Глава аппарата Национального объединения проектировщиков Антон Мороз в беседе с корреспондентом СРОпортала рассказал о приоритетных направлениях деятельности НОП, о сотрудничестве с Госстроем и об изменениях в работе Объединения в связи с вступлением России в ВТО.
СРОпортал: Антон Михайлович, какие приоритетные направления в работе Национального объединения проектировщиков намечены на 2013 год?
Антон Мороз: Приоритетные направления деятельности Национального объединения проектировщиков на 2013 год были детально обсуждены на окружных конференциях и круглых столах в рамках VII и VIII Съездов НОП. Эти направления включают в себя комплекс конкретных действий, которыми мы руководствуемся в своей работе. Это, прежде всего, создание коллегии представителей национальных объединений в области проектирования, строительства и инженерных изысканий; совершенствование базы законодательных, нормативно-правовых и нормативно-технических документов, а также методологии в области саморегулирования; защита российского рынка проектных услуг, в том числе защита профессиональных интересов российских архитекторов и инженеров при заключении контрактов с зарубежными проектировщиками; совершенствование системы профессионального образования; формирование единого информационного ресурса проектной отрасли; противодействие коммерциализации саморегулирования.
Представители Национального объединения проектировщиков намерены продолжать принимать активное участие в работе экспертных советов, комиссий, рабочих групп федеральных органов государственной власти, общественных организаций, комитетов Госдумы по вопросам собственности и по земельным отношениям и строительству, общественного совета Минрегиона России, Координационного совета при Минрегионе России по взаимодействию с национальными объединениями саморегулируемых организаций в сфере строительства, Комиссии по вопросам лицензирования строительной деятельности и квалификационной сертификации специалистов Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ, Общественного совета при Ростехнадзоре, Коллегии Комплекса градостроительной политики и строительства при правительстве Москвы с целью защиты интересов саморегулируемых организаций, а также проектировщиков, входящих в их состав.
СРОпортал: Каковы самые актуальные законодательные инициативы Национального объединения проектировщиков?
Антон Мороз: Деятельность в области законодательных инициатив считаю одним из главных направлений в нашей работе. Так, поправки в статье 60 Градостроительного Кодекса РФ были инициированы национальными объединениями проектировщиков, строителей и изыскателей. Они касаются замены солидарной ответственности саморегулируемых организаций на субсидиарную.
Законопроект № 262144-6 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”» направлен на устранение несогласованности новой редакции статьи 60 и действующих норм Градостроительного кодекса РФ, позволяя обеспечивать страховое покрытие регрессных требований лиц, возместивших вред и выплативших компенсацию сверх возмещения вреда потерпевшим, в рамках договора страхования гражданской ответственности.
Проект ФЗ № 262137-6 «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”» устанавливает субсидиарную ответственность СРО по регрессным требованиям лиц, возместивших вред и выплативших компенсацию сверх возмещения вреда, наступающую после обращения к члену СРО, что позволяет в полной мере задействовать систему страхования гражданской ответственности членов СРО и обеспечивать мотивацию членов СРО к повышению безопасности зданий, сооружений, соблюдению требований безопасности при строительстве.
Эти два законопроекта рассмотрены на Комитете Госдумы по земельным отношениям и строительству и предложены к рассмотрению Госдумой. До 1 июля их необходимо рассмотреть хотя бы в первом и втором чтениях и, таким образом, проблемы профессионального сообщества будут находиться в стадии решения к моменту вступления в силу ст. 60 Градостроительного кодекса.
СРОпортал: Какие перспективные направления определены для дальнейшего сотрудничества с Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстроем)?
Антон Мороз: В качестве перспективных можно выделить вопросы взаимодействия Госстроя и НОП в части внесения изменений в проекты законов, нормативных актов, а также по вопросам технического регулирования, над которыми ведется работа в Национальном объединении проектировщиков. Мы стремимся к конструктивному взаимодействию по данному направлению с национальными объединениями строителей и инженерных изысканий, с профильными министерствами, мэрией Москвы и, конечно, Госстроем.
Также считаем возможным передачу контрольных функций за деятельностью саморегулируемых организаций, за ведением реестра от Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) к Госстрою.
В результате улучшения взаимодействия позиция Национального объединения проектировщиков более четко представлена при работе по вопросам технического регулирования, корректировке Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 г. № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» и в части отработки законопроектов.
СРОпортал: Россия вступила во Всемирную торговую организацию. Принимает ли НОП участие в гармонизации российских норм с Еврокодами?
Антон Мороз: Гармонизация требований российских норм с Еврокодами стоит в числе приоритетных направлений деятельности НОП.
Внедрение Еврокодов в России без разработки параметров, устанавливаемых на национальном уровне, невозможно. Территория России отличается большим разнообразием природно-климатических условий, ряд из которых существенно отличается от аналогичных европейских. В России строительство ведется на территориях «вечной мерзлоты» (более 60% территории), в условиях сейсмической активности (более 40% территории), в условиях отличных внешних нагрузок (снеговая, ветровая и др.), в условиях больших перепадов температур и т. д. Практика показывает, что игнорирование этих особенностей приводит к авариям и обрушениям.
В 2012 году Национальным объединением проектировщиков осуществлено финансирование работ по разработке пяти национальных приложений к Еврокодам и их экспертизе: EN1990 «Основные положения по проектированию сооружений»; EN1991 «Воздействия на сооружения» части: 1991-1-2 «Основные воздействия – Воздействия при пожаре»; 1991-2 «Транспортные нагрузки на мосты»; 1991-3 «Воздействия на краны»; 1991-4 «Силосы и резервуары».
СРОпортал: Какой, на Ваш взгляд, должна быть идеальная схема деятельности экспертных учреждений в условиях системы ВТО?
Антон Мороз: Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства должно сочетаться с механизмами предотвращения причинения вреда и обеспечения его возмещения. В сфере строительства к такому механизму относится экспертиза результатов инженерных изысканий и проектной документации.
Устанавливая административную и уголовную ответственность для лиц, подписывающих и утверждающих декларации о соответствии проектной документации, необходимо прежде всего наделить их правами, позволяющими реально обеспечивать строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства в соответствии с результатами инженерных изысканий и проектной документацией. К таким правам может быть отнесено исключительное право лица, подготовившего проектную документацию, разрабатывать в соответствии с ней рабочую документацию в целях строительства объекта, осуществлять авторский надзор и подтверждать соответствие результатов строительства, реконструкции, капитального ремонта проектной документации.
Действенной мерой по улучшению предпринимательского климата в сфере строительства, по мнению НОП, является не отмена экспертизы в принципе на ряде объектов, а исключение административных ограничений для деятельности негосударственных экспертных организаций. При этом указанный механизм будет являться эффективным только в тех случаях, когда у застройщика (заказчика) есть право выбирать наиболее достойного, на его взгляд, эксперта (экспертную организацию), а эксперт, в свою очередь, несет ответственность за результаты экспертизы. Экспертиза должна быть не обязанностью, а правом. Эксперт несет уголовную ответственность по результатам экспертизы, а при ее отсутствии ответственность несет проектировщик.
Обсудить на форуме