Петербургские девелоперы смирились с социальной нагрузкой | Информационный портал «Саморегулирование»
Дата публикации: 10/05/2023

Петербургские девелоперы смирились с социальной нагрузкой

За 2 года петербургские власти подписали с застройщиками 323 соглашения, предусматривающих в рамках жилых проектов создание объектов социальной и транспортной инфраструктуры. Сумма вложений бизнеса в это дело существенная — более 110 млрд рублей. В Смольном гордятся отработанной методой, застройщики смирились с неизбежным: надо – значит надо.

Количество заключённых соглашений указывается в пояснительной записке, которую подготовил комитет по строительству Петербурга, обосновывающей необходимость скорректировать постановление городского правительства от 24.05.2021 № 314, с которого началась работа Градостроительной комиссии. Именно она регулирует «социальную нагрузку» на девелоперов.

Так, по данным пояснительной записки, на апрель 2023 года в рамках заключённых соглашений строится 47 объектов социальной инфраструктуры (школы, ДОУ и так далее), ведётся проектирование 25 объектов, по трём получены положительные заключения экспертизы проектной документации. «Соглашения исполняются в установленные сроки», — уточнили в комитете по строительству.

За закрытыми дверями

Практике строительства социальных объектов за счёт девелоперских компаний в Петербурге много лет. Неоднократно предпринимались попытки её формализовать. Например, создавался фонд социальных обязательств застройщиков.

В нынешнем виде система существует с июня 2021 года. Раз в месяц–два или три при губернаторе Петербурга (его присутствие необязательно) собирается Градостроительная комиссия, которая в соответствии с региональными нормами градостроительного проектирования решает, сколько нужно построить социальных объектов, а также дорог на определённой территории для того, чтобы можно было возвести там намеченный объём жилья. Заседания проходят в закрытом режиме. Документы к ним готовит рабочая группа при комитете по строительству. Результаты публикуются в новостных сообщениях Смольного. Причём об итогах обсуждений девелоперы иногда узнают от журналистов.

На следующем этапе девелоперы заключают с городом соглашения о строительстве социальной и транспортной инфраструктуры. Иногда речь идёт о ремонте какого–то из уже существующих объектов.

Интересно, что в некоторых случаях город выкупает у девелоперов построенные объекты, а в других — принимает их в дар.

Надо — значит надо

В итоге жильё в Петербурге сейчас, как правило, строится одновременно с социалкой. «Застройщики понимают, что подобная нагрузка — это неизбежность, поэтому стараются преподнести социальные учреждения как преимущества своих проектов. Даже те девелоперы, которые задумывают строительство комплексов апартаментов в формате “псевдожилья”, осознают, что им не уйти от создания объектов социальной инфраструктуры», — говорит Антон Орлов, директор отдела продаж земли и девелоперских проектов Nikoliers.

«Социальная инфраструктура сегодня является неотъемлемой частью комплекса. Здесь мы говорим о школах и детских садах в пешей доступности от дома», — рассказывает Инга Ярош, директор по коммуникациях холдинга Setl Group. Так, по её словам, в этом году будет завершено строительство жилья в двух масштабных проектах: в ЖК «Чистое небо» и ЖК «Солнечный город». «На территории комплекса “Чистое небо” уже работают пять детских садиков и одна школа, а в микрорайоне “Солнечный город” строятся восьмой садик и третья общеобразовательная школа», — рассказывает Инга Ярош.

«Сейчас жилой комплекс без развитой инфраструктуры уже сложно представить себе на современном рынке. Например, мы проектируем интересные инфраструктурные решения во всех своих жилых комплексах. Так, в “GloraX Балтийская” появится детский сад на 90 мест с бассейном. А в “GloraX Василеостровский” мы построим первую и пока единственную общеобразовательную школу на намывных территориях», — рассказывает Егор Федоров, коммерческий директор GloraX.

В «Дальпитерстрое» «ДП» рассказали, что за последнее время построили и ввели три школы в Шушарах, Парголово и Ленсоветовском, два детских сада и одну поликлинику. «Кроме того, в Ленсоветовском введена в строй библиотека “Лист”, комплексный центр социального обслуживания населения, социально–досуговое отделение для граждан пожилого возраста и социально–реабилитационное отделение для детей–инвалидов», — рассказала Анна Боченкова, директор по маркетингу СК «Дальпитерстрой».

Группа «ПИК» в бывшем здании Николаевского кавалерийского училища создаст школу на 1 тыс. мест, а бывшая мастерская дореволюционной автомобильной фабрики «Русский Рено» будет приспособлена под детский сад для 150 детей и блок начальных классов для 300 учеников. Всего до 2025 года ПИК планирует ввести 12 новых учебных учреждений для 7 тыс. ребят.

Счёт на миллиарды

Конечно, создание социальной инфраструктуры в рамках жилого проекта отражается на себестоимости строительства. Размер такой финансовой нагрузки напрямую зависит от масштаба проекта и от того, какие объекты будут построены. По городским нормативам стоимость одного места в общеобразовательной школе обходится девелоперу примерно в 2,5 млн рублей. Величина затрат на социальную инфраструктуру в структуре затрат застройщика, как правило, составляет не менее 8 тыс. рублей на 1 м2 продаваемых площадей проекта, подсчитали в Nikoliers.

Источник: «Деловой Петербург»

Темы: , ,


Обсудить на форуме