В интервью СРОпорталу член Совета НОСТРОЙ, председатель Комитета по развитию системы подготовки рабочих кадров Михаил Воловик рассказал о пересмотре системы отчислений взносов в НОСТРОЙ и грядущей реорганизации конкурса «Строймастер».
- Михаил Валентинович, создан прецедент, когда саморегулируемая организация в судебном порядке доказала неправомочность системы сбора членских взносов. На ваш взгляд, это останется единичным случаем или данная практика спровоцирует цепную реакцию?
- Да, действительно, подобный прецедент по существующей практике уплаты членских взносов саморегулируемыми организациями был создан, и отрицать значимость этого громкого судебного разбирательства было бы неправильно.
Напомню, что согласно ст. 55.21 Градостроительного кодекса РФ, Всероссийский съезд саморегулируемых организаций определяет размер отчислений саморегулируемых организаций на нужды Национального объединения саморегулируемых организаций исходя из численности и вида саморегулируемых организаций. Иными словами, применительно к строительной отрасли, в компетенцию Съезда НОСТРОЙ входит определение объема отчислений, который каждая саморегулируемая организация обязана отправить в НОСТРОЙ, исходя из численности таких саморегулируемых организаций и их вида.
Отмечу, что различные национальные объединения обладают разной численностью. Так Национальное объединение строителей объединяет 257 СРО, в Национальное объединение проектировщиков входят 180 СРО, а Национальное объединение изыскателей насчитывает 39 членов. Исходя из этого количества и определяется, сколько должна внести саморегулируемая организация в общую смету, составленную и утвержденную Национальным объединением.
В настоящее время саморегулируемая организация платит в НОСТРОЙ за каждого своего члена 5 тысяч рублей в год. Соответственно, чем больше членов насчитывает СРО, тем большее отчисление она делает в НОСТРОЙ. Согласно законодательству, любая саморегулируемая организация обязана входить в состав национального объединения и вносить финансовый вклад в его деятельность.
Вне всякого сомнения, Национальное объединение строителей должно существовать, функционировать и максимально способствовать дальнейшему развитию строительной отрасли, используя средства, отчисляемые саморегулируемыми организациями в виде регулярных взносов. Я считаю, что взносы, отчисляемые саморегулируемыми организациями, должны являться единственным источником финансирования национальных объединений при условии прозрачности, открытости и целесообразности деятельности этих национальных объединений. Расходы и смета НОСТРОЙ должны быть утверждены и одобрены Съездом саморегулируемых организаций. Иными словами, необходимость оплаты членских взносов не подлежит сомнению. Однако нужно понимать (и ряд моих коллег принципиально продолжают отстаивать эту позицию), что размер взносов не является некой константой. Процедура формирования бюджета – один из ключевых и, стоит признать, острых вопросов, который уже поставлен рядом наших коллег.
В частности, координатор НОСТРОЙ по СЗФО Сергей Петров, выступая на окружной конференции СРО СЗФО, которая состоялась 18 февраля 2013 года, предложил ввести две категории членских взносов в НОСТРОЙ – на текущие расходы и целевые взносы. В настоящее время политика составления сметы, сбора и распределения членских взносов действительно нуждается в кардинальном пересмотре.
Полагаю, озвученные предложения должны пройти общественное обсуждение. Я уверен, что многие из них будут одобрены и приняты профессиональным сообществом, поскольку позволяют сделать финансирование более открытым и прозрачным, а распределение взносов – более обоснованной процедурой.
- Вы достаточно много внимания уделяли работе, связанной с Национальным конкурсом российских строителей «Строймастер». Однако решением Совета НОСТРОЙ от 21 февраля 2013 года Оргкомитет конкурса «Строймастер» распущен. Какие изменения, по вашему мнению, ожидают конкурс в будущем? Будет ли это «Строймастер» в прежнем виде или же нечто принципиально иное?
- Качественный пересмотр всей организационной структуры конкурса давно уже является ключевым вопросом его проведения. На заседании Совета НОСТРОЙ 21 февраля 2013 года было принято решение прекратить полномочия членов прежнего Оргкомитета конкурса «Строймастер», а также поручить вице-президенту НОСТРОЙ Александру Ишину совместно с Комитетом по развитию системы подготовки рабочих кадров подготовить предложения по новому персональному составу Оргкомитета.
Нельзя не отметить своевременность данного решения, поскольку вопросами конкурса долгое время единолично занимался заместитель председателя Оргкомитета Александр Роботов, тогда как конкурс всецело находится в компетенции Комитета по подготовке рабочих кадров НОСТРОЙ. К сожалению, Александр Роботов и бывший руководитель Аппарата НОСТРОЙ Михаил Викторов ранее не поддержали предложения моих коллег, направленные на пресечение нецелевого расходования бюджетных средств НОСТРОЙ и прозрачности сметы расходов, а лишь приняли их к сведению.
Могу лишь предположить, что причиной отстаивания подобной позиции стала незаинтересованность в открытости конкурса или какие-либо иные личные мотивы, преобладавшие в НОСТРОЙ до недавнего времени.
Однако я продолжаю отстаивать мнение, что необходимо активно бороться с разрозненностью и разобщенностью организационных моментов, имеющих под собой единственную цель – способствовать сокрытию финансовых потоков, выделенных НОСТРОЙ на организацию проведения конкурса. На том же заседании 21 февраля 2013 г. Советом НОСТРОЙ было дано поручение по внесению изменений в Положение о проведении Всероссийского конкурса «Строймастер» и вынесению их на рассмотрение на ближайшие заседания Президиума Совета и Совета НОСТРОЙ.
С целью выполнения данного поручения активом Комитета по рабочим кадрам совместно с вице-президентом НОСТРОЙ Александром Ишиным были подготовлены проекты нового Положения о конкурсе и персонального состава Оргкомитета. Проекты этих документов были представлены на заседании Комитета по рабочим кадрам 11 марта, члены Комитета высказали ряд предложений по их совершенствованию. В итоге, Комитет указанные документы принял за основу и в срок до 25 марта будет готов представить свои предложения на заседание Совета.
Но самое главное, что совместными усилиями мы выработали общую позицию и внесли ряд предложений по изменению структуры конкурса, сокращению номинаций, планированию и организации работы, методологии и стандартам, финансированию, этапам и уровням конкурса и др. Уже сейчас с уверенностью могу заявить, что конкурс подвергнется глобальной реорганизации, будет пересмотрена политика отбора участников и критерии оценки победителей.
Вероятно, конкурс будет проводиться в один этап, затраты на наградные материалы будут пересмотрены, а число номинаций будет сокращено. Конкурс планируется проводить преимущественно на базе крупных строительных предприятий, а также на базе ресурсных центров НОСТРОЙ. Кроме того, накануне церемонии награждения предусмотрено финальное соревнование среди 100 победителей. Иными словами, нововведений ожидается много, и я могу предположить, что изменения могут коснуться и самого названия конкурса.
Как председатель Комитета по развитию системы подготовки рабочих кадров, я считаю, что в конкурсе «Строймастер» в большей степени должны принимать участие именно рабочие, поскольку именно для рабочих создавался этот конкурс и именно рабочий олицетворяет профессию строителя.
Конкурс «Строймастер» — это инвестирование средств в человеческий капитал и одно из немногих соревнований, популярных не только в узкопрофессиональной среде, но и у широкой общественности, в первую очередь у выпускников, определяющихся с будущей профессией. О победителях этих соревнований пишут в большинстве профильных изданий строительного комплекса, труд рабочих становится почетным.
Обсудить на форуме