М.Шаккум представил новую концепцию закона о госзаказе | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации:

М.Шаккум представил новую концепцию закона о госзаказе

Сегодня в Госдуме состоялось заседание круглого стола на тему «Новая концепция федерального закона о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд»

Задал тон мероприятию глава Комитета ГД по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум. Концепция его Комитета и стала темой сегодняшнего обсуждения. «Сегодня мы обсуждаем концепцию. Поэтому, хотелось бы, не вдаваясь в детали, обсудить принципиальные и системные ошибки, сложившиеся в результате закупочной деятельности. Только понимая почему и в чем мы заблуждались, можно найти правильную дорогу.

Государство в лице Правительства, не как регулятора, а как обычный хозяйствующий субъект, выходит на открытый рынок и осуществляет закупки для государственных нужд. Задача правового регулирования установить такие правила поведения для представителей государства, в рамках которых они действовали бы как представители эффективного собственника.

Эта процедура поведения эффективного собственника является ключевой для оценки эффективности действующего и будущего закона. Итак, понятийный аппарат сформулирован.


Далее – вопрос определения цены закупки.

Если моделировать поведение эффективного собственника в рамках действующего 94-ФЗ, возникает вопрос — сможет ли сегодня идеальный чиновник выйти на рынок и купить наилучший товар по наименьшей цене.

1) ни в 94-фз, ни в иных нормативных правовых актах нет понимания и подходов к определению справедливой цены закупки.

Вследствие этого пробела 94-ФЗ путем административных процедур пытался определить эту цену. К сожалению, Закон не решил этой задачи – не мог решить и не решил.

2) вторая принципиальная ошибка — эффективный собственник только тогда может быть эффективным, когда имеет критерии и процедуры оценки результатов своей деятельности. Ни 94-ФЗ, ни другие нормативные правовые акты также не дают ответа на этот вопрос как оценивать эффективность закупочной деятельности. Сегодня эффективность сведена к одному параметру – снижение стартовой цены. Каков полученный результат – никто сегодня не оценивает.

3) в отсутствие стартовой цены и критериев эффективности закупок в 94-ФЗ была сделана попытка найти «волшебную» универсальную процедуру, когда недобросовестный заказчик должен был приобрести у недобросовестного поставщика наилучший по качеству и наименьший по цене товар. Такой процедурой явился электронный аукцион, который годится только для простых каталожных товаров или биржевой торговли, и не применим для технически сложной продукции, подрядных работ.

Одновременно с волшебной процедурой был открыт допуск на рынок для всех без исключения желающих исполнить заказ. В итоге закон дает конкурентные преимущества недобросовестным подрядчикам, которые демпингуют, судятся — все козыри у них в руках.

В итоге если в странах с развивающейся экономикой закон работает по принципу «закупать лучшее у равных», в странах с развитой экономикой — по принципу «закупать лучшее у лучших», 94- ФЗ привел к ситуации «закупить что попало, у кого попало».

Сегодня действие закона показало обратный результат. Красивая идеология о выходе на рынок всех желающих сработала с точностью до наоборот. Если раньше необходимо было договариваться только с недобросовестным заказчиком – то сегодня это приходится делать и с заказчиком, и с другими подрядчиками, и с контролирующими органами. В результате коррупция расцвела пышным цветом.


Последствиями этих концептуальных ошибок таковы:

1) все многообразие закупок сведено к применению универсальных процедур, не учитывающих специфику различных видов закупок.

В результате увеличились недобросовестная конкуренция, массовый характер приобрели «перепродажа» государственных контрактов, сговор поставщиков. Закон привел к провоцированию демпинга;

2) участились случаи срыва сроков исполнения государственных контрактов, некачественного исполнения контрактов;

3) не работает институт обеспечения исполнения обязательств по контракту;

3) при формально детализированных требованиях к информационной открытости закупок на практике доступ к сведениям о размещении заказов существенно ограничен или отсутствует вообще;

4) электронные площадки, которые должны были способствовать оперативности размещения заказа, не работают в нормальном режиме.

А теперь, каким должен быть, по нашем мнению, новый закон.

1. Эффективность закупочной деятельности государства должна обеспечиваться совокупностью законов и иных нормативных правовых актов. Нельзя в рамках одного закона, который регулирует только процедуры, решить эту сложную задачу.

Закон должен исходить из презумпции добросовестного заказчика, стать эффективным инструментом в руках добросовестного заказчика. В свою очередь, добросовестность заказчика должна обеспечиваться всей совокупностью законодательства, в том числе и уголовным законодательством, и законом о закупках. Этот закон должен обеспечивать открытость и прозрачность деятельности заказчика.

2. Ключевое звено в осуществлении закупок – это ГРБСы (государственные распорядители бюджетных средств – министерства и ведомства). Мы должны обеспечить эффективность их деятельности. Для этого Правительство должно подготовить инструментарий для определения диапазона справедливой цены и определить критерии эффективности заказчика.

Деятельность ГРБСов должна оцениваться через специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

3. Другой ключевой вопрос — персонификация ответственности заказчиков, участников размещения заказов и контролирующих органов за срыв размещения заказа и исполнения контракта. Необходимо четко установить формы такой ответственности.

Расскажу подробнее об основных положениях нового закона.

1) Закон должен устанавливать различные способы размещения заказа и устанавливать их особенности;

2) мы выделяем 5 видов закупок:

— простые (каталожные) и стандартно-сопоставимые товары, работы, услуги;

— технически сложная продукция, в том числе НИОКР, НИР;

— закупка лекарств;

— строительный подряд;

— произведения литературы и искусства, объекты интеллектуальной собственности.

3) критерии допуска и оценки предложений: должны оцениваться способность выполнить работы и оценка качественного выполнения работ.


Для строительного подряда будут предусмотрены следующие особенности:

— размещение заказа исключительно путем проведения конкурса;

— на стадии предквалификации оценивается наличие квалифицированных работников, опыта выполнения аналогичных работ, финансовая устойчивость компании;

— оценка заявок должна осуществляться по таким критериям как цена контракта (значимость критерия не более 50%), квалификация участника конкурса, технологические решения, срок выполнения работ, срок и объем предоставления гарантий;

4) уточнение института обеспечения исполнение обязательств по контракту — предусматривается предоставление исключительно банковской гарантии;

5) формирование профессионального состава конкурсных и аукционных комиссий — привлечение независимых экспертов на возмездной основе, дополнительная оплата сотрудников за участие в работе комиссий;

6) экономическое стимулирование заказчиков – средства от экономии должны поступать в самостоятельное распоряжение заказчиков;

7) повышение информационной открытости закупок — ведения баз данных о закупках на сайтах отраслевых федеральных органов, сведение информации по всем закупках уполномоченным органом на едином сайте".

текст концепции


Обсудить на форуме