Опрос петербуржцев, проживших не менее двух лет в новостройках в окраинных районах массовой застройки, показал, что 24% новоселов полностью или частично не удовлетворены качеством жилья, благоустройством и состоянием инфраструктуры. При этом при покупке жилья большинство из них руководствовалось преимущественно ценой и планировкой собственной квартиры. «Со временем приоритеты меняются», — констатируют эксперты, ссылаясь на результаты исследования.
Опрос проводился в начале текущего года местным девелоперским сообществом среди новоселов самых застраиваемых территорий за кольцевой автодорогой (КАД) — Парнас, Мурино, Кудрово, Девяткино. В выборку попали почти три сотни человек, купивших квартиры на границе города и области примерно у двух десятков застройщиков. Результаты исследования были представлены в рамках круглого стола «Жилая среда Петербурга: проблемы, исследования, перспективы», прошедшего на днях в Северной столице.
Бытие определяет сознание
Оказывается, если спросить новосела о том, какой совет он дал бы сам себе сейчас — спустя два года после переезда в новое жилье, то выясняются любопытные вещи. То, о чем при покупке квартиры люди обычно не задумываются, со временем выходит на первый план, снижая удовлетворенность от покупки.
Так, например, основным фактором, который тогда повлиял на покупку жилья у большинства опрошенных (63%), была цена. Характеристики квартиры (планировка, площадь, количество санузлов и пр.) в «списке первоначальных приоритетов» набрали в сумме 37%. 32% обращали внимание на транспортную доступность. 28% — на месторасположение. Репутация застройщика повлияла на выбор у 14% покупателей. На последнем месте стояли такие факторы, как петербургская прописка, наличие магазина и парковки (по 1%). На основании этих ответов, как считают опрошенные «СГ» застройщики, можно даже составить определенную «формулу квартирного счастья» для человека, который находится в поиске подходящего для себя варианта и не намерен переплачивать.
Вот только через два года жизни формула кардинально меняется. Понятно, что для человека, уже поселившегося в новой квартире, значение цены сильно снижается — с 63% до 9%. По словам члена совета директоров ГК «Ленстройтрест» Дмитрия Карпушина, фактор цены перестает «давить» на человека, как давил в процессе покупки, на опыте реальной эксплуатации начинают играть важную роль иные факторы, которым в процессе выбора люди могли не уделять внимания. А оставшиеся 9% — это, скорее всего, люди, считающие, что два года назад они переплатили за квартиру и до сих пор беспокоящиеся об этом. По тем же причинам теряет значимость и такой критерий, как планировка, — с 25% до 7%.
Зато на первый план выходит наличие объектов социальной, торговой и иных инфраструктур — 32% (ранее это было важно только для 9%). В итоге, из лидирующих факторов периода покупки значение сохраняет лишь транспортная доступность, причем почти в тех же «пропорциях» — 30%. Ну и наконец, в числе трех самых важных «новых» факторов оказывается так мало значившая прежде потребность в месте для автомобиля (23%). По мнению экспертов — это связано с психологией людей — если на момент выбора их больше волновало то, что будет внутри их будущей квартиры, то после того, как они стали в ней жить, более важным становится то, что происходит за ее пределами.
Довольные и недовольные
В целом, как показало исследование, большинству опрошенных их квартиры нравятся. 76% ответили, что их ожидания относительно покупки квартиры оправдались полностью или частично. 63% купили бы ту же самую квартиру при возможности нового выбора.
Однако почти четверть покупателей своим приобретением оказались недовольны (любопытная деталь: большинство из них приобрели однокомнатную квартиру без отделки). К недостаткам своего жилья, помимо отсутствия парковок, они отнесли еще и нехватку благоустроенных, зеленых придомовых территорий, неразвитость инфраструктуры и набор факторов, касающихся качества строительства (плохая шумоизоляция, проблемы с лифтом, низкое качество строительных и отделочных работ). Две трети из тех, кто оказался не удовлетворен качеством своего жилья или ближайшего окружения, отметили, что хотели бы переехать в другой район (48%) или хотя бы в другой жилой комплекс в пределах того же района (19%).
Как отмечает директор по развитию компании «Бонава» в России Александр Свинолобов, данные опроса отчасти перекликаются с исследованием, которое его компания провела ранее с целью выяснить, в каких новостройках люди чувствуют себя счастливыми. Выяснилось, что петербуржцы самой значимой для себя составляющей повседневной жизни считают комфорт, к которому относят, в частности, безопасность и удобства для повседневной жизни. Между тем, по его мнению, решить эту задачу застройщикам бывает не так просто. Так, например, в понятие «комфортное проживание», с точки зрения новосела, входит возможность парковать автомобиль у дома. При этом, покупатели жилья хотят, чтобы парковки эти были бесплатными. Платить за паркинги, а тем более, за подземные гаражи, многие не хотят.
В свою очередь, Дмитрий Карпушин считает, что ситуация с покупкой дешёвых квартир в новостройках можно сравнить с покупкой суррогатного алкоголя — все знают, что он вреден, но все-таки покупают. Цена для многих оказывается решающим фактором. Жилой микрорайон, не обеспеченный необходимой инфраструктурой — детскими садами, школами, транспортной доступностью, с тесными дворами, заставленными машинами — тот же опасный суррогат, только жилищный. И эффект от такой недвижимости может проявиться через несколько лет. Он может «выстрелить» такими комплексными проблемами, как криминализация кварталов, их деградация. Не зря их в последнее время все чаще называют «гетто».
Источник: «Строительная газета»
Обсудить на форуме