Власти Петербурга решили урезать бюджетные ассигнования на строительство метро. Смольный на собственном опыте убедился, что «сила не в деньгах»: щедрое финансирование подземки в этом году не ускорило её строительство. В причинах разбирался «ДП».
Год назад в Смольном заявили о планах направить на развитие подземки в ближайшие 3 года почти 100 млрд рублей. Так, на 2022 год в ходе нулевых чтений бюджета в ЗакСе вместо 15 млрд рублей заявили 28 млрд, на 2023–й — 33,9 млрд рублей (вместо 18 млрд), на 2024–й — 32,4 млрд. После того как Газпром как налогоплательщик перерегистрировался в Петербурге, власти и вовсе пообещали увеличить ежегодное финансирование метро до 50 млрд рублей. Остановились на том, что адресная инвестиционная программа города в отношении метро увеличилась в 2022 году до 30 млрд рублей, в 2023–м и 2024–м — до 55 млрд рублей. Но, как оказалось, поторопились.
По данным «ДП», вопросы возникли ещё к первоначальным 28 млрд рублей, которые планировалось освоить в 2022 году. Эксперты издания утверждают, что под эту сумму у метростроителей нет производственных мощностей, и даже в самые лучшие времена прежний »Метрострой» никогда не осваивал за год более 18 млрд рублей.
«Основная задача доппотребности — обеспечить заделы. Коллеги получат контракты и начнут одновременно работать в разных направлениях», — поясняли тогда в комитете по развитию транспортной инфраструктуры. На деле удались только финансовые заделы. Остальные «направления» просели, и причин тому несколько.
Проблема № 1: запас проектной документации для строительства метро в Петербурге практически отсутствует. Перспективное проектирование не велось даже по тому объёму, который необходим городу. А если не будет проектов, нечего будет и строить, если вдруг на это найдутся деньги. Так и сложилось: деньги нашли, а готовой документации, по которой можно строить, не оказалось.
«Отсутствие готовой документации — одна из основных проблем, которая на сегодня сдерживала динамику строительства метро, — заявили “ДП” в “Метрострое Северной столицы” . — Совместно с городом мы разработали долгосрочный план по проектированию новых станций, который позволит сформировать задел по исходно–разрешительной документации для новых проектов».
Проблема № 2: трудности с ремонтом проходческого 10–метрового щита «Надежда», специально возвращённого из Москвы для строительства метро. События на Украине вмешались в процесс доставки запчастей из Германии, необходимых для ремонта машины. В итоге только на прошлой неделе с шестого раза удалось найти подрядчика, готового заняться санацией.
«В следующем году мы продолжим реализацию программы по закупке строительной и горнопроходческой техники. Помимо традиционного оборудования, которое используется в метростроении, упор будет сделан на автоматизацию некоторых процессов. В частности, планируем внедрение роботов–разрушителей, обновить парк тюбингоукладчиков и породопогрузочных машин, автоматизировать процесс бетонирования», — поделились планами в МССС, обнажив ещё одну – техническую проблему.
В «ДП» же напомнили: часть техники, с которой сейчас работает новый «Метрострой», была взята в аренду у прежнего городского подрядчика, в том числе щит «Надежда». На покупку техники Смольный год назад инвестировал в МССС 7,1 млрд рублей.
Собеседники издания также отмечают, что новому «Метрострою» не хватает для хороших темпов работы примерно 10 тыс. человек, желательно со спецификой метростроения. Сейчас численность предприятия составляет чуть больше 3 тыс. На фоне нехватки кадров можно было бы задуматься и о новых технологиях строительства, позволяющих не только задействовать меньше людей, но и повышать при этом темп работ. Речь, в частности, об использовании 10–метровых и 13–метровых проходческих щитов, что может увеличить механизацию процесса до 70%.
Как бы то ни было, при осенней корректировке бюджета 2022 года на прошлой неделе губернатор Александр Беглов предложил срезать 17 млрд рублей со строительства метро — более половины от того, что изначально закладывали в программу. Расходы на строительство метрополитена в бюджете Петербурга на 2023 год тоже планируется урезать почти вдвое — с 55 млрд до 30 млрд рублей. Однако на выкуп у старого «Метростроя» оборудования и производственных баз губернатор предложил в качестве инвестиций добавить в этом году МССС 14,1 млрд рублей.
Ситуацию с метростроением критически оценивают в Ассоциации «Подземдорстрой». Гендиректор СРО Сергей Алпатов дал «ДП» такой комментарий:
«Что можно сделать, чтобы в Петербурге наконец начали строить метро? Сделать нельзя ничего. В то же время сделать можно всё, но нужно приложить усилия. Город и руководство города метростроением не занимаются. Даже подрядчику не дают это делать. Меня раньше спрашивали: кто строит метро в Москве? Я отвечал: «Два человека: Собянин и Хуснуллин». Сейчас разве что Хуснуллин ушёл в правительство работать. Они все вопросы решали: у них свои технические условия, своя экспертиза и прочее. В Москве занимаются этим вопросом, и дело тут даже не в деньгах. Сейчас, чтобы уложиться в планы Смольного, нужно по три станции в год пускать. Мы за последние 3 года ни одной не пустили. И сегодня практически ни одна станция не проектируется. И технологии строительства нужно менять. Выдавать соответствующие технические задания. Обо всём этом мы властям говорим, даём свои предложения. Нам ничего в Смольном не отвечают. Никто вообще не занимается метростроением сегодня. Чтобы что–то сдвинулось, заниматься этим должен губернатор. Все думают, как бы отсидеть 5 лет, чтобы не посадили, и уйти нормально. И кого интересует это метро? Вообще никого».
По материалам «Делового Петербурга».
Полная версия здесь.
Обсудить на форуме