Александр Ломакин: «Будем строить. У нас других вариантов нет» | Информационный портал «Саморегулирование»
Дата публикации: 23/01/2023

Александр Ломакин: «Будем строить. У нас других вариантов нет»

У строительной отрасли на текущий год большие планы – и на объёмы строительства, и на строительные кадры, способные эти объёмы осилить. Без рекордов, конечно, можно и обойтись, но итоговые показатели должны быть не менее прошлогодних. О планах на 2023-й в интервью «Стройгазете» рассказал первый заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Александр ЛОМАКИН.

- Александр Николаевич, в прошлом году стройкомплекс, как говорится, несмотря и вопреки показал рекордные результаты. Сможем удержать планку в 2023 году?

- Я так скажу: будем строить! У нас других вариантов нет! Смотрите, мы и в непростом «ковидном» 2021 году установили рекорд. Причем по жилищному строительству это были максимальные цифры за всю историю Советского Союза и новой России. А в еще более сложном 2022-м, вопреки всем санкционным ограничениям и экономическим невзгодам, нам даже удалось достичь новых высот — и уже не только по жилью, но и по дорожному строительству. Так, в эксплуатацию введено более 101,5 млн квадратных. метров жилья, уложено 170 млн «квадратов» дорог.

Вместе с тем, в стране ежегодно снижаются административные барьеры в строительстве. Только в 2022-м удалось упразднить 100 утративших актуальность согласований. На развитие системы ЖКХ в бюджет заложено 130 млрд рублей. И как после этого нам не удержать планку? Необходимо как минимум сделать не меньше того, что было достигнуто в прошлом году.

- Ипотека всем в помощь?

- Ипотека — это лишь поддержка спроса. В прошлом году действительно были приняты очень важные решения о продлении льготной и семейной ипотек. Они будут работать на новых условиях, и то, что их удалось сохранить, — это первый, скажем так, посыл к тому, что по жилищному строительству мы будем и дальше двигаться в положительном направлении.

Второй важный фактор — развитие инфраструктуры. На сегодняшний день запущено большое количество механизмов, позволяющих развивать инфраструктуру в регионах. Ведь наша задача не просто строить «коробки», создавать, как иногда говорят, «человейники» — от нас требуется строить современные дома в комфортной среде. У нас ведь даже федпроект так и называется: «Формирование комфортной городской среды», он реализуется в рамках национального проекта «Жилье и городская среда». Чтобы среда была действительно комфортной, существует целый набор программ. Часть из них объединена в так называемое инфраструктурное меню: это инфраструктурные бюджетные кредиты (ИБК); средства Фонда национального благосостояния (ФНБ), которые выделяются через Фонд развития территорий (ФРТ); инфраструктурные облигации; меры поддержки, которые оказывают ВЭБ.рф и Минэкономразвития России, — то есть целый набор соответствующих инструментов. И нужно отметить, что они, несмотря на все сложности, в текущем году не только не сократились, а даже еще расширились, дополнились. Мы уже одобрили заявок на ИБК в размере 1 трлн рублей. И главой государства было принято решение направить на эти цели еще 250 млрд. При том, что заявок было даже на 2 трлн рублей. То есть в стране существует значительная потребность в модернизации и развитии инженерной и транспортной инфраструктур. Но, к сожалению, денег на все не хватает.

Напомню: на один вложенный государством рубль должно быть не менее одного рубля внебюджетного финансирования. Таким образом, за счет совокупности источников финансирования мы как раз и будем закрывать все имеющиеся потребности.

- А каковы они? На что идут средства?

- Напомню, ИБК выделяются на четыре года. За это время мы построим инженерные сети, дороги, социальные объекты. Это даст задел на 10 лет для возведения рядом с ними жилья, промышленных и культурных объектов, туристических комплексов. Таким образом, ИБК дают существенный толчок для последующего социально-экономического развития региона. Деньги под это уже заложены. В 2022-м регионам было выделено на эти цели 250 млрд рублей, и они уже освоены. На них построено и введено в эксплуатацию 32 объекта инженерно-коммунальной и дорожной инфраструктуры, закуплено 755 единиц транспорта: автобусы, троллейбусы, трамваи. Москва, к примеру, приобрела новые вагоны метро и вагоны для МЦД. В Великом Новгороде и в Калуге появились новые автобусы. Так что эффект — реальный.

А в этом году 100 млрд рублей из президентских, дополнительных 250 млрд, пойдут на Дальний Восток, где ведется разработка мастер-планов местных городов и агломераций. Еще порядка 50 млрд рублей будет выделено новым территориям: там долгое время не занимались поддержанием, модернизацией и развитием инженерной и транспортной инфраструктур. В данный момент уже подготовлен мастер-план, где даны конкретные предложения по ключевым параметрам градостроительного развития городов Северодонецкой агломерации. Оставшиеся 100 млрд рублей будут распределяться по конкурсу на все субъекты РФ. Помимо этого, в текущем году мы запускаем программу «Модернизация коммунальной инфраструктуры»; по ней в бюджете на два года предусмотрено 130 млрд рублей — 30 млрд на этот год, 100 — на 2024-й. Планируем, что начиная с 2025 года на пятилетку будет выделяться еще по 150 млрд рублей.

- Учитывая планы по комплексному развитию территорий (КРТ)?

- Если ИБК — это финансовый инструмент, то КРТ — юридический. Вместе они как раз и позволяют комплексно модернизировать, развивать ту или иную территорию. Механизм КРТ был запущен в 2020 году, в том же году мы выпустили всю необходимую «нормативку». А в прошлом пошла его практическая реализация: было определено порядка 800 территорий с градостроительным потенциалом более 150 млн «квадратов», из них порядка 120 млн — это именно жилье. Сейчас уже ведется разработка градостроительной документации, где-то идет проектирование, а где-то уже началось строительство. На сегодня мы имеем примерно 70 разрешений на строительство в объеме порядка 1,5 млн «квадратов».

- Где наиболее активно реализуется КРТ?

- Среди передовиков — Московская область (43 договора), затем идет Кировская область (10 договоров). В Ямало-Ненецком автономном округе, Тюменской и Челябинская областях — по 9 договоров; в Республике Марий Эл и Белгородской области — по 6; в Москве, Красноярском крае, Калужской, Иркутской и Свердловской областях — по 5; в Курганской области и Республике Адыгее — по 4 договора.

- С момента запуска механизма КРТ накопилось немало вопросов по его совершенствованию. Что планируется сделать в этом направлении?

- Концептуальный пересмотр данного механизма не требуется. Практика реализации проектов КРТ показала аспекты, в которых механизм КРТ нуждается совсем в небольшой и тонкой донастройке. Соответствующие поправки уже подготовлены Минстроем России. В прошлом году мы собрали большое количество обращений и предложений регионов по модернизации этого механизма. Сейчас подготовлено порядка 30 изменений в законодательство. Очень надеемся, что в текущем году в весеннюю сессию Госдума РФ примет все необходимые решения, будут внесены изменения в законы и мы соответственно потом уже отработаем все подзаконные акты. Так что регионам станет проще работать.

- О каких изменениях идет речь?

- Эти изменения связанны с вопросами предоставления земельных участков, подготовки документации по планировке территории, чтобы опережающими темпами разрабатывать проектные решения, принимать решения по включению домов в проекты КРТ.

- Минстрой России пообещал поддержку застройщикам, производящим стройматериалы. Расскажите подробнее, что это за программа?

- Есть застройщики, которые не только строят жилье, но сами для себя производят кирпич, бетон, окна, двери и много чего еще. Вот как раз на этих застройщиков и нацелена та программа льготного кредитования, которую мы вместе с ВЭБ.рф разработали. Она позволит застройщикам более эффективно внедрять инновационные решения по импортозамещению. Здесь такой получается замкнутый круг — для того, чтобы эти решения доработать и запустить в производство, нужны деньги, но если будет массовое потребление, то производство выйдет на самоокупаемость. Тем самым усилится и импортонезависимость всей стройотрасли.

- Когда программа заработает?

- Планируем ее запустить уже в этом году.

- Что, по вашему мнению, будет с ценами на стройматериалы в целом?

- Как мы с вами видим, цены на стройматериалы в России росли с 2020 года. Но во второй половине прошлого года пошла разнонаправленная динамика. По некоторым направлениям цены продолжают расти, по каким-то стагнируют, а по каким-то даже уже пошло снижение — по той же арматуре.

- Трендом прошлого года стало модульное строительство. С чем это связано? Каковы перспективы технологии?

- Если мы с вами посмотрим историю, то увидим, что этому тренду практически 70 лет. Это и пресловутые пятиэтажки, которые многие ругают, — как один из первых шагов к появлению индустриального модульного строительства. Это и индустриальное панельное домостроительство, когда на заводах производились готовые конструкции, а элементы привозились на объект и быстро собирались на месте. У нас сейчас большинство жилых домов в стране пока не монолитные, а именно панельные, той или иной серии.

Преимущества современных модульных технологий: высокая скорость и качество строительства, низкие трудозатраты, позитивное влияние на рост технологического и промышленного потенциала отрасли. Нынешние технологии позволяют делать индустриальный дом практически любой квартирографии — это размерность и набор комнат, количество квартир на этаже и т. д. При этом неизмеримо выросло качество производства. Когда на заводе в тепле, в хороших условиях отливается стеновая панель, утепляется, облицовывается, вставляется окно — и все это в сборе привозится на объект и технологично на нем монтируется, — это совсем другой уровень скорости и, конечно, качества. Китай сегодня очень большое внимание уделяет этому направлению, у них серьезные наработки есть. Но и у нас в стране есть интересные технологии и организации, развивающие модульное строительство: за этим направлением — будущее. Минстроем, со своей стороны, утвержден план мероприятий («дорожная карта»), направленный на создание нормативной и институциональной базы для широкого внедрения технологий модульного строительства в России.

- Модульное строительство — это хорошо. Но все равно кто-то должен эти «пазлы» собирать руками… Какова ситуация в отрасли с кадрами?

- По сравнению с 2020-2021 годами она поменялась. Те санкционные ограничения, которые были наложены на Россию, привели к тому, что закрылись компании с иностранным участием, что дало высвобождение трудовых ресурсов. Зачастую сейчас в строительство возвращаются специалисты, которые ранее в силу разных причин ушли из отрасли. Наша задача — вернуть строительной профессии престиж, который у нее был в свое время, создать все необходимые условия по заработной плате, культуре производства, технике безопасности.

В строительной сфере (вместе с ЖКХ) работают около 11 млн человек. Только в стройке занято около 6,5 млн работников — представителей более 100 профессий и 500 разрядов и категорий. Вместе с тем, планируется дополнительное привлечение от 0,7 млн до 1,5 млн работников различной квалификации.

- А как обстоят дела с кадрами на новых территориях?

- Для работы в Луганской и Донецкой Народных Республиках, Херсонской и Запорожской областях в 2022 году было оперативно мобилизовано необходимое количество строителей. Ведется работа и по их подготовке. У нас есть Кадровый центр Минстроя России, действующий при «РосКапСтрое». Именно это учреждение сейчас взаимодействует на новых территориях с вузами, средними специальными учебными заведениями, ведет подготовку маляров, штукатуров, каменщиков, кровельщиков, водителей и операторов спецтехники. То есть подготовка идет по всем направлениям. Также мы ведем системную работу с министерствами просвещения и образования.

- Подводя итог нашей беседы: что ждет стройкомплекс в 2023 году?

- В этом году нас ждет большой объем работы, связанный и со строительством жилья, и с возведением инфраструктурных объектов. Мы должны как минимум выполнить все показатели, которые у нас были в прошлом году. При том, что мы понимаем: сложностей в этом году меньше не будет. Поэтому нам надо просто пожелать друг другу сил, здоровья и успехов, чтобы мы вместе, одной командой, решили все поставленные перед нами задачи.

Источник: «Строительная газета» 

Темы: ,


Обсудить на форуме