снижения административных барьеров, наведения порядка при проведении государственной экспертизы проектной документации и получении разрешения на строительство, принятия прозрачных законодательных и нормативных актов, повышения эффективности взаимодействия с поставщиками энергоресурсов и естественными монополиями по условиям и стоимости услуг. Заострено внимание на создании системы государственных гарантий для защиты средств компенсационного фонда саморегулируемых организаций, размещенного в банковских учреждениях на депозитных счетах.

Целый блок пунктов резолюции направлен на совершенствование законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, приведение в соответствие с Федеральным законом от 27.07.2010 № 240-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, исключив из него «звездочки».

О принятых решениях проинформированы общественность, Правительство РФ, Государственная Дума РФ, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, национальные объединения.

Саморегулируемые организации НП «Строители Урала» и НП «Проектные организации Урала» в 2010 году активно участвовали в работе по внесению экспертных предложений в проекты законодательных актов по защите интересов членов саморегулируемых организаций и субъектов строительного рынка. Разработаны методические документы и рекомендации, осуществлялось информационное обеспечение членов Партнерства. Руководящие лица НП «Строители Урала» и НП «Проектные организации Урала» присутствовали в качестве делегатов на всех съездах национальных объединений проектировщиков, строителей, а также организовывали конференции, совещания, выступали с докладами по актуальным проблемам отрасли в Ижевске, Перми, Москве, Екатеринбурге, Кургане, Тюмени, Нижнем Новгороде, Саратове, Санкт-Петербурге, участвовали в строительных выставках в Перми, Тюмени, Кургане, Екатеринбурге и Ижевске, организации деловых программ, «круглых столов».

Статьи и выступления публиковались в отраслевых и региональных журналах, других средствах массовой информации и размещались на сайте партнерства.

СРО НП «Строители Урала» и СРО НП «Проектные организации Урала» подписали с Правительством Пермского края и Госкорпорацией «РОСНАНОТЕХ» рамочное соглашение о сотрудничестве и взаимодействии по внедрению новых технологий и энергосбережения.

Автор: генеральный директор СРО НП «Строители Урала» Виктор Терентьев


Обсудить на форуме