Законодатели прописали порядок предоставления субсидий на дорожное строительство, наделили новыми полномочиями Агентство по управлению государственным имуществом, расширили перечень работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Кроме того, вскоре ожидается принятие налога на недвижимость, который заменит налог на имущество и земельный налог.
Субсидии на дорожное строительство
Постановление Правительства РФ от 02.09.2010 № 655 «Об утверждении Правил предоставления в 2010 году субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования административных центров субъектов Российской Федерации».
Данный правовой акт устанавливает порядок предоставления в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах административных центров субъектов РФ. Субсидии предоставляются лишь при наличии утвержденного плана (программы) капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог. Сама субсидия предоставляется на основании соглашения между Федеральным дорожным агентством и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Предусматривается также и эффективность использования субсидии, которая оценивается на основе такого целевого показателя эффективности ее использования, как увеличение площади поверхности автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, приведенных в нормативное состояние, за счет субсидии (кв. метров). Контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий осуществляется Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и Федеральным дорожным агентством. Всего на субсидии в данной области предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 16 000 000 тыс. рублей (см. Федеральный закон от 23.07.2010 № 185-ФЗ). Однако размеры субсидий на крупнейшие города страны там не найти. О выдаче субсидий отдельным субъектам (к примеру, Московской области) издаются отдельные Постановления Правительства РФ.
Необходимо напомнить, что выделение субсидий осуществляется в рамках программы «Развитие транспортной системы России».
Новые полномочия ФАУГИ
Приказ Минэкономразвития РФ от 19.07.2010 № 304 «О внесении изменений в Типовое положение о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденное Приказом Минэкономразвития России от 1 ноября 2008 г. N 374» (зарегистрировано в Минюсте РФ 26.08.2010 № 18262).
В Типовое положение о территориальном органе федерального агентства по управлению государственным имуществом добавлено новое положение: ТУ ФАУГИ выступает продавцом древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со ст. ст. 43 — 46 Лесного кодекса РФ и осуществляет в том числе подготовку сообщений о подлежащей реализации древесине и итогах реализации указанной древесины и их публикацию в периодическом печатном издании, определяемом территориальным органом, а также размещение указанных сообщений на официальном сайте территориального органа в сети Интернет. Данное добавление внесено в целях упорядочения и координации деятельности федерального агентства при реализации положения Постановления Правительства РФ от 23 июля 2009 г. № 604 «О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 — 46 Лесного кодекса Российской Федерации».
Напомним, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Порядок реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на таких землях, устанавливается Правительством РФ.
Согласование при передаче федеральных земель
Постановление Правительства РФ от 18.08.2010 № 632 «О внесении изменения в пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2008 № 234».
В Постановление Правительства РФ, регулирующее вопросы обеспечения жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности, внесен новый пункт, предполагающий, что федеральные органы исполнительной власти согласовывают сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом, находящимся в федеральной собственности, закрепленным за федеральными государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения и расположенным на земельных участках, находящихся в федеральной собственности (требования к таким участкам устанавливаются п.1 Постановления Правительства РФ от 03.04.2008 – такие участки предоставлены федеральным государственным учреждениям, федеральным государственным унитарным предприятиям, Российской академии наук, отраслевым академиям наук и созданным такими академиями организациям либо не предоставлены гражданам или юридическим лицам; а также находятся в пределах населенных пунктах или в пределах от населенных пунктов в зависимости от численности их населения). Теперь органы исполнительной власти имеют право на согласование сделок при реализации высвобождаемого военного имущества; при передаче в аренду и безвозмездное пользование.
Постановка на налоговый учет
Информационное сообщение ФНС РФ «О внесении существенных изменений в статьи 23, 83 — 85 НК РФ в части учета организаций».
В связи с внесенными Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ в НК РФ изменениями с 02.09.2010 постановка на учет, учет изменений в сведениях, снятие с учета российской организации в налоговом органе по месту нахождения филиала, представительства осуществляются на основании сведений единого государственного реестра юридических лиц; по месту нахождения ее обособленного подразделения (за исключением филиала, представительства) – на основании сведений и сообщений, представляемых российской организацией согласно пп.3 и 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ; уведомление о выборе налогового органа, в котором может быть осуществлена постановка на учет российской организации по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, находящихся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, на территориях, подведомственных разным налоговым органам представляется в налоговый орган по месту нахождения российской организации.
Пока ФНС России не осуществила издание приказов, утверждающих новые редакции форм сообщений, представляемых российскими организациями согласно п. 2 ст. 23 НК РФ, иных документов, используемых при учете организаций и физических лиц, а также заявлений № Р13001, № Р14001 и уведомления № Р13002, предусматривающих возможность внесения сведений об изменении места нахождения филиала (представительства), наименования филиала (представительства). До утверждения в установленном порядке вышеуказанных форм в новой редакции ФНС России рекомендует в случае изменения места нахождения филиала (представительства) одновременно с действующими формами заявлений № Р13001, № Р14001 и уведомления № Р13002, которые заполняются с указанием сведений о создании филиала (открытии представительства) и прекращении филиала (закрытии представительства), представлять (направлять) в регистрирующий орган заявление в произвольной форме о факте изменения места нахождения данного филиала (представительства).
Обмен информации между банками в целях борьбы с отмыванием денег
Письмо ЦБ РФ от 04.08.2010 № 14-27/413 «О выполнении требований ст.7.2 Федерального закона № 115-ФЗ».
В соответствии со ст. 7.2 Федерального закона № 115-ФЗ («О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма») кредитная организация, в которой открыт банковский счет плательщика, и кредитная организация, обслуживающая плательщика, при осуществлении безналичных расчетов по поручению плательщика и переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов на всех этапах их проведения обязаны обеспечить контроль за наличием, полноту, передачу в составе расчетных документов или иным способом, соответствие сведениям, имеющимся в распоряжении кредитной организации, а также хранение в соответствии с установленными требованиями информации о плательщике. Статья Закона не определяет способы обмена информацией и не устанавливает ограничений в части определения иных способов обмена информацией. Установление в нормативных актах Банка России централизованного типового решения по обмену информацией о плательщиках между кредитными организациями будет противоречить диспозитивности нормы статей Закона.
Кредитная организация, обслуживающая плательщика, может использовать любые согласованные с кредитной организацией, обслуживающей получателя, способы, обеспечивающие своевременную передачу информации.
При этом, если счет получателя платежа открыт в Банке России, то в этом случае пункты 1 и 6 статьи 7.2 Федерального закона № 115-ФЗ не устанавливают обязанности по передаче информации о плательщике от кредитной организации, обслуживающей плательщика. Данная кредитная организация должна обеспечить контроль за наличием такой информации, полноту, а также хранение.
Положение Банка России от 01.04.2003 № 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации» предусматривает возможность осуществления перевода принятых от физических лиц денежных средств без открытия банковского счета в адрес одного получателя платежным поручением на общую сумму, с последующей передачей заполняемых физическими лицами документов в соответствии с условиями договора, предусматривающего обязательство банка — отправителя платежа направлять документы получателю платежа, а также ответственность банка-отправителя за неисполнение обязательства. При этом информация о плательщиках — физических лицах может доводиться банком — отправителем платежа до банка-получателя согласованным с ним способом, в том числе с использованием программно-технических средств.
Расширен перечень работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства
Приказ Минрегиона РФ от 23.06.2010 № 294 «О внесении изменений в Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (зарегистрировано в Минюсте РФ 09.08.2010 № 18086).
Внесено существенное изменение: теперь виды работ по подготовке проектной документации, содержащиеся в Перечне видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, могут выполняться индивидуальным предпринимателем самостоятельно (лично), а виды работ по инженерным изысканиям, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту — только с привлечением работников в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
Существенно расширен перечень видов работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту: внесены виды работ, связанные с устройством объектов использования атомной энергии, особое внимание уделено работам по осуществлению строительного контроля застройщиком, либо привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов использования атомной энергии. Перечень видов работ по подготовке проектной документации дополнен работами по подготовке технологических решений объектов метрополитена и их комплексов.
Напомним, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе иметь выданное только одной саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к определенному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Кроме того, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, являющиеся членами саморегулируемой организации, не вправе выполнять вид работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в случае, если таким индивидуальным предпринимателем или таким юридическим лицом не соблюдается хотя бы одно из требований указанной саморегулируемой организации к выдаче свидетельства о допуске к этому виду работ.
Реклама на крышах объектов культурного наследия
Постановление Правительства Москвы от 27.07.2010 № 630-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 21.11.2006 № 908-ПП».
С 21.08.2010 установка информационных крышных конструкций на зданиях, являющихся объектами культурного наследия или выявленными объектами культурного наследия, не допускается. В случае установки информационных конструкций на фасадах зданий или стилобатных пристройках к зданиям, являющимся объектами культурного наследия или выявленными объектами культурного наследия, необходимо согласование с Москомнаследием. Кроме того, теперь надписи на объектах информационного оформления предприятий и организаций по обслуживанию населения выполняются на русском языке. Допускается использование в текстах информационного оформления предприятий и организаций по обслуживанию населения товарных знаков и знаков обслуживания в оригинальном написании (на иностранном языке) при условии их регистрации в установленном порядке на территории РФ при наличии у владельца конструкции исключительного права на использование товарного знака или знака обслуживания, а также коммерческого обозначения.
Разъяснения ВС РФ при спорах о возмещении морального вреда
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.09.2010 № 21 «О внесении изменений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2010 г. N 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации».
Компенсация морального вреда должна отвечать цели, для достижения которой она установлена законом, — компенсировать потерпевшему перенесенные им физические или нравственные страдания. Кроме того, сумма компенсации морального вреда должна быть разумной и справедливой и не вести к нарушению свободы массовой информации. Требования разумности и справедливости должны действовать также при определении суммы компенсации морального вреда, подлежащей взысканию с политических, общественных деятелей и должностных лиц.
В состав расходов относятся платежи за аренду объектов, право собственности на которые не зарегистрировано
Письмо Минфина РФ от 30.08.2010 № 03-03-05/193.
Инвестор, получивший результаты капитальных вложений в форме объектов завершенного строительства, до момента государственной регистрации права на них, является их правообладателем с возможностью владения, пользования и распоряжения объектами завершенного строительства, в том числе предоставить такое имущество за плату во временное пользование третьему лицу.
Учитывая это, платежи по договорам временного пользования имуществом в виде объектов капитальных вложений, принятых государственной приемочной комиссией, право собственности на которые еще не зарегистрировано, учитываются в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке.
Списание безнадежной недоимки
Приказ ФНС РФ от 19.08.2010 N ЯК-7-8/392@ «Об утверждении Порядка списания признанной безнадежной к взысканию недоимки, задолженности по пеням и штрафам, числящимся по состоянию на 1 января 2010 года за организациями, которые отвечают признакам недействующего юридического лица, и Перечня документов, при наличии которых принимается решение о признании безнадежной к взысканию недоимки, задолженности по пеням и штрафам, числящимся по состоянию на 1 января 2010 года за организациями, которые отвечают признакам недействующего юридического лица» (зарегистрировано в Минюсте РФ 13.09.2010 № 18417).
Указанный акт устанавливает порядок списания недоимки, задолженности по пеням и штрафам, числящимся за организациями по состоянию на 01.01.2010 (в том числе задолженность по налоговым санкциям за нарушения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах), а также задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся по состоянию на 01.01.2001 г., начисленным пеням и штрафам.
Решение о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании принимается руководителем налогового органа по месту нахождения организации
Порядок списания распространяется на организации, которые одновременно отвечают на дату принятия решения признакам недействующего юридического лица, имеют на дату принятия решения и имели по состоянию на 01.01.2010 задолженность, подлежащую списанию; а также на дату принятия решения не находятся в процедурах, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве). Кроме того, в отношении таких организаций судебным приставом-исполнителем должно быть вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания задолженности.
Коротко:
1) В скором времени ожидается принятие налога на недвижимость, который заменит налог на имущество и земельный налог. Предполагается, что ставка налога будет определяться на федеральном уровне (возможно, дифференцированной для разных субъектов). Необходимость внедрения данного налога указывалась еще в летнем бюджетном послании.
2) В третьем чтении, 21.09.2010, был принят пакет законов, связанных с созданием инновационного центра «Сколково». Так, в третьем чтении принят законопроект № 383610-5
«Об инновационном центре «Сколково», а также законопроект № 383612-5
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково». В первом из них устанавливаются основы деятельности инновационного центра, условия функционирования компании в ней, а также льготы, предоставляемые в связи с деятельностью в инновационном центре, статус участника проекта и полномочия управляющей компании.
3) В среду, 23.09.2010, в первом чтении был принят законопроект № 391395-5 «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности (в части регулирования порядка передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения). Предлагается установить порядок передачи имущества религиозного назначения по обращениям религиозных организаций в собственность либо безвозмездное пользование религиозных организаций из федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо муниципальной собственности. В целях обеспечения целостности использования передаваемого имущества законопроектом предусмотрена возможность передачи религиозным организациям не имеющего религиозного назначения государственного или муниципального имущества, предназначенного для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) образующего с ним монастырский, храмовый и иной культовый комплекс. Передача такого имущества осуществляется в порядке, предусмотренном законопроектом для передачи имущества религиозного назначения, одновременно с передачей либо после передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения.
Владислав Кораблин, юридическая компания «Юков, Хренов и Партнеры»
Обсудить на форуме