Будет ли на вашей улице праздник? | Информационный портал «Саморегулирование»
Дата публикации: 07/12/2017

Будет ли на вашей улице праздник?

Будет ли на вашей улице праздник?

Более 25 миллиардов рублей было направлено регионам на развитие комфортной городской среды. Плюс 16 миллиардов на те же цели нашлись в региональных бюджетах. Однако сами города по-разному воспользовались деньгами: где-то ограничились обновлением тротуаров и установкой скамеек, а где-то взялись за внедрение экспериментальных материалов и автоматизированных систем. О том, как будут распределяться средства между регионами на следующий год и зачем жителей нужно привлекать к благоустройству дворов, министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень рассказал «Российской газете».

 - Михаил Александрович, в этом году сезон благоустройства уже завершен, все ли планы были выполнены?

 - Мы прогнозируем выполнение программ благоустройства на уровне 99 %. Проект, который мы начали, по своим масштабам огромный — он реализуется в 1653 муниципалитетах. В нем задействованы все регионы и охватывает почти 86 миллионов человек, а это две трети населения страны.

Всего за год должно быть сделано 2,5 тысячи современных и комфортных общественных пространств, приведено в порядок 19,5 тысячи дворов. Сейчас идет активная стадия завершения объектов благоустройства. Не все они сдаются с первого раза, но все выявленные недоделки фиксируются и устанавливаются сроки их устранения.

 - Мы недавно собирали данные из регионов и заметили, как много проектов с формальным подходом: плитку положили, лавочку поставили, но концептуально ничего не изменилось. Как с этим бороться?

 - Состояние наших дворов и общественных пространств в разных регионах и муниципалитетах разное. Кто-то еще до запуска приоритетного проекта системно занимался вопросами благоустройства. А где-то не было дорог, сплошная грязь, ни одной урны или фонаря во дворе. Поэтому в 2017 году была поставлена задача-минимум: в обустраиваемых дворах необходимо навести элементарный порядок: отремонтировать дворовые проезды, обеспечить освещение, установить скамейки и урны. Однако для тех, у кого уже сделали эту работу, была возможность повысить качество среды и в рамках дополнительного перечня установить детские, спортивные площадки, обустроить парковки, сделать газоны и многое другое.

 - Работа по формированию комфортной городской среды во всех регионах началась только в этом году. Почему?

 - Сегодня стало очевидно, что запрос у людей за последние несколько лет серьезно изменился. И того, что делают муниципальные власти для привлекательности своих территорий в части благоустройства и развития общественных пространств, городской среды, недостаточно.

Стоящий перед нами сегодня вызов даже не в том, что люди из регионов переедут в Москву. Молодые, образованные специалисты могут выбрать для жизни Париж, Берлин или Токио. Мы должны сделать так, чтобы наша талантливая молодежь оставалась в России. Конечно, при переезде главный фактор — экономический. Но при этом, по исследованиям, 64 % людей сначала выбирают город для жизни — с развитой инфраструктурой и комфортными жилыми районами. В перспективе наша задача сделать такими большинство российских городов.

 - Какие запущены проекты по развитию городской среды?

 - Федеральный проект у нас один — «Формирование комфортной городской среды». Работа ведется в двух направлениях: первое — это дворы, вторая — общественные места, то есть знаковые объекты благоустройства — парки, скверы, набережные и т.д.
Кроме того, разрабатываются дизайн-проекты благоустройства ключевых общественных пространств для 40 городов, за эту работу отвечают АИЖК и КБ «Стрелка». У них еще ряд проектов — в части разработки мастер-планов городов и стандартов комплексного развития территорий. Плюс наша совместная работа по индексу качества городской среды.

 - Удалось ли привлечь жителей городов к обсуждению?

 - Уже в этом году была введена обязательная процедура общественных обсуждений. То есть двор мог попасть в программу благоустройства только после того, как жители дома решили, что они хотят в этом дворе видеть. Мы знаем, вокруг чего во дворах разворачивается основная дискуссия: сделать больше парковочных мест или прогулочных зон для мам с колясками. И это не должен решать муниципалитет, это должны сделать люди. Они должны определить хотя бы схематично, как видят свой будущий двор.

Мы требуем от регионов максимальной вовлеченности людей в процессы, причем не формальной — собрали подписи и разошлись, а именно обсуждения. Очень хороший опыт Татарстана в этой сфере. Первый год по вовлеченности жителей был неплохой — всего в общественных обсуждениях в 2017 году приняли участие 6,5 миллиона человек, а это порядка 7 % от общего населения муниципалитетов — участников проекта.

 - Какая ответственность ждет регионы, которые не успеют выполнить все запланированные задачи по благоустройству в срок?

 - Как раз в конце ноября мы проводили всероссийский селектор, где подробно рассмотрели имеющиеся проблемы с выполнением работ, качеством, еще раз предупредили все регионы об ответственности за нарушения. Такая ответственность предусмотрена соглашением, заключенным между регионом и Минстроем России и предусматривает возврат федеральных средств полностью или частично — в зависимости от объема нарушений. Итог мы подведем в январе.

Отмечу и то, что за качеством работ — двойной контроль, к этой работе привлечены и общественные организации, дополнительно проводится мониторинг всех открытых источников, включая СМИ и социальные сети. И вы, и я понимаем, что из Москвы невозможно без сигналов жителей и общественных деятелей проконтролировать благоустройство больше 20 тысяч объектов. Поэтому мы очень благодарны жителям за их неравнодушие.

- Зачем нужно было привлекать людей к благоустройству дворов?

 - Я много лет работал в разных регионах и могу сказать, что принципиально отличаются двор, где муниципальная власть просто поставила детскую спортивную площадку, и двор, где люди приняли участие в установке этой площадки, пусть даже минимально. Потому что если люди выполнили часть работы сами, они чувствуют себя вовлеченными в процесс. Это дает понимание некой ответственности не только за свою квартиру, но и за свой подъезд, за свой двор, — т.е. меняет менталитет людей. В таких случаях мы никогда не сталкиваемся с вандализмом. И, в конце концов, это сплачивает людей, а это сегодня проблема — люди не знают даже своих соседей по лестничной площадке.

 - Решен ли вопрос с финансированием проектов благоустройства на следующий год?

 - Президентом РФ уже принято решение о продлении этого проекта на 5 лет и обеспечения его финансирования на уровне не ниже 2017 года. В федеральном бюджете на 2018-2020 годы предусмотрены и распределены между регионами федеральные средства на эти цели — более 75 миллиардов рублей. Всего в течение пяти лет на благоустройство будет направлено как минимум 125 миллиардов рублей.

 - Есть ли какие-то условия получения этих средств для регионов?

 - В этом году таких строгих критериев получения средств не было, какие появятся уже со следующего года. Эти деньги регионы и муниципалитеты получают только в обмен на конкретные результаты. Мы уже вносим изменения в нормативные документы: в распределении средств будет играть роль результативность работы региона за прошлый год. Я считаю, это честно.

Кроме того, все регионы — получатели средств должны утвердить пятилетние программы формирования современной городской среды на 2018-2022 годы, и такие же программы должны утвердить муниципалитеты, на территории которых непосредственно проводятся работы по благоустройству.

 - Насколько разными получаются проекты в зависимости от региона?

 - Все регионы в 2017 году находились в равных условиях, тем не менее результаты получились очень разные. Взять, например, уютные дворы в Якутии и положенный наспех асфальт в Бердске Новосибирской области. Бороться с теми, кто формально подходит к вопросам благоустройства, нужно не только наказанием. В 2017 году Минстрой России впервые начал формировать библиотеку лучших практик по созданию городской среды. У регионов и муниципалитетов есть возможность изучить и перенять лучший опыт. В феврале 2018 года мы впервые сформируем Федеральный реестр лучших практик в сфере благоустройства, реализованных в 2017 году.

 - Ранее вы говорили об индексе качества городской среды. Что это за показатель? Зачем он нужен?

 - У нас в каждой отрасли существует показатель, отражающий суть изменений. Например, в жилищном строительстве — объем ввода жилья, где мы видим, сколько и где введено многоквартирного и индивидуального жилья. Индекс качества городской среды — это показатель на основе анализа государственных и открытых данных, насколько в населенном пункте развита городская среда — общественные пространства и дворы. Этот индекс качества, разрабатываемый Минстроем России совместно с АИЖК и КБ «Стрелка», станет одним из факторов, влияющих на направления работы местных властей и распределение субсидий в рамках проекта «Формирование комфортной городской среды». Регионы, муниципалитеты и даже бизнес смогут на них ориентироваться в своей работе. Первый такой индекс мы представим в феврале 2018 года.

 - Михаил Александрович, насколько проекты благоустройства могут быть интересны инвесторам?

 - Очень интересный и важный вопрос, мы сейчас как раз работаем над ним. Принято считать, что концессионные соглашения больше подходят для объектов инфраструктуры — водоснабжения, водоотведения, подачи тепла, если касаться деятельности Минстроя. На самом деле мировой опыт показывает, что концессионеры берутся и за крупные общественные пространства.

 - А в России такие есть?

 - Есть, но мало пока, только восемь проектов, в Волгограде, Ростове, еще нескольких городах. В Ростове на Дону реализуется проект по благоустройству части набережной реки Дон, объект взят в концессию на 32 года, а общий объем инвестиций в проект составил 330 миллионов рублей. Интерес к этой теме сейчас очень высок, поэтому очень важно разработать понятную и прозрачную методологию для привлечения концессионеров на управление проектами благоустройства.

 - И что может сделать концессионер в сфере благоустройства?

 - Например, он берет в управление на 20 лет заброшенный городской парк, благоустраивает его, а окупаемость вложенных средств происходит за счет создания гостеприимной среды, инфраструктуры, при этом сам объект остается в публичной собственности.

Для того, чтобы сделать акцент на этом, Минстрой сейчас прорабатывает так называемое «коробочное» решение для концессий в части благоустройства и развития городских пространств. Аналогичное «коробочное» решение мы сделали по водоснабжению и водоотведению вместе со Сбербанком. И оно начало работать.

 - Что собой представляет такое «коробочное» решение?

 - Это типовой концессионный договор и типовые условия получения кредита в одном из российских банков. Берете два этих документа и приходите в местные органы государственной власти со своими предложениями.

Источник: «Российская газета»

Темы: , ,


Обсудить на форуме