Мнение эксперта: «Приняв поправки в Градкодекс, у строителей отберут не менее 100 миллиардов рублей» | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации: 23/10/2015

Мнение эксперта: «Приняв поправки в Градкодекс, у строителей отберут не менее 100 миллиардов рублей»

Мнение эксперта: «Приняв поправки в Градкодекс, у строителей отберут не менее 100 миллиардов рублей»

Около 100 млрд рублей из строительных организаций будет выкачано в соответствующие саморегулируемые организации, а из них – через определенные Минстроем управляющие компании в определенные Минстроем же банки. К такому выводу пришел член Общественного совета по развитию саморегулирования, представитель профсоюза «Справедливость» Роман Зайцев после изучения предложенных профильным министерством поправок в законопроект ФЗ №714996-6, вносящий изменения в Градостроительный кодекс и ряд федеральных законов. Своё экспертное мнение он изложил на официальном сайте Общественного совета по развитию саморегулирования.

 - Поправки в часть 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса определяют, что размер компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств на одного члена СРО составит  от 100 тыс. до 1 млн рублей у проектировщиков и изыскателей и от 100 тыс. до 9 млн рублей у строителей. Эти дополнительные расходы бизнеса по объему равны примерно двум третям от уже внесенных на сегодня в компфонды средств.

Все СРО строительной сферы включают в себя около 110 тысяч организаций и предпринимателей, для которых взнос в фонд обеспечения договорных обязательств обойдется в среднем 300 тыс. рублей на одну организацию. В проектных и изыскательских СРО около 50 тыс. членов, и если принять, что для них средний взнос в новый компфонд составит около 150 тыс. рублей, то в сумме из всей строительной отрасли только к 1 июля 2016 года – на первоначальное формирование компфонда договорных обязательств – будет изъято в районе 40 млрд рублей.

Заранее могу предположить, что ротация средств этого фонда приведет к тому, что в дальнейшем его придется пополнять, возможно, что и не раз, и не два каждый год – в связи с нарушением членами СРО договорных обязательств. Допустим, строитель заключил договор, схватил аванс и убежал. Или просто обанкротился, ликвидировался. Сумма выплат из компфонда СРО окажется огромной и съест существенную часть, а то и весь компфонд договорных обязательств. Риски по этому фонду будут несоразмерными рискам по существующему компфонду, обеспечивающему компенсацию причиненного вреда.

Как известно, за почти шестилетнюю историю саморегулирования только несколько раз удалось довести до суда и взыскать средства компфонда СРО – поскольку случаи такие редки. Между тем, ситуации, от которых должен страховать фонд обеспечения договорных обязательств, происходят в сотни раз чаще. Мой прогноз: уже в первые полтора-два года после вступления закона в силу строителям придется внести в новый компфонд не менее 100 млрд рублей (40 млрд первоначально и около 60 – в качестве пополнения компфонда за произведенные выплаты).

Эти средства перекочуют не в какие-либо кредитные учреждения, а в совершенно конкретные банки, которые своим постановлением определит правительство. Именно такой подход закладывается законопроектом в части ст. 55.16: «средства компенсационного фонда (фондов СРО) размещаются на счетах, открытых в кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным правительством РФ». Таким образом, список банков будет ограничен, а все средства компфондов (как уже существующего, так и создаваемого) в общей сумме до 150 млрд рублей окажутся в этих банках.

Кроме того, в статье 55.16 предлагается закрепить норму, согласно которой не сами СРО в лице директора или Совета размещали бы средства, а делали это через управляющие компании. Так, вносятся следующие новации: «средства компенсационного фонда возмещения вреда подлежат передаче в доверительное управление управляющей компании, имеющей лицензию по осуществлению деятельности по управлению ценными бумагами или лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами». Также предполагается, что требования к таким управляющим компаниям будут установлены правительством – то есть Министерством строительства и ЖКХ.

Но и это еще не все. В пункте 6 части 7 статьи 55.16 Градкодекса саморегулируемым организациям дается право устанавливать для своих членов дополнительные требования к страхованию обязательств по договорам, предметом которых является архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция и т.д. То есть СРО, чтобы не потерять средства компфонда, может предъявлять членам партнерства требования о страховании обязательств. Такое страхование существует и сейчас – есть страхование гражданской ответственности, которое членам СРО обходится в среднем по России от 5 до 15 тыс. рублей. Введение его для всех организаций строительной отрасли ляжет дополнительным грузом и обойдется не менее чем в 1 млрд рублей в год. Эти деньги достанутся страховщикам, и ту же сумму потеряют строители, проектировщики, изыскатели.

Таким образом, принятие поправок Минстроя России в представленном на сегодня виде приведет к следующим результатам:
1. Строители снова окажутся в проигрыше – они безвозвратно потеряют около 100 млрд рублей, которые уйдут на выплаты в компфонд.
2. Выиграют от принятия поправок
•    Допущенные к распоряжению компфондами банки;
•    Одобренные Минстроем управляющие компании, которым СРО будут обязаны передать в доверительное управление средства компфонда;
•    Страховые компании, которым открыт канал получения дополнительного дохода;
•    СРО, которые расходы на администрирование новых процессов переложат на плечи своих членов – то есть повысят членские взносы.

Источник: Общественный совет по развитию саморегулирования 

Темы: , ,


Обсудить на форуме