Решение о создании нового министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства было принято руководством страны под влиянием последствий наводнения на Дальнем Востоке и коррупционного скандала в Госстрое /Федеральном агентстве по строительству и ЖКХ/. Такое мнение высказали опрошенные ИТАР-ТАСС эксперты.
Пресс-секретарь главы российского государства Дмитрий Песков пояснил, что все вопросы строительства и ЖКХ перейдут новому министерству от Минрегиона и других ведомств, в том числе и собственно Госстроя.
Согласно тексту указа президента, ведомству передаются «функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, а также по осуществлению координации деятельности Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства /Фонда РЖС/, государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства /Фонда ЖКХ/ и Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» /Олимпстрой/.
В Минрегионе, Госстрое, и Фонде РЖС отказались комментировать ситуацию.
РЫНОК РАД НОВОМУ РЕГУЛЯТОРУ
«Последней каплей» для создания самостоятельного министерства стало наводнение на Дальнем Востоке, хотя этот вопрос поднимался строительной отраслью в течение последних лет, отметил помощник главы Союза строителей России /ССР/ Константин Кижель. Ряд источников ИТАР-ТАСС в строительной сфере также полагает, что процесс создания нового министерства мог ускорить арест замруководителя Госстроя Андрея Шишкина по подозрению в мошенничестве в особо крупном размере в конце октября 2013 года.
Рынок давно ждал создания нового министерства, которое бы полностью отвечало за строительство, говорят строители. Ранее такого решения добивался Владимир Коган /возглавлял Госстрой до конца 2012 года/. «Максимум, что ему удалось — создание Госстроя, которое значилось при Минрегионе», — говорит один из девелоперов. «Раньше о такой должности /министра по строительству — прим ред./ мечтал Владимир Коган, но ему не дали его /министерства — прим/ сделать», — утверждает еще один представитель отрасли.
В целом участники рынка позитивно оценивают создание министерства вместо Госстроя. «Передать вопросы стройки и ЖКХ в ранг министерства, которое имеет полномочия и нормотворчерства, и реализации, — тенденция положительная», — отмечает руководитель рабочей группы по развитию ЖКХ экспертного совета при правительстве РФ, исполнительный директор некоммерческого партнерства «ЖКХ Развитие» Андрей Чибис.
«Госстрою не хватало статуса агентства, это самое логичное развитие событий», — полагает экс-заместитель главы Госстроя в 2012 году, руководитель аппарата Национального объединений строителей /НОСТРОЙ/ Илья Пономарев. «В СССР было два мегаведомства — Госстрой и Госплан, может быть, это было и чересчур, но для такой страны, как наша, это не самый неразумный выход», — заключил он.
ЧТО ПОТЕРЯЕТ МИНРЕГИОН
Выделение строительства и коммунальной отрасли в отдельное министерство ослабляет позиции нынешнего главы Минрегиона Игоря Слюняева, полагают эксперты, опрошенные агентством. Источник ИТАР-ТАСС, близкий к Госстрою отметил, что Слюняев всегда был противником создания отдельного министерства, занимающегося вопросами строительства. «Первую планерку в Госстрое он начал с того, что заявил — министерством вы не будете никогда», — сказал собеседник агентства.
Илья Пономарев наоборот считает, что создание Минстроя снизит загруженность Минрегиона и позволит ему сосредоточиться на решении других задач региональной политики. «Это же вечная была проблема Минрегиона: что на нем и национальная политика, и стройка, и ЖКХ. Каждое это направление достойно ведомства», — отмечает он. По его словам, у Минрегиона сейчас есть «гигантский пласт работы», связанный с региональной политикой и внедрением методов программно-целевого финансирования.
С ним согласен Чибис. «Минрегион фактически превратился в министерство ЖКХ, но это не та функция, которой должно заниматься министерство регионального развития», — полагает он. Минрегиону необходимо сосредоточится на межбюджетных отношениях, территориальном планировании, размещении производственных кластеров.
ГЛОБАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ МИНСТРОЯ
Новому министерству в самое ближайшее время придется заняться масштабным восстановлением жилого фонда на Дальнем Востоке, серьезно пострадавшем от паводка, отмечает представитель Союза строителей России Константин Кижель. А в более отдаленной перспективе этому органу власти придется решать целый пул задач — от строительства малоэтажного жилья и развития программ для молодых семей до реализации проектов в преддверии чемпионата мира по футболу.
Выделение отраслей строительства и ЖКХ в отдельное министерство должно увеличить эффективность принятия и реализации решений, полагает заместитель руководителя комитета по жилищной политике и ЖКХ Госдумы Елена Николаева. В первую очередь, по ее мнению, новое министерство должно заняться реформой ЖКХ. «Пока реформа идет крайне медленно, с большими сложностями для населения, так что вызовы здесь большие», — указывает депутат.
В сфере ЖКХ основными задачами для министерства станут внедрение частно-государственного партнерства и концессий в коммунальной сфере, переход на долгосрочное тарифное регулирование, внедрение правил и стандартов в сфере управления жильем, повышение ответственности управляющих компаний, запуск системы фондов капремонта и расселение аварийного жилья. Чибис считает, что для реализации этих задач практически вся нормативно-правовая база подготовлена. «Ключевая функция министерства — обеспечить субъектам реализацию новых положений», — говорит он.
При этом эффективность нового органа будет зависеть от команды, которую сформирует новый министр, напоминает Чибис.
МИНИСТР ИЗ ИВАНОВО
Назначение главой Министерства строительства и ЖКХ Михаила Меня, ранее возглавлявшего Ивановскую область, было воспринято экспертным сообществом неоднозначно.
«Мы знаем Меня как эффективного регионального управленца, он имеет опыт работы на земле, в таком непростом регионе как Ивановская область. Это даст возможность ему быстро войти в проблему на федеральном уровне», — заявила ИТАР-ТАСС депутат Николаева.
Михаил Мень — «непрофессиональный строитель», он возглавлял «самый слабый регион в России по объему строительства: в год там строится около 250-300 тыс кв м, что совсем мало», — говорит один из девелоперов, пожелавший остаться не названным.
Несмотря на отсутствие у Меня отраслевого опыта, он является эффективным антикризисным менеджером, озвучил позицию Союза строителей РФ Кижель.
Бывший замглавы Госстроя Пономарев отмечает, что Мень производит на него впечатление «человека очень государственно ориентированного».
Источник: ИТАР-ТАСС.
Обсудить на форуме