«Наша беда — в подмене понятий» | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации:

«Наша беда — в подмене понятий»

Профессия строителя всегда была одной из самых уважаемых и почетных. Строители — это те, кто строит и обустраивает наши города, создают комфортные условия и повышают качество жизни населения. Почему сегодня люди этой профессии зачастую напоминают "бомжей", бьющихся за кусок хлеба? Валерий Мозолевский, генеральный директор Некоммерческого партнерства "Сахалинское саморегулируемое объединение строителей" рассказал об актуальных проблемах в строительной отрасли Сахалина.

- Валерий Павлович, если позволите, без вступления, спрошу о конкретной проблеме. Специалисты НП СРО "Сахалинстрой" выявили грубые нарушения действующих нормативов при ремонте фасадов зданий областной больницы. Капитальный ремонт проводился без проектной документации и без разрешения на строительство. Примененные материалы не соответствуют характеристикам, указанным в аукционной и в градостроительной документации. Что дальше будет с этими фасадами?

- С апреля 2009 года мы постоянно пишем письма министру строительства области Е.Ивашовой, вице-губернатору С.Вильямову. Были комиссии и встречи. Из Москвы приезжали эксперты государственного учреждения, которые контролируют выполнение всех фасадов г. Москвы. Они подтвердили, что технология и технические регламенты нарушены. Но вопрос будет решаться в суде. А суд разве должен решать чисто технические вопросы? Для этого есть (или нет?) специалисты заказчика, госстройнадзора, подрядчика. Это относительно корпуса №2 облбольницы и работ, выполненных в 2009 году.

Также испорчены при капремонте в 2010 году еще и фасады трех других корпусов больницы (№ 4, 6 и 7). Седьмой корпус — это здание роддома больницы. Подрядчик, с молчаливого согласия заказчика, применил навесную фасадную систему с воздушным зазором (НФС) корпорации "Технониколь" "Техно-систем", которая не была предусмотрена аукционной документацией. В соответствии с областью применения этой НФС, что четко прописано в Техническом свидетельстве Минрегиона РФ на эту систему, ее категорически нельзя применять при устройстве навесных фасадов зданий детских садов, специализированных домов престарелых и инвалидов, больниц, спальных корпусов образовательных учреждений, школ и т.п., (на зданиях пожарной функциональной безопасности Ф1.1 и Ф4.1).

Ясно и четко ведь указано — на зданиях больниц нельзя монтировать такие фасадные системы. Это прямое указание Министерства регионального развития РФ на основании натурных пожарных испытаний этой фасадной системы по ГОСТ 31251-2008 в соответствии с Техническим Регламентом о требованиях пожарной безопасности (№123-ФЗ от 22.07.2008 года).

И еще одно грубейшее нарушение — нельзя эту НФС применять в районах, относящихся к сейсмическим. Облбольница расположена в районе с расчетной сейсмикой 8 баллов. Кроме этого, нет проектной документации на капремонт фасадов, тем более, не проработаны мероприятия по обеспечению пожарной безопасности с учетом того, что корпуса с разной высотой и шириной объединены в цепочки. Если пожар возникнет в одном блоке, то быстро распространится по навесному фасаду на другие, что недопустимо.

К этим недопустимым нарушениям требований пожарной безопасности, подрядчик, вместе с заказчиком, с молчаливого согласия чиновников Министерства строительства области, применил китайские алюмокомпозитные панели (АКП) "BAOYI", не имеющие разрешения на применение в строительстве на территории России. Кроме того, эти 3-слойные панели имеют недопустимую толщину (3 мм), недопустимую толщину листов из алюминиевого сплава (0,2 мм) и недопустимый материал между листами (полиэтилен). Применение этих АКП на корпусах областной больницы мы рассматриваем как должностное преступление и будем добиваться демонтажа всех этих пожароопасных конструкций. Это же областная больница! Надо иметь обычную человеческую совесть. Кто и почему имеет право снижать пожарную безопасность объектов, в которых постоянно находятся маломобильные группы населения. К этим зданиям во всем мире самые высокие требования пожарной безопасности и это необходимо понимать и главврачу, и его работникам, и чиновникам строительного комплекса области. Мы с этим боремся уже два года, но почему-то чиновники все делают как бы нам наперекор.

Как рожать в таком роддоме? Как можно держать больных в таких корпусах?

Президент страны обратил внимание на ответственность областных и муниципальных властей за качество и безопасность объектов области.

- Когда пожар случится, тогда и будут наказаны чиновники?

- Если, не дай бог, что-то загорится, при таких фасадах будет катастрофа. Такие пожароопасные фасадные конструкции, которые навешены на корпусах областной больницы, выгорают и распространяют пламя по всему фасаду за считанные минуты. Тогда найдут всех. Мы обращали внимание и обосновывали недопустимость нарушения требований безопасности строительства всем, от кого зависело недопущение этого.

По моему мнению, беда — в безграмотности многих чиновников в отношении навесных фасадных систем с воздушным зазором конкретно и в отсутствии ответственности за обеспечение качества и безопасности объектов области.

Из моего опыта и моего убеждения — в вопросах обеспечения качества, безопасности и надежности объектов капитального строительства не может быть компромисса. В этих вопросах должно быть безоговорочное главенство градостроительного законодательства и разъяснений Федеральных органов.

- Если вести оценку строительства не с точки зрения освоения денег, а по факту, то почему, по-вашему, важные объекты, как детский сад на Курилах, не можем сдать вовремя?

- Потому что перерезать ленточку при вводе объектов в эксплуатацию, т.е. торжественно "вводить" объекты нужно не к "дате", а перед тем, как детей реально возможно принимать в детский сад. Нельзя этого делать в пустом здании. Это ведь просто здание, и назвать его детским садом нельзя, пока он полностью не укомплектован, пока не включено отопление, вода, электроэнергия, вентиляция, не выполнена наладка всего оборудования и в том числе и на кухне. Нужно увидеть работающую кухню и угостить готовым обедом.

Это должен быть живой объект, готовый к вселению детей. К сожалению, сегодня стало возможным принять и жилой дом без полов, без отделки, канализации и т. д. Хотя ни градостроительной Кодекс, ни какой-либо другой документ не позволяет сдавать объекты в таком состоянии. Однако делается это "по умолчанию". А как можно отчитаться перед статуправлением за объекты, в том числе детский сад без полной комплектации мебели и оборудования?

То же по детскому саду поселка Троицкое. Вроде сдали, но заселить нельзя. Места есть, но дети по домам.

Происходит это часто потому, что чиновникам главное отчитаться. И прикрываются они тем, что губернатор сказал делать быстрее. Но губернатор ведь не сказал делать быстрее, несмотря на брак? Я не допускаю этого и не верю, что так может быть. Губернатор же верит чиновникам, что все будет сделано правильно и качественно? Иначе зачем тогда держать столько чиновников? Почему же они зачастую спекулируют именем губернатора? Беда в подмене понятий. Я верю, что большинство чиновников хотели бы сделать это нормально и качественно, но у них задачи другие. Отчитаться вовремя.

Мы, саморегулируемая организация, стоим, как сторожевые псы, на охранении интересов губернатора строить качественно, безопасно и в установленные программами сроки.

- А губернатор знает об этом?

- …Мы неоднократно просили и просим допустить нас к участию в объездах объектов строительства вместе с губернатором во время его поездок, и вместе с мэром во время его поездок, но оказалось — нельзя. Нам категорически отказали в этом. Уверен, что губернатор об этом также не знает. И верим, что губернатор с удовольствием приглашал бы руководителей СРО на объезды объектов, но не он разрабатывает график поездок и список участников.

Если нет никаких нарушений со стороны заказчиков и муниципалитетов, мы об этом с радостью скажем. Но если нас не допускают, то у меня есть право предположить, что там может быть некорректная информация, могут проявиться элементы сговора, или нужно что-то "спрятать" показывающим…

Выходит, какую информацию вложат в уши главы региона чиновники, тем он и владеет. Это беда высоких чиновников, которые не пытаются получать информацию из разных источников и получают ее в искаженном виде. Короля делает свита. На это обратил внимание президент страны во время встречи со СМИ в Сколково.

За 2,5 года работы саморегулирования в строительстве на Сахалине губернатор области А.Хорошавин ни разу не встретился со строителями области и не обсудил с нами имеющиеся у нас проблемы.

За это время правление нашего партнерства несколько раз письменно обращалось к губернатору, а 31 марта 2011 года участники общего собрания НП СРО "Сахалинстрой" обратились к председателю правительства области относительно устранения административных барьеров и недопустимости использования административного ресурса заказчиками во взаимоотношениях со строителями области.

До настоящего времени позицию председателя правительства области по этим вопросам мы не заем.

- Везде по России так трудно идет процесс взаимодействия СРО с властью?

- Нет, не везде. Есть ведь три вида СРО строителей.

Тяжелее всего приходится региональным СРО, потому что они работают непосредственно со строительными организациями с точки зрения их защиты и помощи им. Региональные СРО реально выполняют функции и защиты прав потребителей строительной продукции.

Есть межрегиональные СРО, имеющие во многих субъектах (до 60 регионов) Федерации своих членов. Им работать проще. Они многие наши проблемы просто перед собой не ставят.

Есть СРО типа юридических компаний, которым, если честно, вообще "все по барабану". Просто идет торговля свидетельствами по допуску. А власть — тоже саморегулируемая организация. Которая никуда не вмешивается. Я с самого начала говорил, что не может любая строительная организация одного региона вступить в любую организацию другого региона. Это ошибка законодателей или пролобированная юридическими компаниями, которые работали вокруг ФЛЦ при лицензировании, позиция.

Необходимо вступать в региональную организацию, чтобы жить проблемами района в первую очередь. За рубежом нигде такого нет. Когда мы были на Хоккайдо (там есть ассоциация строителей), я спросил (кстати, в присутствии вице-губернатора С.П. Вильямова), есть ли в ассоциации строителей префектуры Хоккайдо строители из других префектур, и выяснилось, что нет — там понимают, что профессионалы объединяются в группы, чтобы на данной территории решать конкретные вопросы, влиять на них.

Мы верим, что сегодняшние трудности во взаимоотношениях с органами власти — временные трудности роста. Уверены, что в 2011 году все наладится. Все мы разумные люди и все обязаны работать во имя обустройства комфортных условий жизни и работы жителей Сахалина. Мы — оптимисты.

- Два года вы отстаиваете интересы сахалинских строителей. Чего удалось достичь?

- Мы находимся в начале пути. Технически, саморегулирование состоялось, но находится еще в эмбриональном состоянии.

Что касается защиты интересов наших конкретных членов, работа в этом направлении развивается. Тесно работаем с Госстройнадзором области, прокуратурой.

Еще мало эффективности. Но это только начало.

Большое внимание уделяем вопросам просвещения и консультациям специалистов и руководителей строительных организаций.

Оказываем юридические услуги по разрешению вопросов участия в торгах с муниципальными и государственными заказчиками. Участвуем от имени членов СРО в рассмотрении жалоб на нарушения 94-ФЗ в УФАС области и в судебных заседаниях на стороне наших членов. Большую работу проводим с заказчиками по предоставлению необходимого объема информации и проектной документации при размещении заказов.

В результате нашей длительной работы Минстроем области выпущены для использования муниципальными и государственными заказчиками, проектировщиками и строителями рекомендации по проектированию, монтажу и эксплуатации НФС с воздушным зазором.

Также коллегия министерства строительства области приняла решение, в котором согласилась с необходимостью участия представителей саморегулируемой организации в конкурсных (аукционных) комиссиях для реального уменьшения возможностей сговоров и других нарушений при проведении торгов. Это также результат нашей двухлетней работы с органами власти области.

- Однако ваши выступления в СМИ и определенный авторитет в строительном сообществе, многочисленные награды на высоком уровне — это уже результат…

- Думаю, как бы мы ни развивались — все равно всегда мы только в начале пути. Если кто-то скажет, что достиг того, чего хотел, то стоит ли идти дальше?

Важно отметить, что мы научились выстраивать отношения с контролирующими структурами, у нас есть официально оформленная рабочая группа по соблюдению градостроительного законодательства — УФАС по Сахалинской области, областная прокуратура и наше партнерство.

Мы хорошо и результативно совместно работаем с комитетами и органами управления Национального объединения СРО строителей и других национальных объединений (проектировщиков и изыскателей).

Мы тесно сотрудничаем и являемся членами Российского союза строителей.

Мы имеем хорошую позицию и понимание в Министерстве регионального развития РФ.

Имеем хорошие связи со СМИ области и специализированными СМИ России.

Наша саморегулируемая организация имеет хорошие позиции и признается в строительном сообществе России.

Есть и большая проблема: сами руководители строительных организаций за прошедшие 20 лет привыкли жить как медведи-отшельники, они разучились работать коллективно. Допустим, мы рассылаем анкету с просьбой ответить на вопросы, но откликается процентов 30, тогда каждому нужно звонить и объяснять, — нет внутреннего стремления к коммуникациям и к совместной работе. В принципе, это нормально, это болезнь роста, которую мы еще преодолеем. Пройдет немного лет, и начнем чувствовать друг друга.

При Национальном объединении строителей существует 19 комитетов по разным направлениям работы (как у нас профильные группы, комиссии и комитеты), где разрабатываются стандарты и правила в строительстве, и нужно, чтобы мы обязательно принимали участие в разработке тех правил, которыми потом будем пользоваться. Если что-то не так — добивайся. Это и есть профессиональное объединенное сообщество.

- Самое простое определение СРО, по-вашему?

- Саморегулируемая организация — это часть гражданского общества.

Мы, как организация строителей, — это часть гражданского общества по выработке гражданской политики и позиции в области строительства.

Как сказал министр регионального развития РФ Басаргин, СРО — это негосударственная форма управления строительством.

Я постоянно призываю рыбаков, у которых есть ассоциации, объединяться в СРО. Там есть как обязанности, так и права, в СРО можно систематизировать работу, будь то люди любой профессии — парикмахеры, медики и др. Необходимо всем переходить на саморегулирование. Только при этом будет синхронизированы права и ответственность. Только при этом будут защищены потребители.

- Одним словом, саморегулирование на Сахалине состоялось?

- Состоялось. Мы прошли тот рубеж, когда возврата назад уже быть не может. В прошлом году еще ходили слухи, что могут отменить СРО и вернуть лицензирование, но сейчас мы знаем, что это бесповоротно.

Общее годовое собрание 31 марта показало, что строители начали воспринимать свою объединенную силу. То, что мы приняли тогда обращение к губернатору Сахалинской области и к президенту Национального объединения строителей Басину Е.В. и Совету НОСТРОЙ по разным вопросам с выработанной на собрании позиции — это переломный момент. Раньше консолидировано было правление нашего СРО, а сегодня консолидировано все сообщество строителей.

- Первоочередная задача вашей организации сегодня?

- Помните, в советское время была узкая специализация работ. Например, трест имел монтажное, отделочное, сантехническое и другие управления, и каждый делал свою работу. Сегодня — все мастера на все руки.

Вскоре мы на нашем сайте откроем страницу внутренних торгов. Там будут отображаться свободные мощности и возможности субподрядчиков и спрос генподрядчиков внутри нашей СРО.

Также планируем открыть сайт предложений строительных материалов и конструкций. Поставщики готовы с нами сотрудничать.

Нам необходимо постепенно выходить на специализацию строительного сообщества.

Только это позволит обеспечить качество и безопасность объектов и отдельных работ. Только при этом реально можно говорить о повышении квалификации и растить мастеров своего дела.

С кем бы мы ни говорили в Европе или Японии о том, что у нас одна организация может выполнять все работы, — они этого не понимают и считают, все работы — значит, никакие.

Кроме этого, в текущем году мы организуем работы по повышению квалификации и аттестации специалистов компаний — членов нашей организации. Это также будет способствовать повышению качества работ.

- Вы считаете, вам удалось добиться поддержки вашей позиции?

- Думаю, удалось. Причем сегодня это уже не только моя позиция. Оказалось, что на Сахалине не один я, условно говоря, такой умный. Людей, желающих работать по закону, много. Мы не хотим ничего большего, и это главное. Вспомните, в советское время мы старались сделать качественно, потому что высока была планка требований. А сегодня заказчики ее безосновательно снизили. Потому что зачастую нет реальной проектной (рабочей) документации, нет разрешения на строительство, нет качественного строительного надзора, нет достаточного строительного контроля. Это ведет к дальнейшей деквалификации заказчиков, изыскателей, проектировщиков, строителей.

Например, проектировщики уже практически деквалифицированы, потому что заказчики не дают им грамотных и полных заданий на проектирование.

Когда от строителя требуют построить объект, не давая им полной рабочей документации, то у меня сразу возникает вопрос: вы хотите, чтобы мы построили так, как это отражено в документации, или качественно и безопасно?

Одним словом, заказчики деквалифицируют проектировщиков. Последние понимают, что они никогда не получат деньги на полную разработку ПД, поэтому их специалисты часто не востребованы. Обидно.

Я рад, что все члены нашего правления и большинство строителей хотят делать правильно и по закону. В этой поддержке я словно нашел ископаемое богатство, это окрыляет и дает мне силы. К тому же, например, о чем я уже сказал, министерство строительства приняло наконец-то наши рекомендации по навесным фасадным системам с воздушным зазором.

Будем двигаться вперед.

- В своем недавнем обращении к правительству области о нарушениях в строительстве члены НП СРО "Сахалинстрой" выделили отдельной темой работу муниципальных заказчиков (а это капремонт, реконструкция зданий и т.д.) Это то, на чем держится строительный малый бизнес. Но вы сказали, что сегодня заявления представителей разных уровней власти о поддержке малого бизнеса воспринимаются строителями как циничное издевательство. Где тормоз в решении проблемы?

- Говоря об аукционах, в своем обращении к губернатору наши члены СРО как оценивают муниципальных заказчиков? В основе своей это малограмотные в строительстве люди, не повышающие свою квалификацию. Почему они в контрактах пишут требования к строителям, как к рабам? Мы рекомендовали министерству строительства разработать типовые контракты на ведение строительства, реконструкции или капитального ремонта объектов, в которых в том числе должны быть прописаны согласованные с саморегулируемым сообществом строителей уровни ответственности и заказчиков, и подрядчиков.

Мы говорим о согласовании с саморегулируемым сообществом строителей условий контрактов, а не о принуждении заказчиков, как и о понуждении подрядчиков, которое действительно является административным давлением. Мы просим не давить на подрядчиков, а согласовывать условия контрактов со всем сообществом, которое также будет нести при этом ответственность. Почему за наши деньги, наши налоги нам говорят, что, если ты не согласен с такими требованиями, то пошел вон? А именно так и происходит, ведь в случае отказа по каким-либо причинам наших компаний, придут строители с материка, а жители Сахалина с их семьями остаются не у дел.

Прошу обратить внимание на тот факт, что в п.4 протокола совещания у заместителя председателя правительства РФ Д.Н. Козака от 21 апреля 2011 года записано:

4. Рекомендовать национальным объединениям на основании материалов ФИДИК до 1 сентября 2011 года разработать и направить в СРО адаптированные к законодательству РФ типовые формы контрактов на выполнение проектных, изыскательских и строительно-монтажных работ, а так же методические рекомендации по подготовке и заключению указанных контрактов. Видите. Как среагировали НОСТРОЙ и правительство страны на наше обращение именно по разработке типовых контрактов на основе контрактов ФИДИК. Значит, мы на правильном пути.

Теперь о поддержке малого бизнеса в строительстве.

Практически все, что планируется и делается региональной и муниципальными властями — это не для строителей. Необходимо учесть, что до 80% строительных организаций — это малый бизнес (до 400 млн. рублей годового оборота). Об этом как раз и обращение участников собрания к председателю правительства области.

Это:

требование к власти обеспечить своевременный и полный расчет за выполненные работы не только с точки зрения ГК РФ, но и с точки зрения соблюдения Бюджетного Кодекса РФ и конституционных прав своевременной и достойной оплаты за труд;

требование к недопущению действий заказчиков по понуждению подрядчиков выполнять за свой счет работы, не отраженные по разным причинам в проектной документации, но необходимых для окончания и ввода объектов или окончания капитального ремонта объекта.

Мы это воспринимаем как неприкрытый "рэкет" государственными и муниципальными заказчиками. Все выполненные работы должны быть оплачены. Эти вопросы и другие, отмеченные в обращении губернатору, — главные. Не следует говорить при таком положении подрядчику: "Берите кредит для выплаты зарплаты или для выхода на другой аукцион — мы вам поможем компенсировать часть кредитной ставки". Это цинизм, если заказчик вовремя не рассчитывается с подрядчиком. А имеются случаи задержки с расчетами годами, а не месяцами, что также недопустимо.

С этим "рэкетом" мы будем бороться всеми доступными нам способами.

- Отсюда и убыль населения…

- Да, это так, потому что главным показателем работы региональной власти является, прибывает население в регион или убывает. Именно оттого, что власть это не волнует, люди и выходят на митинги.

Мы пытаемся донести до губернатора, что сегодня нет министерства строительства области, а есть министерство областного заказчика, потому что они взяли на себя функции заказчика и функции проведения торгов. Поэтому на наши просьбы, вопросы или претензии отвечают, как обычный заказчик, а не как контролирующий, методологический и методический орган строительного комплекса области.

Если мы или наши члены СРО жалуемся на некорректные или незаконные требования в контрактах заказчиков, ответ простой: "Не хотите, не участвуйте".

Теперь к вопросу о дорогах. Почему мы так ревностно относимся к проблеме? Возьмем Хабаровск (по населению Хабаровский край почти в 4 раза больше Сахалина) или Челябинск (промышленная область, огромный город) — там организовано и работает Министерство строительства, инфраструктуры и транспорта.

У нас на 490 тысяч населения есть министерство ТЭК и ЖКХ, министерство транспорта и министерство строительства (которое, повторю, выступает преимущественно в роли заказчика). Поэтому отсутствует необходимая методическая помощь и документы, практически нет местных рекомендаций по организации работ на отдельные объекты или виды работ — их почему-то это не волнует. (Многие заказчики действуют по принципу: зачем проектная документация? Стройте по СНИПам, и все тут.) Но грамотный строитель и чиновник должен знать, что по СНИПам разрабатывается именно проектная документация, а строители должны строить, в первую очередь, в соответствии с проектом. Похоже, для некоторых чиновников областного министерства и для большинства работников муниципальных заказчиков — это высшая математика…

Тогда почему вообще непрофессионалы должны диктовать нам, как работать?

Я считаю, что если президент или министры что-то сказали или вышло постановление правительства или федеральный закон, то губернатор немедленно должен проводить эту политику в регионе.

Но у нас почему-то — президент сказал, а ничего не меняется. Я как законопослушный гражданин, услышав высказывание, что нужно соблюдать тот или иной закон, или получено какое-то разъяснение федеральных служб, ожидаю реакции на месте. Но, оказывается, здесь это никого не волнует.

Например, есть письмо И.Артемьева — руководителя ФАС России, что во время проведения аукциона проектная документация должна предоставляться в аукционной документации в полном объеме. Областной министр строительства Елена Пантелеевна Ивашова пишет в ответ на наше письмо об этом разъяснении, что исполнять заказчики области это не будут, потому что руководитель ФАС… заблуждается (Федеральная антимонопольная служба — это контролирующий орган исполнения ФЗ-94). Я считаю, что если кто из чиновников не согласны, напишите И.Артемьеву о его заблуждениях и потребуйте отозвать его письмо. Пока этого нет — исполняйте. Ведь вы чиновник и в стране — вертикаль власти. Да и просто необходимо уважать федеральные органы власти.

Или заявление на стол и критикуйте! Иначе я не понимаю соподчиненности.

То же относительно восприятия разъяснений Минрегиона РФ по вопросам применения норм Градостроительного Кодекса РФ. В 2009 и 2010 годах Минрегион написал, что работы по наружным фасадам оказывают влияние на безопасность и надежность, поэтому должна быть проектная документация, разрешение на строительство и т.д. Но и в этом случае Е.Ивашова говорит, что "они совсем запутались".

Мы считаем, что не может продолжаться такое вольное отношение к разъяснениям федеральных ведомств заказчиками и работниками министерства строительства области.

- А что говорит руководитель УФАС по Сахалину господин Тыченок?

- С местным органом ФАС, как говорит наш министр строительства, "мы обсудили и договорились". Здесь комментарии излишни. Это мое замечание относительно "нового" способа проведения торгов на приобретение квартир в строящихся домах инвесторами. То, что сейчас практикуется — грубейшее нарушение 94-ФЗ.

Относительно УФАС области, есть много работы с ними также по исполнению ими указаний ФАС России и исполнения ими постановлений правительства о контроле УФАС исполнения закона об энергосбережении. Уже почти год этому постановлению, но пока УФАС не мобилизовался на эти работы.

Подождите, а у нас Сахалин — в составе России? У нас разве не одно экономическое, политическое и законодательное пространство? У нас есть вертикаль власти? Или она для того, чтобы губернатор сказал, что "меня назначили не вы, а президент", а тут у нас свое княжество? Уверен, что губернатор так не думает.

Уверен, что если кто из чиновников не согласны с федеральной властью — напишите обращение, докажите их неправоту, и пусть они извинятся! Но пока этого нет — четко исполняйте. И контролируйте исполнение указаний федеральных органов.

- В свете последних событий с реконструкцией площади Победы всех интересует вопрос, почему именно компании "СаКо Ренма" отданы все центральные улицы для проектирования объектов? И что значит "на безвозмездной основе", как сказано в постановлении мэра?

- "СаКо Ренма" — это сейчас наш "главный придворный архитектор и строитель" (правда, не могу сказать точно, при каком дворе, или каком вассале), но практически все, что есть в Южно-Сахалинске из фасадов и дорожной инфраструктуры, проектируют они (правда, по моему мнению, плохо и неграмотно).

Начиналась эта "карусель" с постановления мэра города от 15.01.2009 №14 "О разрешении ООО "СаКо Ренма" проектирования объектов на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск", когда единственной компании ООО "СаКо Ренма" были переданы без конкурса выполнение эскизных проектов по застройке улиц и проспектов города для формирования нового облика магистральных улиц и пешеходных зон в существующей застройке города (семь самых значимых улиц и проспектов).

До 30 июня 2009 года ООО "СаКо Ренма" должно было представить разработанные эскизные проекты на рассмотрение художественного градостроительного совета города. Но этого не произошло, так как о рассмотрении этих эскизов нам до настоящего времени неизвестно.

В то же время (май 2009 года) монтаж фасадов 14 жилых домов по улице Ленина и проспекту Победы выполнила компания ООО "СаКо Ренма" за 100% цены, без проектной документации и с грубейшими нарушениями условий аукциона, требований постановления мэра города от 01.11.2004 №2024, технических регламентов и сводов правил (СНиП и ГОСТ). УФАС признало торги незаконными, суды — также. Но незаконно выполненные работы красуются на фасадах по улице Ленина.

Подобное повторилось и в 2010 году. Что это? Случайность или кем-то продуманная система.

Сейчас также повторяется как бы "бесплатная проработка" этой же компанией других известных эскизных проектов.

Необходимо учесть, что в мировой практике недопустимо, чтобы участвовал в конкурсе на строительные работы тот, кто готовил конкурсную документацию. У нас это практикуется по полной программе. И фасады центра города, и стела, и многие ремонты городских дорог. Не знаю, что будет с более значимыми начинаниями в этом году.

Такое впечатление, что на Сахалине и в России нет более архитекторов и проектировщиков, чтобы можно было объявить реальный конкурс?

Почему существующее на Сахалине отделение Союза архитекторов России непопулярно у правительства? Это же наше интеллектуальное богатство!

- Перенесемся на окраину города. Строитель Андрей Залпин считает, что пришло время развивать пригородную зону, что дети должны бегать по траве, дышать чистым воздухом и пить чистую воду, иначе не выживем. В Аниве, например, десяток лет не могут отремонтировать школу, что подчеркивает убогость района. Также не могут решить вопрос с реконструкцией средней школы в Троицком, так как там заселен большой новый жилой район. Денег не хватает, или никому это не нужно?

- Я в свое время говорил, что реконструировать школу в Троицком невозможно, нужно строить новую. Вообще, Троицкое я рассматриваю как "аппендицит" Анивского района. Люди оттуда ездят на работу в Южно-Сахалинск, а документы оформлять — в Аниву. Живут в Аниве, а в Южно-Сахалинск звонят по межгороду, и автобус выполняет междугородный рейс.

Как нужно не уважать собственных жителей, чтобы допустить, что в 6 километрах от Южного люди считаются иногородними. Не понимаю и почему село Мицулевка относится до сих пор к Анивскому району. Ее жителям, чтобы добраться до своего районного центра, нужно ехать через Южно-Сахалинск — другой дороги нет. Раньше была, через Соловьевку, но рухнули мосты, и рухнула надежда на приморскую дорогу.

Вот с этого, на мой взгляд, нужно начать говорить о развитии районов. Еще при губернаторе Федорове мы решили, что нужно изменить административное деление Сахалина (тогда было безденежье, которое заставляло думать!). 500 тыс. населения (тогда было 700 тыс.) и 19 районов придуманы не от большого ума (это 19 администраций, 19 районных собраний и прочие траты!). Курилы, по моему мнению, необходимо сделать территорией непосредственного подчинения губернатору.

- Так при населении 500 тыс. человек, сколько, по-вашему, должно быть районов?

- На Сахалине мы планировали сделать, например, 8 районов. Экономия — значительная. Лучше за эти средства построить детсады и школы, с которыми вскоре тоже будет скандал.

Невельский, Холмский, Томаринский — объединить и сделать один юго-западный район. Ведь в Томари сегодня нет практически ни одного предприятия, только бюджетные организации, включая мэрию.

Что-то же должно питать органы власти? Сейчас их питает областной бюджет. Дорога — только окружная. При этом точно появится дорога между Томари и Холмском, а значит, и транспортные вопросы, и социальные будут решаться лучше.

Южно-Сахалинск вполне может рассматривать Аниву как свою зону отдыха, как и Охотское и все восточное побережье около него. Ведь отдыхают там не корсаковцы, а в большинстве — южносахалинцы. Почему бы не отдать его Южно-Сахалинску, не начать вкладывать туда деньги и не сделать красивый выход к морю?

Также необходимо рассмотреть и другие районы.

А если нас, сахалинцев, останется 400 тысяч человек? Об этом как раз и нужно думать сегодня. А то останутся в районах только администрации и еще нефтяная и газовая труба. Так куда мы идем?

- Валерий Павлович, я знаю, что вы были на митинге на площади Победы 30 апреля. Почему не высказали свою позицию?

- Хотел выступить. Но удивляет наше законодательство, хотя, конечно, закон нужно исполнять. Почему людям выделили всего час времени? Они что, кому-то помешали бы, если бы продлили время выступлений? Люди должны высказаться, если уж собрались. Не надо, чтобы недосказанное обсуждали на кухнях.

Люди — это источник власти, почему какие-то чиновники им диктуют?

Внутреннее возмущение было по поводу того, что все делается "втихаря", люди и по сей день не знают правды. Есть градостроительное законодательство, есть определенные процедуры, которые нужно соблюдать, но… Меня, как жителя Южно-Сахалинска, так же не устраивает нынешнее состояние площади Победы. Южно-Сахалинск — столица области, но место, где собираются на праздники жители области, не благоустроено, дороги со всех сторон и сама площадь никакие.

Я за полную реконструкцию площади Победы. Однако считаю, что необходимо объявить всероссийский конкурс на ее архитектурную проработку, а может быть и привлечь специалистов из-за рубежа, и не бесплатно. Мы уже хорошо знаем, что можно получить бесплатно. Нам необходим комплексный проект всей территории восточней улицы Горького с увязкой всех существующих строений.

Нам надо сделать главную площадь островной столицы. Никто не имеет права сказать, что это уже не площадь Победы?

Почему бы и не поставить храм в честь Победы во Второй мировой войне? Хотя меня смущает соседство стадиона с храмом. Стадион — это от гладиаторских боев, где люди сбрасывают адреналин. Вот почему именно здесь опытные архитекторы должны четко продумать разделение зон и застройку всего пространства.

- А нельзя найти другое место для храма? Или стадиона…

- С другой стороны, это привычное место, где на праздники пускают фейерверки. А разве можно над храмом их пускать? Это все равно, что перед храмом Христа Спасителя в Москве собирать митинги, что не укладывается в голове. Поэтому власти и архитекторы должны продумать, где в будущем будет место для торжественных и увеселительных мероприятий.

- Неужели — площадь Славы?

- Не думаю, что это хорошая мысль.

Это площадь памяти павшим воинам. Знаете, что я считаю кощунством? Когда шагают парадным шагом солдаты, курсанты и техника мимо Вечного огня. Я просмотрел все парады на 9 мая, нигде мимо Вечного огня никто не ходил строем и не грохотала техника, потому что нельзя этого делать. Тут нельзя громко шуметь.

Это должно быть тихое место, где ветераны, молодежь, школьники, женихи-невесты и старики могли бы прийти и отдать дань памяти. Никакой трибуны и никаких громких речей. Тем более — парадов.

Если на площади Победы доминантой будет "Храм Победы", тогда где сделать праздничную шумную площадь? А городу она нужна.

Вопрос для нас всех.

Для решения этого комплексного вопроса, убежден, нужно привлечь умных, опытных, видящих объемы и пространство градоустроительных архитекторов.

Это должны решать не губернатор и мэр, а видные архитекторы, архитектурный совет и население с помощью мэра и губернатора.


Обсудить на форуме