Более 25 миллиардов рублей было направлено регионам на развитие комфортной городской среды. Плюс 16 миллиардов на те же цели нашлись в региональных бюджетах. Однако сами города по-разному воспользовались деньгами: где-то ограничились обновлением тротуаров и установкой скамеек, а где-то взялись за внедрение экспериментальных материалов и автоматизированных систем. О том, как будут распределяться средства между регионами на следующий год и зачем жителей нужно привлекать к благоустройству дворов, министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень рассказал «Российской газете».
- Михаил Александрович, в этом году сезон благоустройства уже завершен, все ли планы были выполнены?
- Мы прогнозируем выполнение программ благоустройства на уровне 99 %. Проект, который мы начали, по своим масштабам огромный — он реализуется в 1653 муниципалитетах. В нем задействованы все регионы и охватывает почти 86 миллионов человек, а это две трети населения страны.
Всего за год должно быть сделано 2,5 тысячи современных и комфортных общественных пространств, приведено в порядок 19,5 тысячи дворов. Сейчас идет активная стадия завершения объектов благоустройства. Не все они сдаются с первого раза, но все выявленные недоделки фиксируются и устанавливаются сроки их устранения.
- Мы недавно собирали данные из регионов и заметили, как много проектов с формальным подходом: плитку положили, лавочку поставили, но концептуально ничего не изменилось. Как с этим бороться?
- Состояние наших дворов и общественных пространств в разных регионах и муниципалитетах разное. Кто-то еще до запуска приоритетного проекта системно занимался вопросами благоустройства. А где-то не было дорог, сплошная грязь, ни одной урны или фонаря во дворе. Поэтому в 2017 году была поставлена задача-минимум: в обустраиваемых дворах необходимо навести элементарный порядок: отремонтировать дворовые проезды, обеспечить освещение, установить скамейки и урны. Однако для тех, у кого уже сделали эту работу, была возможность повысить качество среды и в рамках дополнительного перечня установить детские, спортивные площадки, обустроить парковки, сделать газоны и многое другое.
- Работа по формированию комфортной городской среды во всех регионах началась только в этом году. Почему?
- Сегодня стало очевидно, что запрос у людей за последние несколько лет серьезно изменился. И того, что делают муниципальные власти для привлекательности своих территорий в части благоустройства и развития общественных пространств, городской среды, недостаточно.
Стоящий перед нами сегодня вызов даже не в том, что люди из регионов переедут в Москву. Молодые, образованные специалисты могут выбрать для жизни Париж, Берлин или Токио. Мы должны сделать так, чтобы наша талантливая молодежь оставалась в России. Конечно, при переезде главный фактор — экономический. Но при этом, по исследованиям, 64 % людей сначала выбирают город для жизни — с развитой инфраструктурой и комфортными жилыми районами. В перспективе наша задача сделать такими большинство российских городов.
- Какие запущены проекты по развитию городской среды?
- Федеральный проект у нас один — «Формирование комфортной городской среды». Работа ведется в двух направлениях: первое — это дворы, вторая — общественные места, то есть знаковые объекты благоустройства — парки, скверы, набережные и т.д.
Кроме того, разрабатываются дизайн-проекты благоустройства ключевых общественных пространств для 40 городов, за эту работу отвечают АИЖК и КБ «Стрелка». У них еще ряд проектов — в части разработки мастер-планов городов и стандартов комплексного развития территорий. Плюс наша совместная работа по индексу качества городской среды.
- Удалось ли привлечь жителей городов к обсуждению?
- Уже в этом году была введена обязательная процедура общественных обсуждений. То есть двор мог попасть в программу благоустройства только после того, как жители дома решили, что они хотят в этом дворе видеть. Мы знаем, вокруг чего во дворах разворачивается основная дискуссия: сделать больше парковочных мест или прогулочных зон для мам с колясками. И это не должен решать муниципалитет, это должны сделать люди. Они должны определить хотя бы схематично, как видят свой будущий двор.
Мы требуем от регионов максимальной вовлеченности людей в процессы, причем не формальной — собрали подписи и разошлись, а именно обсуждения. Очень хороший опыт Татарстана в этой сфере. Первый год по вовлеченности жителей был неплохой — всего в общественных обсуждениях в 2017 году приняли участие 6,5 миллиона человек, а это порядка 7 % от общего населения муниципалитетов — участников проекта.
- Какая ответственность ждет регионы, которые не успеют выполнить все запланированные задачи по благоустройству в срок?
- Как раз в конце ноября мы проводили всероссийский селектор, где подробно рассмотрели имеющиеся проблемы с выполнением работ, качеством, еще раз предупредили все регионы об ответственности за нарушения. Такая ответственность предусмотрена соглашением, заключенным между регионом и Минстроем России и предусматривает возврат федеральных средств полностью или частично — в зависимости от объема нарушений. Итог мы подведем в январе.
Отмечу и то, что за качеством работ — двойной контроль, к этой работе привлечены и общественные организации, дополнительно проводится мониторинг всех открытых источников, включая СМИ и социальные сети. И вы, и я понимаем, что из Москвы невозможно без сигналов жителей и общественных деятелей проконтролировать благоустройство больше 20 тысяч объектов. Поэтому мы очень благодарны жителям за их неравнодушие.
- Зачем нужно было привлекать людей к благоустройству дворов?
- Я много лет работал в разных регионах и могу сказать, что принципиально отличаются двор, где муниципальная власть просто поставила детскую спортивную площадку, и двор, где люди приняли участие в установке этой площадки, пусть даже минимально. Потому что если люди выполнили часть работы сами, они чувствуют себя вовлеченными в процесс. Это дает понимание некой ответственности не только за свою квартиру, но и за свой подъезд, за свой двор, — т.е. меняет менталитет людей. В таких случаях мы никогда не сталкиваемся с вандализмом. И, в конце концов, это сплачивает людей, а это сегодня проблема — люди не знают даже своих соседей по лестничной площадке.
- Решен ли вопрос с финансированием проектов благоустройства на следующий год?
- Президентом РФ уже принято решение о продлении этого проекта на 5 лет и обеспечения его финансирования на уровне не ниже 2017 года. В федеральном бюджете на 2018-2020 годы предусмотрены и распределены между регионами федеральные средства на эти цели — более 75 миллиардов рублей. Всего в течение пяти лет на благоустройство будет направлено как минимум 125 миллиардов рублей.
- Есть ли какие-то условия получения этих средств для регионов?
- В этом году таких строгих критериев получения средств не было, какие появятся уже со следующего года. Эти деньги регионы и муниципалитеты получают только в обмен на конкретные результаты. Мы уже вносим изменения в нормативные документы: в распределении средств будет играть роль результативность работы региона за прошлый год. Я считаю, это честно.
Кроме того, все регионы — получатели средств должны утвердить пятилетние программы формирования современной городской среды на 2018-2022 годы, и такие же программы должны утвердить муниципалитеты, на территории которых непосредственно проводятся работы по благоустройству.
- Насколько разными получаются проекты в зависимости от региона?
- Все регионы в 2017 году находились в равных условиях, тем не менее результаты получились очень разные. Взять, например, уютные дворы в Якутии и положенный наспех асфальт в Бердске Новосибирской области. Бороться с теми, кто формально подходит к вопросам благоустройства, нужно не только наказанием. В 2017 году Минстрой России впервые начал формировать библиотеку лучших практик по созданию городской среды. У регионов и муниципалитетов есть возможность изучить и перенять лучший опыт. В феврале 2018 года мы впервые сформируем Федеральный реестр лучших практик в сфере благоустройства, реализованных в 2017 году.
- Ранее вы говорили об индексе качества городской среды. Что это за показатель? Зачем он нужен?
- У нас в каждой отрасли существует показатель, отражающий суть изменений. Например, в жилищном строительстве — объем ввода жилья, где мы видим, сколько и где введено многоквартирного и индивидуального жилья. Индекс качества городской среды — это показатель на основе анализа государственных и открытых данных, насколько в населенном пункте развита городская среда — общественные пространства и дворы. Этот индекс качества, разрабатываемый Минстроем России совместно с АИЖК и КБ «Стрелка», станет одним из факторов, влияющих на направления работы местных властей и распределение субсидий в рамках проекта «Формирование комфортной городской среды». Регионы, муниципалитеты и даже бизнес смогут на них ориентироваться в своей работе. Первый такой индекс мы представим в феврале 2018 года.
- Михаил Александрович, насколько проекты благоустройства могут быть интересны инвесторам?
- Очень интересный и важный вопрос, мы сейчас как раз работаем над ним. Принято считать, что концессионные соглашения больше подходят для объектов инфраструктуры — водоснабжения, водоотведения, подачи тепла, если касаться деятельности Минстроя. На самом деле мировой опыт показывает, что концессионеры берутся и за крупные общественные пространства.
- А в России такие есть?
- Есть, но мало пока, только восемь проектов, в Волгограде, Ростове, еще нескольких городах. В Ростове на Дону реализуется проект по благоустройству части набережной реки Дон, объект взят в концессию на 32 года, а общий объем инвестиций в проект составил 330 миллионов рублей. Интерес к этой теме сейчас очень высок, поэтому очень важно разработать понятную и прозрачную методологию для привлечения концессионеров на управление проектами благоустройства.
- И что может сделать концессионер в сфере благоустройства?
- Например, он берет в управление на 20 лет заброшенный городской парк, благоустраивает его, а окупаемость вложенных средств происходит за счет создания гостеприимной среды, инфраструктуры, при этом сам объект остается в публичной собственности.
Для того, чтобы сделать акцент на этом, Минстрой сейчас прорабатывает так называемое «коробочное» решение для концессий в части благоустройства и развития городских пространств. Аналогичное «коробочное» решение мы сделали по водоснабжению и водоотведению вместе со Сбербанком. И оно начало работать.
- Что собой представляет такое «коробочное» решение?
- Это типовой концессионный договор и типовые условия получения кредита в одном из российских банков. Берете два этих документа и приходите в местные органы государственной власти со своими предложениями.
Источник: «Российская газета»
Обсудить на форуме