Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов (ФЦЦ) выступает с инициативой поощрения проектировщиков и экспертизы, сумевших по итогам своей работы снизить стоимость строительства бюджетного объекта. О том, какие изменения коснулись нормативов в строительной отрасли, в интервью «Вестнику» рассказывает руководитель ФГУ ФЦЦ Евгений Ермолаев.
— Какие виды нормативов уже выпущены в рамках постановления Правительства РФ «О порядке проведения достоверности определения стоимости объектов капстроительства…»? Все ли регионы ЮФО и СКФО разработали и согласовали территориальные сметные нормативы?
—
— Определены ли единицы мощности, по которым будет рассчитываться стоимость бюджетных объектов?
— Единицы мощности — протяженность трубопровода или дороги, количество
— Какие особенности ЮФО отражены в документах, определяющих единицы мощности для различных объектов?
— Дело в том, что единица мощности для различных объектов не определяется ни округом, ни регионом России. Она устанавливается отраслевым органом власти, который курирует эти виды объектов. Например, министерство образования курирует образовательные учреждения и имеет свою классификацию необходимого количества квадратных метров, метров кубических, ученических мест и так далее. И это не имеет никакого отношения
— Насколько изменится система нормативов в следующем году?
— Раньше, если взять, к примеру, строительство социальных объектов — школ, больниц, госучреждений — стоимость строительства от стадии проектирования до принятия решения о финансировании увеличивалась. Причем многие параметры закладывались субъективно. Например, руководитель муниципалитета, выдвигая обоснование строительства школы, оценивал стоимость на основе построенных аналогов. Но в зависимости от множества параметров — количества школьников, наличия инфраструктуры, бассейна — их стоимость отличалась. У нас есть примеры, когда в рамках одного региона строительство школы с одинаковым количеством учеников могло отличаться по стоимости в несколько раз. К тому же при строительстве школ 70% затрат, как правило, занимали расходы на инженерные сети. Эта была неявная форма решения проблем субъекта за счет федерального бюджета. После того как проект попадал в Минобразования РФ (стоимостью не выше 8 млрд руб.) или Минэкономразвития РФ, его также рассматривали специалисты, не знающие тонкостей проектирования, стоимости инженерных решений. При обосновании стоимости строительства объекта экспертиза руководствовалась субъективными факторами и теми решениями, которые принял проектировщик: определенной высоты потолок, проемы и т.д. По итогам экспертизы получалась сумма, на которую заказчик выделял деньги. В итоге стоимость объекта составляла не 1 млрд рублей, а два. В действовавшей раньше схеме проектировщики не были ограничены в избыточных планировочных решениях. Сейчас все происходит наоборот — предельная стоимость объекта будет определяться на стадии бюджетного планирования, и проектировщик будет обязан уложиться в заданные параметры стоимости. Экспертизе будет запрещено принимать документацию на сумму, превышающую запланированную в бюджете.
— Если проектное решение будет превышать сумму, выделенную бюджетом на строительство?
— В таком случае проектировщик должен пойти в орган бюджетного планирования и доказать, что эта сумма обоснованна. Но мы, напротив, предлагаем поощрять проектировщиков, которые проектируют объект на сумму меньше запланированной. Например, бюджетом выделено 1 млрд рублей на строительство объекта, а проектировщик спроектировал его на 800 млн рублей. Тогда, кроме платы за проектирование, он получит вознаграждение, составляющее 5% от разницы плановой и фактической суммы строительства. В приведенном примере получается 10 млн рублей. Экспертиза тоже может заработать, если предложит более экономичные конструктивные решения, добьется снижения стоимости проекта. Она получит 5% от суммы, которая будет составлять разницу между запланированной и фактической стоимостью проекта. Таким образом, проектировщики и экспертиза будут заинтересованы в снижении стоимости строительства. Мы предусматриваем механизм наказания экспертизы и проектировщиков, если они выставляют на торги слишком низкую цену строительства. Например, если стоимость строительства объекта будет оценена на 800 млн рублей и никто из подрядчиков не захочет возводить объект за такую сумму, то в этом случае проектировщик и экспертиза должны будут предоставить обеспечение в размере 50% от стоимостипроектных работ . Так государство будет компенсировать затраты на проведение никому неинтересных торгов. Кроме того, мы предлагаем производить оплату работы подрядчикам по этапам, которые удобны исполнителю.
— Разработана ли система сметного нормирования?
— Система сметного нормирования сейчас разрабатывается, нам приходится ее менять, поскольку в старых нормативах заложены дорогостоящие технологии, а новые импортные технологии требуют увеличения издержек, поскольку в них заложены импортные компоненты. Поэтому каталог типовых объектов, в которых будет каждое конструктивное решение посчитано до гвоздя, с учетом климатических, региональных особенностей, мы планируем выпустить в начале 2011 года. В дальнейшем каждый проектировщик результаты проектирования объекта должен будет направить в Минрегион РФ — на основе обобщенных данных будет корректироваться каталог.
— Недавно были разработаны нормативные документы в сфере негосударственной экспертизы. Что это даст?
— Сегодня уже созданы сотни органов негосударственной экспертизы, но пока их заключения не имеют статуса, поэтому все заказчики сейчас идут в органы госэкспертизы. Сейчас предлагаем вариант, при котором госэкспертиза занималась бы секретными, уникальными, сложными объектами, а остальными — негосударственная экспертиза. При этом мы разрабатываем административную, уголовную формы ответственности
— Будут ли использоваться нормативы при проведении тендеров?
— Безусловно, поскольку нормативы будут описывать стандарты — каковы затраты инвестора при использовании того или иного конструктивного решения.
— Каким органам в ЮФО будут делегированы функции Главгосэкспертизы? Созданы ли они? Какой срок займет рассмотрение смет в местных органах?
— Постановление Правительства РФ № 427 регламентирует проведение экспертизы достоверности сметной стоимости объектов только в Главгосэкспертизе России. В Южном федеральном округе ее филиал находится
— Будет ли подрядчик брать на себя обязательства по эксплуатации построенного объекта?
— Мы выступили с инициативой включения в цену госконтракта стоимости эксплуатации объекта на срок до 10 лет. Министр транспорта поддерживает эту инициативу, думаю, что в дорожном строительстве будет принят такой закон. В жилищном и социальном строительстве эта мера повысит качество выполняемых работ.
— В прошлом году в интервью «Вестнику» вы говорили, что обсуждаются возможные поправки
— Сейчас мы «пробиваем» принятие постановления, которое бы обязывало застройщиков, предоставляющих цену на 30% ниже, чем на аукционе, закреплять свою ответственность в виде банковской гарантии. Мы планируем, что к середине следующего года соответствующее постановление будет принято. Так мы сможем защитить дольщиков от действий недобросовестных подрядчиков.
— Какие функции сейчас выполняет ваше ведомство?
— Федеральный центр ценообразования в порядке инициативы разрабатывает документы, которые ложатся в основу постановлений правительства, министерств на федеральном уровне. Мы не согласовываем проектные материалы, не монополизируем деятельность по нормированию цен — сейчас любой человек может разработать норматив, направить его в экспертизу и другую организацию и в итоге сможет попасть в каталог нормативов. Мы специализируемся в исследовании и аналитике рынка стройматериалов. Никто кроме нас не занимается оценкой экономической эффективности проектных решений. Орган экспертизы, например, проверяет, сколько стоит конкретное инженерное решение, а мы можем предлагать технологии строительства, которые могут снизить стоимость строительства до 20%.
— Проводите ли вы мониторинг цен на стройматериалы, ГСМ?
— Мы проводим мониторинг цен на строительные компоненты, энергоносители, рабочую силу. По нашим оценкам, себестоимость строительства на 70% состоит из затрат на энергоносители — за счет мультипликативного эффекта. Например, увеличение стоимости бензина на 2 рубля за литр приводит к удорожанию стоимости строительства на 1%.
Обсудить на форуме