Две дороги к BIM-технологиям: Россия и Казахстан | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации: 26/04/2017

Две дороги к BIM-технологиям: Россия и Казахстан

Две дороги к BIM-технологиям: Россия и Казахстан

В начале апреля практически одновременно в России и Казахстане были приняты «дорожные карты» по переходу строительной отрасли на технологии информационного моделирования. Сравнить два документа портал «Ради Дома PRO» попросил генерального директора компании «Конкуратор» Марину Король.

 - Свои «дорожные карты» (ДК) по BIM у двух соседних стран, входящих в Евразийский Экономический Союз, появились практически в один день. В этой ситуации было невозможно удержаться от сопоставительного анализа и сравнения подходов, заявленных в двух этих документах, определяющих направление инновационного развития строительной отрасли. Сделать это теперь может и сам читатель, которому я открываю доступ к утвержденным планам:

«ДОРОЖНАЯ КАРТА» BIM: РОССИЯ

«ДОРОЖНАЯ КАРТА» BIM: КАЗАХСТАН

Так случилось, что известие об утверждении ДК по BIM Казахстана застало меня в Алматы, где я выступала на I Международном инновационном форуме «Цифровой Казахстан: BIM-технологии в архитектуре и строительстве». Тема моего выступления как раз и была посвящена лучшим мировым практикам по разработке государственных программ и дорожных карт по BIM. На форуме официально было объявлено о том, что министр по инвестициям и развитию Республики Казахстан подписал соответствующий документ. Познакомившись с текстом документа, я искренне порадовалась за наших коллег. Порадовалась за успешную работу Рабочей группы, за те пункты весьма сбалансированного документа, которые мы, в свою очередь, предлагали для российской ДК, но так и не смогли отстоять.

История вопроса

Российская ДК по BIM разрабатывалась инициативной рабочей группой с 2012 года. В 2014 был дан старт российской BIM-программе. Уже через год разработка аналогичной государственной программы стояла на повестке дня и в Казахстане. Тогда руководство государственного института АО «КазНИИСА» провело в Алматы серьезное мероприятие — двухдневный круглый стол по обмену опытом с привлечением широкого круга российских экспертов. Тогда мы с коллегами обсудили имевшиеся у нас наработки и договорились координировать усилия. И тем приятнее сегодня видеть, что наши казахстанские партнеры, сохранив изначальные основные направления и приоритеты, сумели разработать план мероприятий с реализуемыми сроками и понятными ответственными исполнителями.

К сожалению, российскую ДК ждала совсем другая судьба. Аналогичный по смыслу и характеру документ, разработанный профессиональным сообществом Рабочей группы Минстроя, был отклонен. Вместо него появилась кулуарно разработанная BIM-Ассоциацией ДК, с правильным названием, но по содержанию имевшая с первоначальным проектом мало общего. Профессионалы с трудом могли усмотреть там «следы» BIM. Основные мероприятия касались вопросов ценообразования в эксплуатации. Несмотря на возмущение профессионального сообщества, обращение к министру Открытого правительства М.А. Абызову, соответствующее заключение Экспертного совета правительства, с минимальными правками ДК BIM-Ассоциации все-таки приняли. В апреле ее подписал вице-премьер Д.Н. Козак.

Мероприятия «дорожных карт»

Россия. Хотя после серьезной критики название ДК все же было изменено, основное содержание подверглось лишь косметическим правкам. Теперь полное название документа звучит так: «План мероприятий по внедрению оценки экономической эффективности обоснования инвестиций и технологий информационного моделирования на всех этапах «жизненного цикла» объекта капитального строительства».

Принятая ДК действительно решает одну единственную задачу — введение в практику строительной отрасли нового этапа: обоснование инвестиций, ОБИН. Информационное моделирование призвано «обслужить» именно этот вновь появляющийся этап инвестиционно-строительного проекта. Другие этапы и стадии фактически исключены из рассмотрения, хотя в названии и присутствует упоминание о «жизненном цикле».

Российский документ состоит из 18 пунктов. В них расширяются «полномочия Правительства» и «полномочия уполномоченных федеральных органов власти», вносятся изменения в Градкодекс для «наделения функциями оператора ИСОГД уполномоченных органов исполнительной власти или подведомственных им государственных организаций…», «утверждаются классификаторы объектов капстроительства по их функциональному назначению», «определяются нормативные сроки эксплуатации», разрабатываются государственные информационные системы и т.д. К информационному моделированию непосредственное отношение имеют лишь два пункта:

- п.14, провозглашающий разработку национальных стандартов информационного моделирования;

- п.17, декларирующий разработку геоинформационной системы, обеспечивающей (среди прочего) «применение стандартных программных продуктов BIM-моделирования при подготовке проектной документации».

Не знаю, как у вас, уважаемые читатели, а у меня от таких формулировок складывается ощущение полнейшей профессиональной некомпетентности ответственных за разработку документа авторов и чиновников. Породить подобный документ на четвертый год разработки государственной программы внедрения информационного моделирования в отрасли означает полный провал работы и профессиональное несоответствие.

В документе отсутствует хоть в какой-либо форме выраженное намерение вводить BIM-мандат, то есть обязательное применение BIM для объектов госзаказа. Очевидно, что в отличие от большинства развитых стран, экономия бюджетных средств на строительных проектах в России не является сколь-нибудь значимой целью. Даже в нынешней экономической ситуации. Хотя в публичных выступлениях Министр строительства и ЖКХ М.А. Мень продолжает такие намерения озвучивать и после утверждения ДК.

Казахстан. Одним из пунктов ДК Казахстана обозначено «рассмотрение вопроса об установлении в строительных нормах требования по обязательному применении технологии информационного моделирования (BIM) в проектировании и строительстве с января 2021 года». Сама же ДК принята «в целях реализации пункта 95 Антикризисного плана действий Правительства Республики Казахстан и Национального банка Республики Казахстан по обеспечению экономической и социальной стабильности на 2016-2018 годы».

Ряд пунктов ДК посвящен изучению зарубежного опыта передовых стран, в частности действующих систем классификации. Предусмотрена разработка BIM-ориентированного классификатора элементов, изделий, материалов; новых нормативно-технических документов, а также внесение изменений и дополнений в действующие. В документе приведены названия ряда стандартов и сводов правил.

Подлежит введению в действие большой пакет стандартов ISO по информационному моделированию. (Здесь надо отдать должное работе, проводимой «Росстандартом» и ФАУ «ФЦС»: по их заказу подготовлено и в ближайшее время будет введено в действие большинство перечисленных в ДК стандартов этой группы.)

Отдельные блоки ДК посвящены обучению и подготовке специалистов, разработке учебно-методических программ, материалов, пособий. Не забыты и пилотные проекты, формирование Государственного банка информационных моделей и широкие отраслевые коммуникации по теме BIM.

Ничего подобного вы не увидите в российской BIM-программе. В ней нашло отражение отношение к тем инновационным компаниям, кто уже работает в BIM: никакой поддержки в виде снятия барьеров из старых нормативов им ожидать от такой программы, к сожалению, не приходится.

Сомнительно реализуемыми кажутся также сроки отдельных пунктов российской ДК. Так, например, все национальные стандарты должны быть готовы к январю 2018 года, то есть за оставшиеся 8 месяцев года. По имеющейся информации, пока не сформирован даже полный пакет наименований стандартов, подлежащих разработке. А еще ведь конкурсы, хотя можно, оказывается, и без них…

Исполнители

Кто же назначен ответственным за исполнения мероприятий ДК? Если в Казахстане исполнителями являются уполномоченные профильные государственные организации и довольно часто фигурирует формулировка «определяется на конкурсной основе», то в российской ДК в каждом пункте присутствует по 5-6 министерств и нацобъединения.

В тех же двух пунктах, которые касаются непосредственно BIM, в качестве исполнителя без конкурса указана BIM-Ассоциация — организация, учрежденная коммерческими юрлицами и не имеющая в составе ни одного участника (согласно информации на сайте организации на момент написания публикации).

Выводы делайте сами.

Заключение

Сравнение двух дорожных карт по BIM однозначно оказалось не в пользу российской.

Фундаментальная трансформация строительной отрасли, переход на цифровые технологии и информационное моделирование во всех развитых странах мира получили и получают мощную и адекватную реакцию государства как регулятора и как заказчика. Это находит отражение в тщательно разработанных «дорожных картах» и планах поэтапного перехода на новые технологии с подготовкой и введением BIM-мандатов, разработкой стандартов, учебных программ, изменений старых нормативов, ориентированных на работу в бумаге. Можно поздравить Казахстан с присоединением к группе лидеров!

Источник: «Ради Дома PRO»

Темы: , ,


Обсудить на форуме