Исключение первой СРО из государственного реестра, отзыв лицензий у ряда банков, в которых размещались средства компенсационных фондов некоторых саморегулируемых организаций, кризисная турбулентность рынка, желание Правительства РФ взять в свои руки управление компенсационными фондами СРО… Все это заставляет руководителей некоммерческих партнерств задуматься, насколько защищены компенсационные фонды их организаций, и стоит ли предпринимать какие-то действия, чтобы себя обезопасить.
Свои рекомендации по данным вопросам на страницах СРОпортала дает генеральный директор управляющей компании ЗАО «СОЛИД Менеджмент» Юрий Новиков.
- Есть ли на сегодняшний день СРО, полностью лишившиеся своих компенсационных фондов?
- По факту есть организации, потерявшие весь компенсационный фонд или его часть, хотя официальная информация пока отсутствует – поскольку процедура банкротства банков, лишившихся лицензий, занимает определенное время и еще не завершена. По информации Комитета по страхованию НОСТРОЙ, в десяти банках, у которых отозваны лицензии, были размещены средства компенсационных фондов более чем двадцати саморегулируемых организаций.
- Какие требования к размещению компенсационных фондов СРО существуют на сегодняшний день?
- В настоящее время Градостроительный кодекс РФ определяет перечень активов, в которые можно инвестировать средства компенсационных фондов СРО – депозиты банков и депозитные сертификаты. Федеральный закон №315-ФЗ устанавливает необходимость профессионального подхода к управлению данными средствами – через управляющую компанию, обладающую соответствующей лицензией.
Однако многие СРО не пользуются услугами управляющих компаний, предпочитая самостоятельно размещать депозиты в банках. Чем может обернуться непрофессиональный подход к размещению средств компенсационного фонда в недостаточно надежных кредитных организациях, наглядно продемонстрировала ситуация с отзывом лицензий у банков.
- Расскажите о законодательных инициативах по сохранению компенсационных фондов СРО.
- В середине марта Госдума РФ одобрила в первом чтении законопроект № 714996-6 «О внесении изменений в статьи 5510 и 5516 Градостроительного кодекса Российской Федерации» (в части совершенствования порядка размещения средств компенсационного фонда СРО). Ожидается, что проект закона будет доработан и в течение ближайших нескольких месяцев получит одобрение и вступит в силу. Согласно данному проекту закона, Правительство РФ будет наделено полномочиями по определению требований к размещению и инвестированию средств компенсационных фондов СРО в области строительства, проектирования и инженерных изысканий. Правительство также будет определять, в каких случаях и на каких условиях средства компенсационного фонда саморегулируемой организации будут передаваться в доверительное управление управляющей компании.
- Многие связывают этот законопроект с желанием Правительства вложить средства компфондов в облигации АИЖК. Насколько эти вложения будут оправданы и выгодны для вкладчиков?
- На мой взгляд, одной из целей изменения законодательства является, в том числе, направление средств фонда в ипотечные облигации для выполнения федеральной целевой программы «Жилье для российской семьи». Соглашусь, что это не самый выгодный актив, но скажу пару слов в его защиту. Надежность облигаций обеспечивается за счет распределения рисков. Ипотечный агент формирует два транша – младший и старший. Все денежные поступления в первую очередь используются для погашения старшего транша, покупатели которого не замечают дефолтов по кредитам, выданным покупателям квартир. Младший транш, включающий, в том числе, всех должников и неплательщиков, обязано выкупить само АИЖК.
- В чем выгода для СРО от доверительного управления средствами компенсационного фонда?
- Говорить, что банк является абсолютно надежным инструментом для размещения компенсационного фонда неправильно. У банков есть три вида рисков, которые угрожают сохранности компенсационного фонда – риски пассивов, риски активов и внутренние операционные риски. Это необходимо учитывать.
При этом управляющая компания позволяет выполнить главную задачу по управлению компенсационным фондом – обеспечить его сохранность. Понять суть работы управляющей компании удобнее всего, сравнивая ее с персональным водителем дорогого корпоративного автомобиля. Он принимает решения по соблюдению ПДД и выбору наиболее удобного маршрута, но осуществляет движение к той точке назначения, которая определена руководителем корпорации, четко выполняя свои должностные инструкции.
Таким образом, управляющая компания не распоряжается по своему усмотрению вверенными ей деньгами. Сразу после заключения договора доверительного управления средства, полученные в управление, выделяются в отдельный баланс. Под эти деньги открывается отдельный расчетный счет в банке, счет в депозитарии и брокерский счет. В этом смысле управляющая компания даже выглядит более надежной, чем банк. Даже в случае банкротства управляющей компании средства, находящиеся на этих отдельных счетах, не являются обеспечением по кредитам и не подлежат никаким претензиям со стороны государства и других клиентов.
- За счет чего уменьшаются риски?
- Во-первых, при заключении договора с управляющей компанией СРО получает инвестиционную декларацию, которая разрабатывается совместно обеими сторонами и полностью соответствует требованиям и нормам законодательства, касающимся структуры активов компенсационного фонда (315-ФЗ). По желанию СРО средства компенсационного фонда могут быть размещены (в объеме, определенном Правительством РФ) в государственные ценные бумаги, а также на один или несколько банковских депозитов. В этом случае риски будут значительно уменьшены благодаря детальному анализу кредитного качества банка представителями управляющей компании.
Во-вторых, доверительное управление предполагает периодическую отчетность о структуре, стоимости и составе активов. Таким образом, процесс управления средствами становится абсолютно прозрачным, и каждый член СРО имеет возможность запросить информацию и убедиться, что деньги компенсационного фонда размещены в соответствии с требованиями законодательства.
В-третьих, СРО имеет возможность выбрать на конкурсной основе специализированный депозитарий – независимый орган, контролирующий соблюдение интересов СРО в рамках инвестиционной декларации. Он вправе блокировать неправомерную сделку, сообщив о необоснованных действиях управляющей компании правлению СРО и государственному органу контроля.
- Как обеспечивать сохранность и доходность компенсационного фонда?
- Нужно профессионально заниматься следующими вопросами: 1. диверсифицировать портфель по видам активов; 2. непрерывно следить за поведением этих активов; 3. искать новые возможности. Для СРО строителей мы предлагаем «глубокую» диверсификацию портфеля среди круга банков, применяем систему непрерывного мониторинга состояния банка и предпринимаем совместные с клиентом действия по сохранению денег фонда в случаях, когда тот или иной банк, по нашему анализу, начинает чувствовать себя «нездоровым». Эта работа требует профессионализма, подготовленного персонала, отработанных методик и проверенных источников информации. У нас все это есть.
- Следует ли из законопроекта № 714996-6, что его требования необходимо будет выполнить в кратчайшие сроки? Какие временные рамки определены?
- Согласно тексту законопроекта, средства компфондов СРО подлежат размещению и инвестированию, а также передаче в доверительное управление в соответствии с новыми требованиями Правительства РФ по истечении срока размещения данных средств в депозиты и депозитные сертификаты на основании договоров банковских вкладов, заключенных до вступления в силу этого федерального закона. То есть с момента официального вступления закона в силу (по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования) саморегулируемым организациям не ставится ультиматум о срочном расторжении договоров с банками, что могло бы повлечь значительные финансовые потери, а также дается возможность обдуманно подойти к выбору управляющей компании.
Обсудить на форуме