В Национальном объединении изыскателей и проектировщиков грядут большие перемены: вся его деятельность будет направлена на развитие отрасли – без лишних трат и внутренних конфликтов, но с чёткими целями и задачами. Недавно избранный президент НОПРИЗ Анвар Шамузафаров уже предпринял первые шаги: оптимизировал структуру нацобъединения, обозначил приоритетные стратегические и тактические направления деятельности. О том, что ждёт проектно-изыскательское сообщество в ближайшем будущем, он рассказал в интервью журналу «Строительство».
- Анвар Шамухамедович, 22 декабря 2022 года прошло заседание Совета НОПРИЗ, на котором была изменена структура нацобъединения и приняты другие интересные и важные решения. В чем причина таких решений и как они повлияют на деятельность НОПРИЗ?
- Действительно, был принят ряд решений для того, чтобы НОПРИЗ больше соответствовал тем задачам, которые стоят перед проектно-изыскательской отраслью. Новая структура построена таким образом, что все председатели 6 комитетов НОПРИЗ теперь являются вице-президентами Нацобъединения. Но самое главное – меняется смысловое наполнение деятельности комитетов НОПРИЗ.
У нас раньше был комитет по цифровизации, который возглавлял Александр Моисеевич Гримитлин, и занимался в основном цифровизацией архитектурно-строительного проектирования. Но цифровизация сейчас развивается в разных видах и направлениях градостроительной деятельности. Если мы берем градостроительство и архитектуру, то там цифровизация и ГИСОГД существуют уже довольно давно. У нас в цифровой форме делаются все генеральные планы городов, оцифровка всей градостроительной документации началась еще в середине 90-х годов и продолжается сегодня. Поэтому градостроительством и архитектурой, в том числе, с цифровой составляющей, будет заниматься вице-президент Алексей Ростиславович Воронцов. Он был главным архитектором Московской области, где для каждого муниципального образования готовилась своя градостроительная документация, которая потом подвергалась сплошной оцифровке – а теперь он будет заниматься этими процессами на федеральном уровне.
Хочу напомнить, что мы добились того, чтобы в Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года были записаны новые принципы градостроительного регулирования на уровне муниципалитетов, регионов и Федерации. Ранее в Градостроительном кодексе записано, что подготовкой градостроительной документации занимаются только муниципальные образования, а субъект федерации имеет право вмешаться в градостроительную деятельность только в том случае, если он дает деньги на проектирование и строительство конкретного объекта. И только для этого объекта или микрорайона он может готовить градостроительную документацию. Но там, где нет финансирования региона, государство не имеет права вмешиваться в дела муниципалитета. То же самое записано в отношении Российской Федерации – она занимается градостроительной деятельностью только в тех случаях, когда они относятся к вопросам безопасности, энергетики, крупной транспортной инфраструктуры и природоохранных мероприятий. На федеральный уровень передано 6 функций, во всем остальном государство не имеет права вмешиваться в градостроительную деятельность. Тем самым даны самые широкие права муниципальным образованиям – но так ли это хорошо? Ведь довольно часто возникают конфликтные ситуации, потому что ни между муниципалитетами, ни между регионами, ни между уровнями управления не было законодательно выверенного механизма взаимного согласования интересов.
Исходя из этого, в Стратегии-2030 было записано, что на уровне субъекта федерации разрабатывается схема территориального планирования, в которой учитывается взаимное влияние и взаимное согласование интересов соседних муниципальных образований (например, Екатеринбург и Свердловская область). Возьмем реальную ситуацию, когда жители Екатеринбурга хотят построить себе индивидуальный жилой дом в пригороде, но землей вокруг города распоряжается другое муниципальное образование. Складывается конфликт интересов, развязать который должна градостроительная политика, учитывающая интересы покупателей жилья – граждан Российской Федерации, тем более что 98% всего жилья строится в России на средства граждан. И поэтому мы добились, чтобы в Стратегии появилась запись о том, что субъект федерации имеет право выпускать документы терпланирования, в которых учитываются интересы смежных муниципальных образований.
Негативные тенденции, заложенные в Градостроительном кодексе, нам нужно преодолевать для осуществления единой градостроительной политики в России, которая была бы связана с совершенствованием общей системы расселения, Стратегией пространственного развития, Стратегией национальной безопасности и так далее. Поэтому НОПРИЗ берет на себя работу по устранению вывихов архитектурной и градостроительной политики и будет готовить соответствующе документы. Вот всем этим и будет заниматься вице-президент Алексей Ростиславович Воронцов.
- К этому вопросу примыкает и развитие технического регулирования строительной отрасли – одно без другого существовать не может…
- Совершенно верно, и поэтому мы создали новый комитет по техническому регулированию, ценообразованию и экспертизе во главе с Александром Петровичем Вронцем. Такого комитета в НОПРИЗ не было, а техническим регулированием факультативно занимался я сам, привлекая необходимых экспертов. А теперь это должна быть цельная политика, которую мы будем проводить совместно с Минстроем России - мы подготовили предложения о том, что ряд руководителей комитетов войдут в рабочую группу Минстроя России по техническому регулированию.
Кроме того, техническое регулирование и экспертиза прочно связаны между собой, потому что экспертиза проверяет оценку соответствия проекта на требования технических регламентов. Поэтому будет один комитет, который будет сначала формировать технические регламенты, а потом проверять оценку соответствия. Сюда же относится и ценообразование, и наша задача состоит в том, чтобы перекосы, накопившиеся в ценообразовании, изменить и исправить. НОСТРОЙ и НОПРИЗ выделили деньги на цифровизацию всей нормативно-технической базы строительства. Она будет оцифрована для того, чтобы экспертиза могла в машиночитаемом виде проверять соответствие проектно-сметной документации техническим регламентам, сводам правил и ГОСТам.
При этом роль госэкспертизы должна меняться – она должна прекратить выполнять карательные функции, которые у нее сформировались, потому что ее в свое время возглавил ответственный работник прокуратуры Сергей Павлович Османов. Главгосэкспертиза – это не придаток прокуратуры, не карательный орган, это организация, которая должна оказывать фактически инжиниринговые услуги для принятия наиболее правильных и экономически выгодных решений. Странными – по-другому не могу назвать! – являются показатели по обеспечению экономии бюджетных средств органами экспертизы. Для достижения этого показателя проектировщики специально завышали цену проекта на 15-20%, а потом как бы по результатам работы экспертов стоимость проекта понижается на те же 15-20%. Это чистой воды очковтирательство, которое должно быть прекращено.
Ценообразование должно быть сформировано таким образом, чтобы учитывались не единовременные затраты, связанные с созданием объекта, а приведенные затраты на весь цикл существования зданий и сооружений. А мы в России продолжаем, как никто в мире, оценивать только единовременные затраты, максимально занижаем затраты на изыскания, проектирование и строительство, а потом в течение 50-60 и более лет несем колоссальные убытки от эксплуатации плохо продуманного и неэффективно запроектированного объекта.
Сейчас при реформировании Главгосэкспертизы под руководством опытнейшего Игоря Евгеньевича Манылова, который назначил новым замруководителя по вопросам ценообразования Сергея Викторовича Головина, я надеюсь, что мы совместно выработаем новую, сверхвыгодную для государства экономическую политику. Система ценообразования должна позволить оценивать эффективное функционирование в течение многих десятилетий объекта недвижимости, начиная с момента технико-экономических обоснований, выполнения проектно-изыскательских и строительных работ и последующей длительной эксплуатации, сноса и безвредной для окружающей среды утилизации объекта.
Еще раз подчеркну: именно на технико-экономические обоснования, изыскания и проектирование должны тратиться наибольшие усилия и средства. Чем меньше мы думаем изначально и торопимся, тем большие будут ошибки и убытки при строительстве и вводе объекта, будут нескончаемые проблемы при эксплуатации и нанесен вред экологии при утилизации объекта. Этот подход должен быть преодолен, и я надеюсь, что НОПРИЗ совместно с Главгосэкспертизой во главе с Минстроем России будут проводить взаимосвязанную техническую политику в области технического регулирования, в экспертизе как инжиниринговой деятельности, в ценообразовании таким образом, что мы будем оценивать экономику объекта в течение всего жизненного цикла.
- Остается ли в системе НОПРИЗ прежний комитет по цифровизации?
- Конечно, остается, и вице-президент Александр Моисеевич Гримитлин будет продолжать заниматься вопросами цифровизации именно архитектурно-строительного проектирования в развитие постановления Правительства России № 331. На рынке проектных услуг сложилась непростая ситуация, когда мы потеряли контакты со всеми зарубежными вендорами, которые поставляли нам программное обеспечение. Проектное сообщество должно разобраться и адаптироваться к этой ситуации, и НОПРИЗ обязан выступить проводником оптимальных цифровых решений, в том числе, и отечественных. Этой же деятельностью, но для всего строительного сектора, занимается и НОТИМ во главе с Михаилом Юрьевичем Викторовым. Думаю, мы будем с ним активно сотрудничать.
Но я хочу напомнить, что цифровизация затрагивает и систему саморегулирования: нацобъединения формируют и ведут электронные реестры физических и юридических лиц и их обязательств, другие цифровые продукты. Комитет НОПРИЗ по этому направлению возглавит вице-президент Николай Иванович Капинус. Он же возглавляет и Технический комитет 066 «Оценка профессионального опыта и деловой репутации», который по просьбе Росстандарта действует на базе НОПРИЗ и занимается рейтингованием не только проектно-изыскательских организаций, но и всех компаний России во всех отраслях экономики. В Стратегии развития строительной отрасли-2030 записано, что будет введена оценка профессионального опыта и деловой репутации компаний, а методология такой оценки будет готовиться в нашем ТК.
Исходя из этого, и откликаясь на просьбы Минстроя России и Главгосэкспертизы, мы плотно займемся рейтингованием организаций — членов НОПРИЗ, расширением на основе норм законодательства практики применения мер воздействия на специалистов-бракоделов. Сейчас, если проектная или изыскательская организация работает неэффективно и выпускает некачественную документацию, на нее практически нет механизмов эффективного воздействия. Нам нужно очистить наш рынок от неэффективных организаций и специалистов-бракоделов и мошенников! На основе этой работы впоследствии мы, я на это надеюсь, добьемся внесения изменений в законодательство с тем, чтобы именно опыт и деловая репутация организаций стали основополагающими критериями отбора победителей при проведении подрядных торгов.
И сюда же примыкает вопрос о критериях включения специалистов в национальные реестры. Нам нужно усовершенствовать систему реестров для того, чтобы провести очищение рядов и снять излишние ограничения в виде стажа для членов НРС 5 или 10 лет. Показатель стажа не настолько важен, потому что бывают талантливые проектировщики и строители, и зачем гению ждать десять лет, чтобы попасть в НРС? Только знания могут быть основанием для профессиональной квалификации – все остальное, по сути, неважно! Например, Ле Корбюзье вообще не имел высшего архитектурного образования, но он был великим архитектором. А по нашему закону у него – самого великого архитектора ХХ века! — в России шансов войти в НРС не было бы никаких, потому что нужно иметь бумажку, независимо от того, какие у тебя есть способности.
В этом же ключе продолжит работу Совет по профквалификациям в проектировании во главе с Михаилом Михайловичем Посохиным, который также будет заниматься независимой оценкой квалификации.
- Мы все это время говорили о проектировании – но в НОПРИЗ состоят еще и изыскательские СРО. Как это отражается в структуре нацобъединения?
- Конечно, мы никогда не забываем об изыскателях, они полноправные члены НОПРИЗ. Но прежде я хочу рассказать о комитете по инжинирингу архитектурно-строительного проектирования, которым будет заниматься вице-президент Азарий Абрамович Лапидус, потому что он — выдающийся инженер и решал инженерные задачи невероятной сложности. Он великолепно разбирается в обеспечении механической безопасности объекта капитального строительства, а это одна из важнейших задач, которая записана в Техническом регламенте «О безопасности зданий и сооружений». Кроме того, комитет охватывает и другие вопросы, обеспечивающие безопасность объектов капитального строительства, в том числе, экологическую и пожарнаю безопасность.
А комитет по инженерным изысканиям возглавляет вице-президент Владимир Иванович Пасканный. Хочу отметить, что у нас цифровизация изысканий поставлена на высочайший уровень – примером тому могут служить цифровые двойники Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска и ряда других городов, где во всей полноте отражены и инженерные изыскания. Комитет будет заниматься вопросами инженерных изысканий, в том числе и с точки зрения цифровизации, распространять подходы, которые выработаны в Москве и в Санкт-Петербурге, в другие регионы России, где ситуация с цифровизацией инженерных изысканий не столь радужная. В ведении этого комитета будут и вопросы, связанные с сейсмической безопасностью. Перед нами как перед профессиональным сообществом стоит задача разработки новых карт сейсморайонирования, а также цифрового картирования поверхности городов и поселений страны. Это большие и сложные вопросы, и я настаиваю на том, что в НОПРИЗ должна быть прекращена война всех со всеми, особенно у изыскателей, и началось нормальное взаимодействие, основанное на уважении к профессионалам. Задача НОПРИЗ – снять межличностные конфликтные ситуации и установить нормальное взаимодействие специалистов, чтобы работа стала максимально профессиональной и эффективной.
- На Совете НОПРИЗ было принято решение о реформировании и окружной структуры нацобъединения, – насколько это было необходимо сделать?
- Это необходимое и даже запоздалое решение, восстанавливающее справедливость в части представительства СРО от федеральных округов в Совете НОПРИЗ. Мы предлагаем рассмотреть на съезде выделение из СРО Северо-Западного федерального округа в самостоятельную единицу СРО Санкт-Петербурга. До этого в СЗФО было 46 СРО, 36 из которых работают в Санкт-Петербурге. Но представительство в Совете было распределено следующим образом: три представителя от петербургских СРО и три – от остальных регионов СЗФО. Это неверно и с математической, и с нравственной точки зрения – мы ущемили в праве представительства петербургских изыскателей и проектировщиков. Поэтому мы предлагаем рассмотреть вопрос отделения Санкт-Петербург от СЗФО, чтобы представительство было более математически выверено, и интересы проектировщиков и изыскателей второй столицы России не были ущемлены.
- И еще один интересный момент я отметила на последнем заседании Совета НОПРИЗ, а именно – реформа финансовых затрат на деятельность нацобъединения. Накипело?
- В стране и в отрасли сложилась очень непростая экономическая ситуация, и мы не можем делать вид, что нас не касаются ни проблемы экономики, ни политические «страты». На этом фоне НОПРИЗ сокращает большое количество так называемых «деловых» мероприятий, которые были характерны в прошлые годы, и на самом деле являлись развлечением для небольшой группы из руководства НОПРИЗ. Нам не нужны катания в горах на лыжах и санках под видом обсуждения архитектурных проблем.
Или, например, НОПРИЗ много лет участвовал в ежегодных катаниях по Волге, когда за 3,5 млн рублей наши руководители наслаждались волжскими видами на шикарном теплоходе и попутно обсуждали некие вопросы энергоэффективности на форуме «Энергоэффективная Россия». По этой теме можно провести семинар или конференцию стоимостью 300 или 500 тысяч рублей с тем же составом исполнителей, но на берегу и в более скромной обстановке. Все важные вопросы нужно обсуждать, но дешевле, а бессмысленные расходы мы должны свести на нет.
И еще один момент, который является для нас очень важным: принят федеральный закон о том, что средства компенсационных фондов СРО, переданные в национальные объединения и невостребованные членами этих СРО более 2 лет, могут тратиться на развитие строительной и проектно-изыскательской отрасли. Мы ждем приказа Минстроя России, который детально пропишет, на что именно могут расходоваться эти средства. Но я думаю, что мы обратимся к профессиональному сообществу, чтобы часть этих денег по закону нам позволили использовать, в том числе на нужды СВО.
Ну, и последнее: НОПРИЗ переехал в новый офис, мы теперь располагаемся в здании МОСПРОЕКТА-2 и приглашаем всех коллег присоединиться к нашей активной и плодотворной работе!
Лариса Поршнева
Источник: Агентство новостей «Строительный бизнес»
Обсудить на форуме