Рынок государственно-частного партнерства (ГЧП) в России, несмотря на кризис, будет расти, так как государство продолжит вкладываться в инфраструктурные проекты и оптимизировать законодательную базу, считают эксперты, собравшиеся на Инфраструктурном конгрессе ГЧП, который начался сегодня в пресс-центре МИА «Россия сегодня».
Конгресс проходит в рамках «Российской недели ГЧП 2015″, которая проходит с 17 по 20 марта в МИА «Россия сегодня». Среди участников — представители правительства и Госдумы России, профильных министерств и ведомств, руководители субъектов РФ и органов местного самоуправления, ключевые инвесторы и консультанты, эксперты институтов развития, научных и общественных организаций.
«Рынок есть, рынок развивается и, скорее всего, будет дальше развиваться, потому что никто не отменял развитие инфраструктуры, никто не отменял реконструкцию и модернизацию сетей. Поэтому рынок, конечно, будет. Вопрос в источниках финансирования», — заявил на панельной дискуссии председатель правления Центра развития ГЧП, председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по ГЧП Павел Селезнев.
Статистика неоднозначная
Согласно приведенным Селезневым данным, число проектов ГЧП в 2014 году по сравнению с 2013 годом выросло в 4,4 раза, сейчас в России реализуется 595 проектов ГЧП, 435 из них — концессии, причем происходит резкий рост числа муниципальных концессий, их число уже составляет 359.
Селезнев сообщил, что из 595 проектов 194 (на 88 миллиардов рублей) — в коммунальной сфере, 72 (на 503 миллиарда) — в транспортной сфере, 163 (на 46 миллиардов) — в энергетике, 166 (387 миллиардов) — в социальной сфере. Однако из 595 проектов 103 находятся в стадии инициирования, и велика вероятность того, что они не будут доведены до конца, подчеркнул Селезнев.
«Если подытожить нашу статистику, на сегодняшний день рынок ГЧП оценивается в 1,5 триллиона рублей. Причем почти вся эта цифра охватывает средства, которые уже инвестированы. При этом чуть более 800 миллиардов — это бюджетные инвестиции. О чем это говорит? Это говорит о том, что пока у нас рынок, конечно, не такой как в Европе и в Америке, где большая часть — как раз частные инвестиции», — сказал Селезнев.
Он добавил, что многие концессии в России «организуются через бюджетные субсидии, через капитальный грант, и понятно, что инвестор пытается минимально снизить свою часть инвестиций». Селезнев считает, что эту ситуацию надо менять, поскольку рынок ГЧП в России является капиталоемким и интересным для инвесторов.
Минэкономразвиия видит перспективы
Глава департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства Минэкономразвития РФ Игорь Коваль прогнозирует рост рынка ГЧП.
«Рынок, безусловно, есть. И, на наш взгляд, он так или иначе будет расти. Этот рост будет обусловлен тем, что потребность в создании инфраструктуры никуда не денется. Потребность на сегодняшний день колоссальная, это касается всех видов инфраструктуры», — говорит Коваль.
Но взрывного роста эксперт не ожидает. «Наверное, говорить взрывном росте как минимум преждевременно в текущих экономических условиях. Но, в то же время, правительство предпринимает ряд мер, и на законодательном уровне, и на уровне финансирования, поддержки инвестиционных проектов, которые будут направлены, в том числе, и на создание условий для роста рынка», — говорит он.
Президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин тоже считает, что рынок ГЧП будет развиваться, и тоже указывает на инфраструктурные проекты.
«Рынок есть, это правда. И рынок будет на федеральном уровне обязательно. Потому что государство все равно будет развивать инфраструктуру, мы будем двигаться и на Дальнем Востоке, мы будем двигаться и по БАМу, и так далее. Есть ряд проектов, которые, я думаю, при любых обстоятельствах государство будет развивать», — полагает Катырин.
Прогнозируемые проблемы в регионах: банкротства и дефолты
В то же время многие регионы закредитованы, по словам Катырина, «перекредитованы». Поэтому участие в ГЧП является для них дополнительной нагрузкой, что может привести к дефолту.
Об угрозах говорит и управляющий директор, руководитель дирекции инфраструктурных проектов Газпромбанка Павел Бруссер.
«Я думаю, что нам стоит в ближайшие два-три года ожидать череды банкротств концессионеров в регионах — строительных подрядчиков — не крупных, с оборотом где-то 2-3 миллиарда рублей в год, невыполнения условий по концессионным соглашениям (со стороны — ред.) региональных властей <…>», — заявил Бруссер, указав, что федеральные проекты менее подвержены такому риску.
Плюсы кризиса
Бруссер видит и положительные моменты в возникшей ситуации.
«Я считаю, что во всем, что происходит, есть большой плюс. Все, что мы наструктурировали за последние лет пять, теперь нужно как-то переосмыслить. Есть такая профессия — специалист по работе с проблемными активами. Видимо, в ГЧП, в инфраструктуре, наконец, пришло время таким специалистам предвидеть некие проблемные события, дефолты. И сейчас сквозь призму всех инициированных концессий смотреть на вероятность дефолта в ближайшем будущем», — говорит Бруссер.
Кризис ускорил и изменения в законодательном регулировании, изменил отношение государства к ГЧП как к важному инструменту, говорит глава комитета Госдумы по вопросам собственности Сергей Гаврилов.
«Государство должно понять необходимость сохранения инвестиций, удержания инвестиций, вовлечения в оборот огромного вала активов, которые находятся на субъектовом, прежде всего муниципальном уровне. Государство должно пересмотреть свою часть. И мы видим, что государство пересматривает», — подчеркивает Гаврилов.
По его мнению, государство должно инициировать прежде всего процесс помощи регионам.
ИСТОЧНИК: РИА-Недвижимость
Обсудить на форуме