Алексей Белоусов: СРО обозначили приоритеты развития на 2011г | Информационный портал «Саморегулирование»
Дата публикации:

Алексей Белоусов: СРО обозначили приоритеты развития на 2011г

По мнению экспертов, нынешний этап развития системы саморегулирования в строительстве выявил ряд ее недостатков и наметил пути их устранения. О том, что ждет саморегулируемые организации (СРО) в 2011 году, рассказывает координатор НОСТРОЙ по Северо-Западному федеральному округу (СЗФО), вице-президент саморегулируемой организации НП «Объединение строителей СПб», депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Алексей Белоусов.

– Алексей Игоревич, по вашему мнению, какие направления развития системы саморегулирования в строительстве будут приоритетными в 2011 году?

– Первый год работы системы саморегулирования выявил необходимость существенной доработки законов и подзаконных актов, которыми руководствуются в своей деятельности строительные компании. Критику со стороны строительных компаний и СРО вызывают постановление Правительства РФ №48 и Приказ Минрегиона России №624. Также необходимо внести изменения в Градостроительный кодекс РФ в части размещения и изъятия с банковских счетов средств компенсационного фонда СРО в связи с попытками их нецелевого использования.

По моему мнению, в текущем году необходимо уделить большое внимание совершенствованию технических регламентов строительства. Строительное сообщество рассчитывает, что в ближайшей перспективе Государственная Дума РФ примет Федеральный закон № 394-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Важным направлением работы СРО являются контрольные проверки. Можно сказать, что на сегодняшний день становление этого института еще не завершено. Большинство СРО в СЗФО только в прошлом году приступили к контрольным проверкам и пока не сумели накопить определенный опыт, поэтому 2011 год будет временем становления системы контроля членов саморегулируемых организаций.

Формирование системы взаимодействия НОСТРОЙ с региональными объединениями саморегулируемых организаций при участии координаторов НОСТРОЙ по федеральным округам также является приоритетным направлением развития саморегулирования.

– Планировалось, что связующим звеном между НОСТРОЙ и СРО в регионах станет система окружных конференций. Как вы считаете, данная система сложилась?

– На мой взгляд, процесс становления системы окружных конференций еще не завершен. Впервые такие мероприятия были проведены в преддверии III Всероссийского съезда НОСТРОЙ, что предусмотрено Уставом Национального объединения строителей.

Окружные конференции позволяют строительному сообществу и саморегулируемым организациям рассматривать и решать основные базовые вопросы. К слову, 25 января в Санкт-Петербурге состоится очередная окружная конференция Северо-Западного федерального округа. В рамках мероприятия участники обсудят такие актуальные вопросы, как эффективность реализации контрольных функций в системе саморегулирования в строительстве, а также план работы Национального объединения строителей на 2011 год, проведение III Съезда строителей Северо-Запада и создание рабочего органа координатора НОСТРОЙ на Северо-Западе. Конференция пройдет под председательством первого вице-президента Национального объединения строителей А.И. Вахмистрова, к участию приглашены члены Совета НОСТРОЙ: С.В. Петров, М.В. Шубарев, В.А. Южилин, а также представители аппарата НОСТРОЙ.

На мой взгляд, целесообразно проводить окружную конференцию раз в квартал. Без сомнения, данные мероприятия уже сегодня выполняют важную связующую функцию между саморегулируемыми организациями и Национальным объединением строителей.

– Как вы охарактеризуете роль института координаторов по федеральным округам в деятельности НОСТРОЙ?

– Что касается координаторов в федеральных округах, то, в отличие от окружных конференций, этот институт не включен в Устав Национального объединения строителей. Но, сформированный в начале прошлого года по инициативе Национального объединения строителей, он уже показал свою эффективность, координируя действия СРО, формируя и создавая прочные связи между СРО регионов и НОСТРОЙ. На мой взгляд, было бы целесообразно внести в Устав Национального объединения строителей соответствующие поправки, закрепляющие институт координаторов по федеральным округам.

– Планирует ли НОСТРОЙ предпринимать меры для повышения уровня безопасности, в том числе изменять и актуализировать стандарты и правила строительства? На ваш взгляд, возможно ли использование европейского опыта в разработке методических документов по техническому регулированию в сфере строительства?

– В плане работы НОСТРОЙ на 2011 год большое внимание уделено повышению уровня безопасности осуществления строительных работ, а также техническому регулированию. По моему мнению, прямое использование европейского опыта является спорным вопросом. Известно, что представители западной строительной отрасли не совсем довольны тем, как их регулирующие нормы работают на практике. Безусловно, слепое копирование данной системы и перенесение ее в российскую практику недопустимо. Эти нормы требуют существенных доработок, прежде чем они станут приемлемыми для российской действительности. Однако многолетний опыт европейских строительных компаний стоит учесть при подготовке документов по техническому регулированию.

– Какие меры, по вашему мнению, позволят очистить строительный рынок от «коммерческих» СРО? Какой вклад в этот процесс могут внести координаторы по федеральным округам НОСТРОЙ?

– Работа «коммерческих» СРО очень негативно влияет на имидж системы саморегулирования. Большинство саморегулируемых организаций, зарегистрированных в Санкт-Петербурге, стремятся к тому, чтобы рынок был очищен от такого рода СРО. Их деятельность не только наносит урон по строительной отрасли, но и приводит к тому, что все пороки, которые содержала система лицензирования, начинают возрождаться в созданных ими благоприятных условиях. Это и фирмы-«однодневки», и торговля допусками на строительные работы, и демпинг со стороны организаций, принимающих участие в конкурсе на государственный заказ. Борьба с такими СРО является одной из приоритетных задач, которая должна решаться на уровне НОСТРОЙ, а также координаторами НОСТРОЙ по федеральным округам.

Для решения проблемы с «коммерческими» СРО в Санкт-Петербурге НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга» выступило с инициативой по предотвращению участия в конкурсных процедурах по размещению государственного заказа тех компаний, которые получили допуски в «коммерческих» СРО. Объединением совместно с крупнейшими СРО Санкт-Петербурга, подписавшими соглашение о сотрудничестве, подготовлено обращение к членам правительства Санкт-Петербурга и председателям комитетов Администрации Санкт-Петербурга. В документе предлагается внести изменения в состав конкурсной документации в рамках государственного заказа Санкт-Петербурга, в соответствии с которыми строительная компания будет обязана предоставлять заверенное банком платежное поручение о перечислении средств в компенсационный фонд саморегулируемой организации в объемах, предусмотренных действующим законодательством.

В свою очередь, для регулирования сложившейся ситуации главной задачей координаторов НОСТРОЙ является оперативный мониторинг деятельности саморегулируемых организаций их федерального округа и оперативное предоставление информации о нарушениях в Ростехнадзор и Национальное объединение строителей.

– Весной 2011 года планируется проведение IV Всероссийского съезда НОСТРОЙ в Екатеринбурге. Как вы относитесь к тому, что съезд проводится в регионе?

– На мой взгляд, проведение съезда в регионах является правильной позицией. Напомню, что СРО НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга» выступило инициатором проведения весной прошлого года II Всероссийского съезда НОСТРОЙ в Санкт-Петербурге, который вызвал большой интерес со стороны представителей СРО и всего строительного сообщества.


Обсудить на форуме