Доклад президента НОИЗ Л.Г. Кушнира на IV Всероссийском Съезде изыскательских СРО | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации:

Доклад президента НОИЗ Л.Г. Кушнира на IV Всероссийском Съезде изыскательских СРО

Уважаемый Константин Юрьевич!

Уважаемые представители саморегулируемых организаций!

Уважаемые гости Съезда!

Уважаемые коллеги!

1. Прошло немного времени со дня законодательного введения в нашей стране института саморегулирования – трех видов деятельности взамен их государственного лицензирования.

Становление саморегулирования, поиск оптимальной системы создания саморегулируемых организаций происходили в жестких конкурентных условиях, осложненных кризисом, а также неоднократным уточнением законодательных требований к саморегулированию и других норм на уровне Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти. Изыскательское сообщество отвергло попытки монополизировать саморегулирование одной или двумя-четырьмя трудно управляемыми саморегулируемыми организациями в области инженерных изысканий. Оправданными оказались действия по созданию системы СРО, основанной на балансе интересов государства, регионов, отраслей Российской Федерации и изыскательского сообщества в целом.

В настоящее время статус саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, получили 28 некоммерческих партнерств, объединяющих примерно 5 200 изыскательских, проектно-изыскательских организаций и индивидуальных предпринимателей. Значительное число СРО приближено к местам базирования изыскательских организаций, что оптимизирует их деятельность, облегчает взаимодействие членов СРО и их органов управления. Для защиты потребителей результатов инженерных изысканий сформированы компенсационные фонды, которые в совокупности превысили 750 миллионов рублей.

Национальное объединение изыскателей создано в ноябре 2009 года, зарегистрировано в Минюсте в декабре 2009 года, расчетный счет открыт 10 февраля 2010 года.

За 9 месяцев Национальное объединение изыскателей выполнило значительный объем работ, обеспечивший результаты его деятельности, в том числе:

  • завершено построение организационной структуры Объединения, Съездом выбраны Президент и члены Совета, сформированы комиссии по основным направлениям деятельности, сформирован активный Аппарат Национального объединения изыскателей, создана эффективная информационная система, образована и действует Ревизионная комиссия, разработаны и приняты Съездом и Советом Объединения Устав Национального объединения изыскателей и Регламент Съезда, по всем составляющим организационную структуру Национального объединения изыскателей разработаны и приняты соответствующие Положения и регламенты;

  • разработаны и представлены всем некоммерческим партнерствам в качестве методической помощи типовые проекты документов саморегулируемых организаций, необходимых некоммерческим партнерствам для внесения сведений о них в государственный реестр, проведен ряд организационно-методических совещаний с некоммерческими партнерствами с целью облегчить им организационный период при создании системы саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий;

  • проведено три Всероссийских съезда саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, на которых рассмотрено 27 вопросов, принято 16 Положений, регламентов и других документов, утверждены основные направления деятельности Национального объединения изыскателей;

  • проведено 8 заседаний Совета Объединения, на которых рассмотрено более 35 вопросов, принято 16 документов, определяющих деятельность Национального объединения изыскателей;

  • организована регулярная работа комиссий Объединения, которые силами своих членов с привлечением высококвалифицированных специалистов и известных ученых подготовили ряд проектов законодательных норм, защищающих интересы членов СРО, внесенных Национальным объединением изыскателей в Правительство Российской Федерации и Государственную Думу, приступили к актуализации и гармонизации двух СНиПов и двух ГОСТов, подготовили предложения по перечням нормативных документов обязательного и добровольного применения, утвержденных Правительством Российской Федерации и Росстандартом; разработали унифицированный порядок проведения контрольных проверок органами СРО своих членов, разработали и разместили на сайте Национального объединения изыскателей концепцию развития системы повышения квалификации специалистов изыскательской отрасли, составлены типовые программы повышения квалификации, подготовлен проект Сборника рекомендаций по этому важному направлению;

  • налажено тесное взаимодействие Объединения с Правительством Российской Федерации, Государственной Думой, Минрегионом, другими органами государственной власти, с Национальными объединениями проектировщиков и строителей, Российским Союзом строителей, Российским Союзом проектировщиков, Российским Союзом промышленников и предпринимателей;

  • Национальное объединение изыскателей приняло участие и защищало интересы СРО при обсуждении и принятии решения по важнейшим вопросам развития саморегулирования на многочисленных совещаниях и заседаниях, в том числе:

    • в Правительственных органах — 9;

    • в Минрегионе — 22;

    • в Государственной Думе — 16;

    • в объединениях проектировщиков и строителей — 6;

    • в Российском Союзе строителей — 3;

    • в Российском Союзе промышленников и предпринимателей — 4;

    • других — 9.

2. Национальное объединение изыскателей внесло активный вклад в разработку и принятие ряда важных документов и решений, улучшающих деятельность СРО и изыскательских организаций.

Основные из них:

  • технический регламент «О безопасности зданий и сооружений», определивший основные требования к результатам инженерных изысканий и их возможности в научно-методической и нормативной сфере;

  • утверждение перечня нормативных документов обязательного и добровольного применения, обеспечивающих выполнение требований технического регламента;

  • отмена лицензирования части картографо-геодезических и гидрометеорологических работ, входящих в состав инженерных изысканий;

  • совместно с национальными объединениями проектировщиков и строителей принятие законодательной нормы и последующих разъяснений Минрегиона о шестимесячном переходном периоде применения нового Перечня работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, по приказу Минрегиона № 624;

  • включение в Федеральный закон № 240 поручения Правительству Российской Федерации о внесении уточнений в его Постановление № 48 о минимальных требованиях при выдаче свидетельств о допуске к особо опасным и технически сложным объектам, разработка новой редакции Постановления № 48;

  • участие в разработке Перечня видов работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства и направленного на учёт реальных возможностей каждого члена СРО при выдаче свидетельств о допуске, учета сложившейся в стране структуры изыскательских организаций, а главное – обеспечение интересов микро и малого бизнесов в инженерных изысканиях.

3. В деятельности исполнителей инженерных изысканий и развития этой отрасли имеется ряд серьезных проблем, связанных в том числе с саморегулированием, решение которых Национальное объединение изыскателей ставит своей первоочередной задачей.

Главные из них:

3.1. Дальнейшее совершенствование Федерального законодательства Российской Федерации о саморегулировании в инженерных изысканиях, проектировании и строительстве, в том числе:

  • законодательного определения роли профессиональных объединений специалистов и ученых при реализации института саморегулирования предпринимательской деятельности;

  • принятие законодательной нормы о значительном снижении взносов в Компенсационный фонд для малого бизнеса с постепенным повышением роли страхования профессиональной ответственности членов СРО;

  • дальнейшее совершенствование законов, связанных с техническим регулированием в части расширения форм обязательного соответствия введением в законодательство и затем в нормативную базу обязательного требования о техническом контроле инженерных изысканий. (В настоящее время экспертиза не может обеспечить требование Технического регламента об установлении достоверности исходной информации результатов инженерных изысканий);

  • существенные изменения и дополнения в законодательстве Российской Федерации о процедурах отбора исполнителей инженерных изысканий, уже сейчас совместно с НОСТРОем и НОПом разработана первая редакция изменений и дополнений в Федеральный закон № 94, предусматривающие в том числе предквалификацию при проведении конкурсов и антидемпинговые меры;

  • усиление роли инженерных изысканий при разработке градостроительных документов и документации, введение обязательности их государственной экспертизы;

  • усиление статуса негосударственной экспертизы.

3.2. Другие проблемы, решение которых необходимо для успешного развития саморегулирования в области инженерных изысканий и которые ставятся и уже реализуются Национальным объединением изыскателей:

  • совершенствование нормативной базы инженерных изысканий, направленной на повышение качества изыскательских работ и обеспечения нормальных отношений между заказчиками и исполнителями инженерных изысканий, в настоящее время под руководством Национального объединения изыскателей завершается актуализация ГОСТа 25100-95 «Грунты. Классификация» с учетом их гармонизации с Еврокодами, осуществляется актуализация СНиП 11-02-96 с учетом приведения его в соответствие с законодательством Российской Федерации, новых методов и технологий инженерных изысканий, определения региональных и отраслевых требований к ним;

  • дальнейшее развитие страхования в инженерных изысканиях, в том числе с учетом оценки природных рисков;

  • разработка новых подходов к ценообразованию в области инженерных изысканий в целях создания возможности образования в изыскательских организациях оборотных средств для повышения их конкурентоспособности и их технического и технологического развития;

  • дальнейшее совершенствование среднего технического и высшего образования, введение новых специальностей, в частности геотехников, по которым имеются договоренности с рядом ВУЗов;

  • научно-методическое и технологическое обеспечение инженерных изысканий, обоснование тем научных исследований и создания новых технологий на основе систематической проблематизации всех видов инженерных изысканий в тесном взаимодействии с ведущими отраслевыми научно-исследовательскими организациями и ВУЗами страны;

  • принятие Правительством Российской Федерации решения о формировании и ведении государственного Фонда материалов и данных инженерных изысканий для ведения в актуальном режиме изученности природных условий и факторов техногенного воздействия территорий, городских округов и муниципальных образований;

  • дальнейшее совершенствование предмета деятельности Национального объединения изыскателей, документов саморегулируемых организаций.

По всем приведенным проблемам Национальным объединением изыскателей ведутся работы, находящиеся в разной стадии завершения.

Быстрое и эффективное решение перечисленных проблем возможно только при тесном взаимодействии, открытости и концентрации сил всего изыскательского сообщества. Нет сомнения в том, что все СРО и их члены, во имя несомненной пользы от этих решений объединят свои усилия и отодвинут несущественные проблемы на второй план.

Пусть в наших рядах займет достойное место взаимное доверие в общих вопросах нашего развития.

Благодарю за внимание.


Обсудить на форуме