В ближайшее время в системе допуска на рынок экспертных услуг в сфере строительства появятся серьезные новшества, а сам рынок ждут структурные изменения. История вопроса и отношение профсообщества к предстоящим переменам – в интервью президента Ассоциации экспертных организаций в строительстве и гендиректора ООО «Центрэкспертиза» Андрея АКИМОВА, которое он дал Агентству новостей «Строительный бизнес».
- Теорией и практикой экспертизы мы с коллегами начали заниматься в 2012 году. Кстати, в сентябре того года я легко сдал тестовый экзамен и получил аттестат эксперта Минрегиона России. В декабре прошлого — январе этого года я сдал три тестовых экзамена уже в Минстрое России и досконально знаю, как устроена система строительной экспертизы в стране, и как работает система аттестации экспертов, так как сам прошел путь от чертежника и ГИПа до руководителя органа исполнительной власти. Создавал почти с нуля государственную экспертизу в Югре, неоднократно защищал проекты в государственных учреждениях разных регионов России.
Уже в 2011 году на всех общественных и министерских площадках у всех без исключения участников правоотношений в сфере экспертизы созрело понимание, что вновь создаваемый институт негосударственной экспертизы в правовом смысле несовершенен. У меня был разговор с тогдашним руководителем департамента, разработчиком проекта закона. Он мне честно сказал, что руководство ждет в этом году результат, «дискуссии закончились, мы выпускаем, все, точка». А его ждет новая работа с повышением по должности.
Наше предложение от национальных объединений строительной сферы об общественно-профессиональном участии в подготовке экспертов не было поддержано. Созданные подсистемы допуска к экспертизе частных компаний и физических лиц – аккредитации и аттестации, сразу были во многом несовершенны, иногда абсурдны и нуждались в пересмотре с точки зрения ужесточения требований и установления постоянно действующей системы контроля. Постоянного объективного контроля деятельности обозначенных лиц не было предусмотрено законодательством в принципе.
Тезис о необходимости создания общероссийского реестра экспертных заключений мне приходилось самому отстаивать в Минэкономразвития. Сейчас это уже действующая норма. Неоднократно в дискуссиях высказывались опасения, что в существующих правовых реалиях рынок будет перенасыщен недобросовестными и некомпетентными субъектами, что, по сути, и произошло.
В 2014 году на рассмотрение многих профессионально-предпринимательских объединений и государственных регуляторов нами был направлен пакет законодательных изменений, включавший 14 документов различных уровней, выстраивающий, по нашему мнению, честный рынок экспертных услуг. Этот пакет рассматривался на Совете Национального объединения застройщиков и получил одобрение. Он также был сначала с оптимизмом воспринят и новым тогда руководством Минстроя России. К большому сожалению, после многократных подходов на заседаниях специально созданной рабочей группы Минстроя наш законотворческий портфель затерялся в кабинетах переназначенных на другие направления чиновников. Потом было создано несколько версий реформы негосударственной экспертизы. Последний проект ФЗ был внесен правительством в Госдуму весной этого года и 10 апреля был принят в первом чтении. Законопроект содержит несколько революционных предложений, в том числе и те, которые мы предлагали с самого начала. Но всё равно в нём еще остаются коллизии, которые могут сделать его вредным для отрасли.
С принятием нового закона стартует новая система допуска и контроля в сфере оценки проектов на соответствие техническим регламентам. Мы приступаем к реализации новых правовых норм с «солидным» багажом из 800 негосударственных экспертных организаций, из которых более половины можно назвать мертвыми, и более чем 15 тысяч аттестованных экспертов, компетенции многих также вызывают большие вопросы. И дело тут вовсе не в изначальной формальности процедур наделения правами участников рынка.
Имеющийся ранее правовой инструментарий позволял, как минимум, не допускать такой дискредитации экспертной сферы. Процедура предквалификации, предшествующая компьютерному тестированию, не имела, особенно в первые несколько лет своего существования, сколько-нибудь четких нормативных очертаний. Допуск к экзамену по критерию образования осуществлялся без использования перечня специальностей и профессий, соответствующих конкретным направлениям деятельности. Оценка кандидатов осуществлялась исключительно субъективно.
Сейчас ситуация качественно поменялась в позитивную сторону. Требования к кандидатам возросли. Количество отказов в допуске к экзамену выросло в разы. Да, данный правовой пробел пока не имеет своей законодательной «заплатки», но, по крайней мере, мы видим стремление регулятора вникать в суть вопроса, разбираться в мелочах.
Справедливости ради необходимо добавить, что проблема соответствия профиля образования не в первый раз всплывает в системе саморегулирования, и данный вопрос в большей степени, на наш взгляд, лежит в сфере компетенции Минобрнауки РФ, который в своих подзаконных актах не смог установить четкого понятия «профильности» образования. К примеру, в «славное советское время», владение смежной специальностью засчитывалось при наличии в дипломе соответствующего предмета с более 120 часов начитки.
Что касается вводимой новой системы аттестации – это своего рода естественный отбор для экспертных организаций. Абсолютно точно, что с рынка уйдут около половины экспертов и компаний, тут мы согласны с мнением высказавшегося недавно по данному поводу директора Департамента разрешительной деятельности и контроля Минстроя России Владимира Калинкина. Процедура существенно ужесточена, тестовые задания актуализированы, стали более профессиональными и сложными. Как говорится, теперь и «муха не пролетит». База вопросов, в отличие от сегодняшней ситуации с многочисленными коммерческими тестирующими конторами, станет недоступна для любого рода, скажем так, заимствований.
Проблему присутствия в экспертной сфере некомпетентных специалистов, связанную с растянутостью во времени процесса переаттестации (срок действия аттестата – 5 лет), решит закрепленная 1719 ПП обязанность экспертов повышать квалификацию каждые три года. По итогам обучения будет проводиться тестовый экзамен, который отсеет экспертов без знания матчасти. Любопытно, что такая обязанность установлена для всех действующих экспертов, то есть, по букве закона уже в ближайшее время Минстрой начнет требовать со всех экспертов удостоверения о повышении квалификации. Подписывать экспертные заключения специалистам с аттестатом, но без документа о повышении квалификации станет незаконно.
Нам представляется правильным, чтобы вся система повышения квалификации экспертов находилась в руках Минстроя и его подведомственных учреждений. Ждем соответствующего приказа регулятора. Потому как сегодня рынок уже полон объявлениями «Повышение квалификации для любых экспертов. Быстро, дистанционно. Стоимость 2,5 тыс.руб., ООО «Заоблачные Дали».
Инициатива регулятора относительно развития аттестационной системы, безусловно, весьма жесткая, но в сложившейся ситуации вынужденная. И мы данные меры полностью поддерживаем. Надо работать и идти вперед, разгребая завалы прошлых лет. И начинать надо с кадров, поскольку «кадры решают все».
Источник: АНСБ
Обсудить на форуме