Предложения Минэкономразвития о создании в России самостоятельного ведомства по госзакупкам — Росзакупки — направлены в правительство, сообщила агентству "Прайм" директор департамента развития федеральной контрактной системы министерства Ольга Анчишкина в среду.
"Есть предложения (по созданию органа — ред.), они были представлены в правительство вместе с законопроектом о ФКС. Это будет уполномоченный орган, который, в том числе, будет заниматься контрактным аудитом", — сказала она.
Анчишкина добавила, что Росзакупка должна быть независимой и подчиняться напрямую правительству.
Президент России Дмитрий Медведев 11 октября поручил правительству в течение месяца подготовить предложения о создании новой структуры или наделении действующих ведомств полномочиями по оценке обоснованности и эффективности государственных закупок. Позже председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин предложил создать единое агентство по контролю за госзакупками на базе Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор).
По словам Анчишкиной, обособленный орган необходим для того, что практически поддерживать всю конструкцию ФКС как с точки зрения закона, подзаконных актов и методических рекомендаций, так и с точки зрения закупочных сервисов.
"Библиотеку типовых контрактов вести очень непросто, нужно вовремя давать все обновления, вести мониторинг референтных цен и так далее. Мы считаем, что должен быть отдельный орган правительства, который возьмет на себя исполнение этих обязанностей", — сказала директор департамента.
Новая система госзакупок, по ее словам, будет оказывать значительное влияние на рынок и на его регулирование, поэтому для ФКС должен быть "организационно-штатный скелет".
Вместе с тем, окончательное решение примет правительство, добавила Анчишкина.
По ее словам, в настоящее время создается Национальная ассоциация институтов закупок, в которую войдет широкий круг участников. Ассоциация будет вырабатывать национальные стандарты и подходы к закупочной деятельности в широком смысле.
"У нас складывается контрактная система в широком смысле, где есть государственные закупки, муниципальные закупки и закупки по 223-ФЗ — закупки госсектора (компаний с госучастием — ред.). И стандарты закупок, которые складываются в госсекторе, невольно влияют на закупки корпораций", — отметила она.
По словам Анчишкиной, те инструменты и закупочные сервисы, которые сейчас требуются для функционирования ФКС — это закупочная инфраструктура, которую государство сделает за государственный счет, но пользоваться ей будут все закупщики.
Ранее глава Минэкономразвития РФ Эльвира Набиуллина сообщала, что законопроект "О федеральной контрактной системе", который в перспективе заменит действующий закон о госзакупках 94-ФЗ, внесен в правительство. Документ предлагает значительные новации нынешней системы закупок товаров и услуг для госнужд.
Спор о госзакупках
Предложения МЭР натолкнулись на сопротивление Федеральной антимонопольной службы, которая была создателем существующего 94-го закона о госзакупках. МЭР предлагает по частям вводить в действие ФКС с отменой закона о госзакупках. Это, по мнению ФАС, привело бы к слому системы, которая сейчас позволяет государству экономить при заказе порядка 200 миллиардов рублей ежегодно. Кроме того, МЭР предлагает расширить способы размещения контракта, разрешив заказчикам наряду с аукционами использовать различные виды конкурсов и переговоры. В ФАС полагают, что такой шаг приведет к росту коррупции в этой сфере.
Вместо кардинального изменения системы антимонопольная служба предлагает улучшать существующий закон о госзакупках, в частности, централизовать функции по размещению заказов на уровне федеральных министерств и специальных уполномоченных органов в регионах. Таким образом, у небольших бюджетных учреждений отпадет необходимость отдельно закупать товары. Кроме того, служба предлагает утвердить типовые требования к стандартной продукции, закупаемой государством: канцтоварам, продуктам и т.д.
Планируется создать единый центр экономической конъюнктуры рынков, который бы определял стартовые цены контрактов для аукционов госзаказчиков. Специальные ведомства, организованные на федеральном и региональном уровне, должны отвечать за планирование госзаказа, проверку обоснованности начальной цены контракта, формировать корректные технические задания на аукционы, сопровождать процедуры заключения и исполнения контрактов, а также анализировать их результаты.
Минэкономразвития, в свою очередь, предлагает расширить способы размещения контракта, разрешив заказчикам наряду с аукционами использовать различные виды конкурсов и переговоры, а основной процедурой при госзакупках должен стать открытый конкурс. Сейчас, по оценке ФАС, порядка 50% госзаказа проходит через электронные аукционы, но, по мнению Набиуллиной, "антикоррупционный потенциал электронного аукциона исчерпан", к тому же, аукцион не может использоваться при закупках НИОКР и сложной техники, полагает министр.
Законопроект о ФКС расширяет количество процедур при госзакупках почти до десяти. Кроме аукциона, это открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений, конкурентные переговоры и закупки из единственного источника.
В то же время для борьбы с демпингом аукционы по госзакупкам предлагается отменять, если цена на них опускается ниже стартовой на 25%. Кроме того, законопроект устанавливает право одностороннего изменения и расторжения контракта в ограниченных случаях как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя.
Еще одной существенной новацией стала прописанная в законопроекте система контроля, включая общественный, над всем циклом госзакупок: от прогнозирования и планирования до анализа соответствия полученного результата заявленным государственным нуждам, включая общественный контроль.
Как ранее заявлял первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов, законопроект о федеральной контрактной системе может быть одобрен Госдумой в весеннюю сессию 2012 года. По его словам, концепция этого законопроекта была представлена премьер-министру и президенту, и концептуально этот подход был одобрен.
Обсудить на форуме