Законопроект о саморегулировании в области пожарной безопасности представлен ко второму чтению в Госдуме. Бизнес воспринял закон нервно, особенно строители. Они опасаются, что в результате новых правил подвергнутся "двойному саморегулированию" и административные барьеры возрастут. Прокомментировать эти опасения мы попросили Юрия Дешевых, генерал-лейтенанта внутренней службы, директора департамента надзорной деятельности МЧС России
- Юрий Иванович, для чего нужно создавать саморегулируемые организации в сфере пожарной безопасности?
- Саморегулирование может быть не только в области пожарной безопасности. Такая система заимствована у зарубежных стран, где в определенных отраслях предприниматели объединяются и контролируют качество предоставляемых ими услуг. Кроме того, они несут субсидиарную ответственность. К примеру, если один из членов саморегулируемой организации некачественно выполнил те или иные работы, ответственность ложится и на его коллег.
Мы предлагаем создать такие организации и в области пожарной безопасности. В СРО надо объединить субъекты предпринимательской деятельности, которые работают на рынке противопожарных услуг, с тем, чтобы они, во-первых, могли регулировать свои взаимоотношения и не допускали на этот рынок недобросовестных предпринимателей, а во-вторых — несли ответственность за оказание некачественных услуг в области пожарной безопасности.
Сегодня многие вопросы, связанные с обеспечением пожарной безопасности, регулируются государством.
Это всем известные лицензирование, аккредитация организаций, которые выполняют определенные работы и предоставляют услуги в области пожарной безопасности. Например, осуществляют независимую оценку рисков в области пожарной безопасности (аккредитация), подтверждают соответствие продукции установленным требованиям технического регламента, занимаются монтажом, наладкой, обслуживанием систем противопожарной безопасности (лицензирование).
Мы предлагаем заменить данные механизмы саморегулированием. Это рыночный механизм, который эффективен и снимает пресловутые административные барьеры на пути развития предпринимательской активности. Мы за то, чтобы такие СРО активно создавались и государство ушло из сферы регулирования взаимоотношений бизнеса.
- А это не опасно? С МЧС ведь больше порядка…
- Приятно слышать такую высокую оценку нашей работы. Скажу больше. Социологические опросы предпринимателей, которым задали вопрос: "Кому бы вы доверили решение вопросов пожарной безопасности?"- показывают, что 56 процентов предпринимателей отдали бы решение этого вопроса Госпожнадзору.
Вероятно, на первом этапе процесс будет протекать сложно. Но тот проект закона, который предложен депутатам Госдумы, ставит определенные барьеры недобросовестным предпринимателям, которые хотят проникнуть в эти структуры.
Да и сама субсидиарная ответственность не дает войти в эту среду посторонним, которые готовы оказывать недобросовестные услуги. Это невозможно в условиях круговой поруки.
Государственный пожарный надзор никуда не уходит. В соответствии с Законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" мы имеем право проводить проверки выборочно, в отношении десяти процентов членов СРО. Если в этих организациях выявим нарушения, мы подвергнем проверке со всеми вытекающими обстоятельствами все сообщество.
- Позволит ли такое решение повысить противопожарную защищенность объектов бизнеса?
- По нашему мнению — да. Почему? В эту сферу будет включен не только Госпожнадзор, но и само предпринимательское сообщество. Оно станет само себя контролировать. Появляется дополнительный механизм, который будет обеспечивать надлежащее качество работ и услуг в области пожарной безопасности.
- На каком основании может структура входить в состав СРО?
- Предусмотрено несколько позиций. Во-первых, должен быть квалифицированный состав. Во-вторых, предъявляются определенные требования к материально-технической базе этих организаций. В данную сферу нельзя допустить шарлатанов. Ну и немаловажный вывод: все эти организации должны внести взнос в общий компенсационный фонд. Для чего, спросите вы. Если по вине одной из организаций будут некачественно выполнены работы в области пожарной безопасности и это приведет, например, к возгоранию, затраты потребителю будут возмещаться за счет средств компенсационного фонда. Таким образом, включаются экономические рычаги.
Кроме того, мы настаиваем и на том, чтобы те организации, которые оказывают услуги в области пожарной безопасности, страховали гражданскую ответственность своей профессиональной деятельности.
Мы понимаем, что один Госпожнадзор не может результативно регулировать правовые отношения в области пожарной безопасности, поэтому предлагаем новые рыночные механизмы в этой сфере деятельности.
- Какие проблемы существуют на пути создания СРО в сфере пожарной безопасности?
- Проблемы — у предпринимателей. И достаточно серьезные. СРО создаются не только в сфере пожарной безопасности. Так, в соответствии с Градостоительным кодексом все организации, предоставляющие услуги в области строительства, осуществляют работы в области пожарной безопасности, и должны быть членами СРО.
Сегодня предприниматель — а это в основном представитель малого или среднего бизнеса — должен вступить в СРО строительной организации, чтобы поучаствовать в процессах проектирования. При вступлении в СРО он должен заплатить соответствующие суммы в компенсационный фонд этой организации. Кроме того, предпринимателю придется вступить еще и в СРО в сфере пожарной безопасности и опять заплатить взнос в очередной компенсационный фонд.
Строительство, безусловно, важный этап создания противопожарной безопасности объекта. Но еще важнее стадия эксплуатации. Строится здание довольно быстро, а эксплуатируется лет сто. И здесь предприниматель должен еще получить лицензию. От того, как обслуживается противопожарная система, во многом зависит жизнь людей.
На предпринимателей ложится колоссальная финансовая нагрузка. Мы и предложили создать одну саморегулируемую организацию, которая включала бы организации, участвующие во всех стадиях жизненного цикла объекта.
Мы не скрываем своих целей. Чем дешевле услуги в области пожарной безопасности, тем больше наши здания оснащаются современными системами защиты. Значит, повышается их противопожарная устойчивость. А это — сохраненные жизни и здоровье людей, уцелевшее имущество.
Проект закона принят депутатами Госдумы в первом чтении.
от первого лица
Сергей Шойгу, министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:
- Немаловажным для общественности является снятие избыточных административных барьеров на пути развития малого и среднего бизнеса. МЧС многое сделано и продолжает делаться в этом направлении.
С принятием в 2008 году Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" десятки требований, представлявших серьезное обременение для бизнеса и создававших поле для коррупционных моментов, были отменены. До 2008 года существовало 700 межгосударственных стандартов, около 650 — государственных, 160 — норм и правил пожарной безопасности, более 500 СНИПов, которые регламентировали пожарную безопасность. Это все предусматривалось более чем 2000 документов и более чем 150 обязательными требованиями к пожарной безопасности. Что удалось сделать? Нам удалось сократить число нормативных документов в 10 раз, а число обязательных требований — в 100 раз, со 150 тысяч до 1,5 тысячи. Существенно сократилось количество выдаваемых нами лицензий — с восьми до двух. Думаю, в ближайшее время мы примем такой нормативный документ, по которому, если объект застрахован, проверяться сотрудниками инспекции он не будет.
Обсудить на форуме