Создание саморегулируемых организаций участников внешнеэкономической деятельности сопряжено не только с возможным противодействием регулирующих госструктур. Членам СРО предстоят сложные внутренние переговоры по определению единых правил игры.
Институт саморегулируемых организаций, сформированный несколько лет назад после принятия профильного закона, охватывает практически все основные сегменты бизнеса. Наибольшее количество СРО – порядка 230 – создано в строительной сфере. При этом есть отрасли, в которых пока только раздумывают о введении саморегулируемых функций. Одна из них – деятельность по обеспечению внешнеэкономической деятельности (ВЭД) российских предприятий, объединяющая таможенных брокеров, перевозчиков и логистов.
Государство, которое жестко регулирует околотаможенную деятельность, дало частному бизнесу сигнал о том, что готово поделиться частью полномочий. Бизнес этот сигнал воспринял и начал переговоры о консолидации в СРО участников ВЭД. Следует отметить, что момент для лоббирования разработки и принятия нормативных актов о таможенной СРО крайне удачен: в преддверии выборов в Госдуму и президентских выборов государство демонстрирует популистскую готовность обсуждать либерализацию таможенного рынка. Поэтому только от самих участников рынка зависит, успеют ли они воспользоваться столь благоприятным трендом.
В ходе обсуждения вопросов создания СРО в сфере внешнеэкономической деятельности, которое состоялось на круглом столе, организованном журналом «Эксперт Северо-Запад» и проведенном в Санкт-Петербургском государственном инженерно-экономическом университете («Инжеконе»), стало понятно: бизнесу предстоит не только активно лоббировать идею саморегулирования в государственных и общественных структурах, но и разрешать внутренние противоречия.
До согласованных шагов далеко
Прошедшие с момента принятия Закона о саморегулируемых организациях годы показали, что применение механизмов саморегулирования позволило обеспечить как минимум не менее эффективный по сравнению с лицензированием контроль деятельности членов СРО, а также внедрить систему имущественной ответственности, отсутствующую при лицензировании, рассказывает аналитик Константин Грибач.
Общими мазками механизм саморегулирования в таможенном бизнесе может быть представлен следующим образом. СРО выступает перед таможенными службами гарантом выполнения обязательств таможенным представителем по уплате необходимых платежей в федеральный бюджет. Эти гарантии обеспечиваются компенсационным фондом, формируемым за счет взносов всех участников СРО. Помимо этого СРО внутренними документами вводит единые правила и стандарты оказания услуг в сфере таможенного оформления, обязательные для выполнения всеми ее членами, осуществляет контроль исполнения этих правил и стандартов, исполняет роль третейского суда в конфликтах между участниками организации, а также между ними и потребителями их услуг. За Федеральной таможенной службой (ФТС) остается контроль над работой таможенных представителей.
«Несмотря на то что власть продемонстрировала свое желание вести переговоры, надо признать, что до согласованных шагов нам еще далеко», – говорит генеральный директор некоммерческого партнерства профессионалов в области ВЭД «Гильдия ПРОВЭД» Руслан Кисс. Прежде всего, полагает он, участникам ВЭД предстоит «тяжелая и нервная полемика» с ФТС, которая будет всячески противиться предложениям, выдвигать собственные контраргументы, с тем чтобы не допустить потери контроля над бизнесом. «Предложения, которые сформирует ФТС, будут ориентированы на требования и условия действующего таможенного законодательства. Они очень тяжелые, кабальные. Тяжело вести деловой диалог, потому что всегда, когда возникает тупиковая ситуация, у ФТС один аргумент: участник ВЭД – априори нечестный предприниматель, – размышляет Кисс. – Наша главная задача – создать правила, при которых мы сможем формировать саморегулирование, тщательно отстаивая интересы бизнеса перед государственными структурами».
Доказать необходимость
По состоянию на начало 2011 года доля деклараций, оформляемых от лица таможенных представителей, сократилась до 32% (65% в 2008-м), а число самих представителей – до 201 (в 2008-м – 450). Эти цифры объективно свидетельствуют о кризисе в вопросе таможенного администрирования институтом таможенных представителей. «Принятие Таможенного кодекса Таможенного союза и Закона о таможенном регулировании, к сожалению, не изменило атмосферу взаимоотношений между таможенными органами, с одной стороны, и участниками ВЭД и профессиональными участниками этого рынка – с другой. По-прежнему основой взаимоотношений здесь остается подозрительность и недоверие таможни к бизнесу, который отвечает ей на это шквалом критики», – подтверждает директор Региональной ассоциации таможенных брокеров «Северо-Запад» Роман Козлов.
«Со стороны государства тренд на саморегулирование субъектов таможенного дела действительно имеет место быть», – считает руководитель практики по внешнеторговому регулированию юридической компании DLA PIPER в Санкт-Петербурге Вильгельмина Шавшина. «Мы должны представить и широко анонсировать бизнесу и регулятору концепцию, которая не голословно, но в цифрах продемонстрирует помимо политических целей и задач финансово-экономическую базу законопроекта», – убеждена она. Если обсуждать возможность конструктивного диалога с властью, то одним из первых пунктов концепции должен стать, по мнению Шавшиной, «положительный экономический эффект прежде всего для государства и для бюджета».
«Если мы планируем, что произойдет укрупнение субъектов таможенного дела, рост объема услуг, которые они будут оказывать в новом для себя статусе, увеличим количество рабочих мест и отчисление налогов в федеральный бюджет, то это те цифры, которые очевидно продемонстрируют профильным госведомствам заинтересованность участников ВЭД в создании СРО, – конкретизирует Шавшина. – Плюс надо показать динамику влияния на рынок в целом». Только после того, как такая концепция в цифрах будет представлена, станут возможны качественный диалог с государством, формирование технического задания на разработку законопроекта о создании СРО в сфере ВЭД и внесение этого законопроекта на рассмотрение в Госдуму.
Не все гладко
Впрочем, не все участники ВЭД оптимистично смотрят на перспективы не просто создания СРО, но и существования бизнеса в целом. Основная цель СРО, напоминает генеральный директор компании „Касто“ Игорь Петров, – защита интересов потребителей товаров и услуг, но не коллективная защита бизнеса от власти. Именно для этого создаются стандарты и правила работы СРО, предъявляются требования к квалификации работников, обеспечивается имущественная ответственность перед потребителем через страхование или образование компенсационного фонда.
«Очевидно, что изобрести стандарты и правила для перевозки, хранения и реализации товаров под таможенным контролем, отличные от стандартов и правил в отношении таких же операций с аналогичными товарами, но не под таможенным контролем, весьма трудно», – продолжает Петров. Особой специфики нет, существенных дополнительных угроз интересам потребителей тоже. А значит, затея по формированию СРО в области ВЭД требует дополнительной проработки именно с учетом того, чтобы на первом месте были интересы потребителя.
«Правительство планомерно ограничивает ВЭД бизнеса – зарегулированность законодательством такова, что, по моему прогнозу, через год-два на рынке вообще не останется, к примеру, средних автотранспортных предприятий, осуществляющих перевозки за границу. Простои на пограничных переходах, а нередко и на внутренних таможнях превышают суммарное время нахождения транспорта в движении. В результате водители массово уходят с работы, а новых набрать проблематично, поскольку информация о непереносимых условиях работы распространена очень широко. О выручке предприятий и их возможностях по обновлению парка говорить вообще не приходится», – сетует генеральный директор компании «Норд» Сергей Кравченко. И добавляет: «СРО эту тенденцию переломить, увы, не сможет – профессионалов на рынке перевозок не остается». «Чиновники никогда не дадут свободу бизнесу», – поддерживает его директор МП АРС Александр Аристов. «Возможную консолидацию в рамках СРО участники ВЭД обсуждают года четыре, но до сих пор непонятна базовая составляющая. Да, создавать нужно, но рынок оказания таможенных услуг разбалансирован, – замечает генеральный директор компании „Миларин“ Александр Носков. – Где вообще концепция развития ВЭД государства? Давайте начнем с нее».
«Нельзя сдаваться и уходить в сторону, необходимо бороться и улучшать правила игры», – парирует Руслан Кисс. «Создание СРО – это не попытка некой компании собрать вокруг себя всех. Это попытка объединить участников ВЭД на равных, понятных и паритетных условиях. Писать историю саморегулируемого бизнеса с чистого листа», – уверен он. Что касается потерянного времени, то представителям таможенного бизнеса действительно следовало создать СРО гораздо раньше.
«Участники ВЭД должны были начать заниматься данной проблемой с момента принятия ФЗ №315, как, кстати, это сделали строители. Именно те, кто организовал строительные СРО в августе 2007 года, оказались в выигрыше», – делится опытом координатор НОСТРОЙ по СЗФО, вице-президент СРО НП «Объединение строителей» Алексей Белоусов. И подсказывает первые практические шаги, которые необходимо сделать участникам ВЭД: «Если Северо-Запад выступает застрельщиком подобных инициатив в общефедеральном масштабе, совершенно логично внести подобную законодательную инициативу через Законодательное собрание Петербурга».
«Время, наверное, действительно потеряно, но не потому, что мы не хотели заниматься СРО. Государство просто было не готово делегировать бизнесу функции саморегулирования. Развитие Таможенного союза, перспектива вступления России во Всемирную торговую организацию привели к тому, что государство так и не передаст часть функций по таможенной организации бизнесу и ситуация в осуществлении ВЭД ухудшится», – замечает Кисс.
«Наша компания выступила инициатором создания СРО в рамках Ассоциации таможенных брокеров, – вспоминает председатель совета директоров корпорации „Стерх“ Владимир Пятаков. – При этом изначально трудно было представить, что фирмы, которые занимаются ВЭД, захотят консолидироваться. Теперь же ситуация такова, что иного варианта просто нет». «Дискуссия показывает, что представителям разных сегментов ВЭД до сих пор сложно объединиться для работы по единым стандартам. Поэтому объединение всех участников ВЭД под крылом одной СРО на данный момент представляется весьма проблематичным, – констатирует декан факультета логистики и транспорта „Инжекона“ Юлия Малевич. – Однако очевидно, что базовые условия для консолидации присутствуют».
Разделение по профилю
«Многим существующим СРО гораздо проще. У них есть четкие, законодательно регламентированные правила игры. В области ВЭД тяжело всех увязать, потому что бизнес ведется в разных направлениях: логистика, перевозки, брокеры. Сформировать единые стандарты для работы и таможенного представителя, и транспортных компаний крайне сложно или даже невозможно», – признает Руслан Кисс. Соответственно, возникнет профильное разграничение, которое помимо правил взаимодействия определит еще и квалификацию персонала СРО.
«В рамках саморегулирования гарантом выполнения обязательств таможенного представителя по уплате таможенных платежей перед государством выступает уже не отдельная коммерческая компания, а целая часть профессионального бизнес-сообщества, которая отвечает по этим обязательствам своими вкладами в компенсационный фонд, – объясняет Роман Козлов. – Как известно, принцип круговой поруки на протяжении всей истории человечества был лучшей гарантией от любых нарушений». В свою очередь, государство освобождается от избыточных функций в области администрирования ВЭД.
После этого целесообразность и успешность работы таможенного представителя уже будут определяться качеством предоставляемых им услуг и его деловой репутацией в профессиональном бизнес-сообществе. А само бизнес-сообщество начнет учиться нести ответственность за своих членов. В результате регулировать данный сегмент экономики станут экономические, а не административные инструменты.
Отход от принципа конкуренции за счет административного ресурса приведет к конкуренции на основе сокращения издержек. Ликвидация административной зависимости ликвидирует коррупционную составляющую в цене издержек на оказание услуги. Все это приведет к значительному снижению стоимости услуг по таможенному оформлению и, как следствие, уменьшит общие издержки российского бизнеса, связанные с ведением внешнеэкономической деятельности.
Обсудить на форуме