Порядок ведения единого реестра членов СРО, утвержденный правительством на прошлой неделе, свидетельствует о высоком уровне доверия чиновников саморегулируемому сообществу. Основные вопросы взаимодействия участников системы саморегулирования в строительстве при наполнении единого реестра оно должно определить самостоятельно – в регламентах национальных объединений СРО. Какие вопросы необходимо урегулировать этими документами, выделяет «Правда о СРО».
НОСТРОЙ и НОПРИЗ ведут Единые реестры членов СРО уже более пяти лет. Недавние поправки в Градостроительный кодекс, в развитие которых принято постановление Правительства РФ от 25 мая 2022 г. № 945 об утверждении состава сведений, правил формирования и ведения единого реестра членов саморегулируемых организаций и обязательств таких членов, по большому счету, содержат всего два новых требования:
- саморегулируемые организации изыскателей, проектировщиков и строителей с 1 сентября 2022 года обязаны вести реестры своих членов в составе единого реестра;
- в состав сведений единого реестра с 1 сентября 2022 года должны быть включены сведения о размере обязательств членов СРО, определяемые в соответствии с частью 7 статьи 55.13 Градостроительного кодекса.
Однако, необходимость исполнения этих требований влечет за собой существенные изменения в работе СРО и национальных объединений по наполнению и ведению реестра.
Согласно пп. «г» п. 9 Правил формирования реестра, национальным объединениям СРО предписано обеспечить регламентацию взаимодействия объединений с соответствующими саморегулируемыми организациями по вопросам размещения сведений в едином реестре. Из этого следует, что НОСТРОЙ и НОПРИЗ не позднее 1 сентября 2022 года должны разработать и принять регламенты взаимодействия со СРО, которые станут настольной книгой всех специалистов, участвующих в формировании реестра.
Широкое обсуждение проектов регламентов объединений СРО (НОСТРОЙ и НОПРИЗ) еще не стартовало, но специалисты уже задумываются о вопросах и процедурах, которые необходимо в них урегулировать. Вот некоторые из них.
Согласно нормам постановления (пп. «а» п.9 Правил), национальное объединение обеспечивает наличие технических и программных средств защиты информации (СЗИ) для формирования и ведения единого реестра. В настоящее время единые реестры членов СРО никакими средствами защиты не обеспечены. Кто в итоге понесет затраты и будет нести ответственность за обеспечение реестра необходимыми СЗИ? В свете планируемого ужесточения ответственности за утечку персональных данных вопрос этот далеко не праздный.
Другой вопрос связан с формированием и отображением в реестре сведений о совокупном размере обязательств члена СРО. Фактически его решение передано в НОСТРОЙ и НОПРИЗ, и пока сотрудники аппаратов объединений идут по пути наименьшего сопротивления: предлагается отображать совокупный размер обязательств члена СРО путем автоматической погрузки сведений из открытых источников (главным образом, из ЕИС в сфере закупок) в форме простого перечня заключенных договоров. Реализовать это просто, так как системы автоматического мониторинга договорных обязательств членов СРО есть и в НОСТРОЙ, и в НОПРИЗ. Само по себе решение выглядит очевидным, но в действительности последствия выбранной формы отображения сведений в реестре (закрытая и открытая часть), частота их обновления и форма отображения сведений об обязательствах в выписке имеют много нюансов.
Сейчас фактический совокупный размер обязательств определяется самим членом СРО при ежегодном уведомлении своей саморегулируемой организации до 1 марта, далее СРО проводит проверку данного расчета. Пользователи автоматических систем мониторинга хорошо знают, что перечень заключенных договоров обычно нуждается в модерации и в дополнении: из него необходимо исключать договоры стоимостью до 3 млн рублей (а после 1 мая 2022 года — до 10 млн рублей) и договоры, заключенные неконкурентными способами (при этом вопрос ответственности по договорам, заключенным неконкурентными способами до сих пор в полном объеме не урегулирован и имеет противоположные судебные решения). В автоматический мониторинг также не попадают контракты, размещение сведений о которых в ЕИС ограничено.
Кроме того, п.7 Правил гласит, что «каждая запись, внесенная в единый реестр (при открытии раздела, внесении изменений в раздел, закрытии раздела), содержит дату и основание совершения такой записи (реквизиты документа, на основании которого вносится запись)». То есть можно предположить, что расчет совокупного размера обязательств со стороны СРО должен быть подтвержден документарно?
В связи с тем, что в перспективе предусмотрено информационное взаимодействие единого реестра и ЕИС в сфере закупок, то предстоит тщательная проработка вопроса о приоритетности сведений о фактическом совокупном размере обязательств членов СРО, представленных в этих системах.
Также, наверняка, потребует расшифровки и детализации исполнение национальным объединением правила об обеспечении отображения сведений в едином реестре в автоматическом режиме одновременно при их внесении саморегулируемой организацией в реестр членов саморегулируемой организации в составе единого реестра и правила об обеспечении автоматической форматно-логической проверке сведений, вносимых СРО в реестр.
При написании регламентов и в формате размещения единого реестра также будет необходимо учесть требования приказа Минэкономразвития от 14 октября 2020 г. № 678 к обеспечению доступа к документам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальных сайтах СРО.
Да и про журнал операций надо будет подумать: как его вести и какой доступ к нему будет у специалистов СРО? Доступ к такому журналу, как минимум, в части внесения в реестр сведений, в перспективе необходим для исключения судебных споров…
И, конечно, в регламенте будет необходимо определить исчерпывающий перечень информации, вносимой СРО в Единый реестр, а для некоторых записей утвердить единые формы внесения информации (например, для оснований прекращения членства и для приостановки права исполнения работ).
Одним из самых острых вопросов при обсуждении проекта постановления был порядок предоставления из реестра сведений третьим лицам. Постановление возложило обеспечение предоставления сведений из единого реестра по запросам заинтересованных лиц на национальные объединения СРО. Сейчас в едином реестре членов СРО, который ведет НОПРИЗ, выписки формируются в автоматическом онлайн-режиме в один клик. Стоит ли сохранять данный подход при изменении статуса единого реестра с 1 сентября 2022 года – вопрос отрытый.
Также открытым остается вопрос порядка действий СРО и национальных объединений в случаях несвоевременного размещения и отображения сведений в едином реестре.
И это только часть вопросов, требующих детализации в регламентах НОСТРОЙ и НОПРИЗ, которые возникают при поверхностном чтении постановления № 945. Возможно, для не погруженного в процесс стороннего наблюдателя изменение в правилах ведения реестров членов СРО строительной сферы выглядит просто как появление дополнительной вкладки в уже существующих реестрах. Но в аппаратах СРО хорошо понимают, что это не совсем так.
До вступления постановления в силу осталось всего три месяца, а если вычесть один месяц на реализацию норм регламента в программном коде, то два. С учетом регламента подготовки решений коллегиальных органов НОСТРОЙ и НОПРИЗ и того меньше. В этих обстоятельствах вызывает недоумение тот факт, что Комитет НОСТРОЙ по цифровизации, в чью зону ответственности переместились вопросы ведения реестра после ликвидации Комитета по регламенту и саморегулированию, не проявляет видимой активности в этом вопросе.
ПРАВОВЕД
специально для «Правды о СРО»
Обсудить на форуме