Минэкономразвития: как нам реорганизовать госконтроль | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации:

Минэкономразвития: как нам реорганизовать госконтроль

Минэкономразвития России внесло в Правительство Российской Федерации  доклад «О состоянии системы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации».

В докладе указывается, что за исследуемый период (по состоянию на 1 мая 2011 г.) федеральными органами исполнительной власти проведено порядка 1,6 млн проверок. Общий вывод экспертов Минэкономразвития такой: контрольное бремя на субъекты малого и среднего бизнеса постепенно сокращается, но сама система госконтроля нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Доклад есть результат ежегодного системного исследования состояния сферы государственного контроля в Российской Федерации. В нем подводятся итоги применения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В докладе выявлены и наглядно изложены наиболее существенные проблемы правового регулирования в сфере государственного контроля (надзора), приведены статистические показатели деятельности контрольно-надзорных органов, проанализирована арбитражная практика и практика судов общей юрисдикции, даны оценки наиболее важным событиям в сфере государственного контроля (надзора) и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, произошедших в 2010 году.

В материале указывается, что с момента вступления в силу 294-ФЗ масштабы контрольно-надзорной деятельности, осуществляемой федеральными органами исполнительной власти, и уровень административного воздействия на предпринимательскую деятельность постепенно сокращаются. Вместе с тем отмечаются как недостатки самого закона, так и нарушения в практике его применения контролирующими органами.

Согласно выводам экспертов Минэкономразвития, практику контрольно-надзорной деятельности государственными и муниципальными учреждениями следует оценивать как негативную по следующим причинам.

Во-первых, закон № 294-ФЗ регламентирует контрольно-надзорную деятельность только органов государственной власти и органов местного самоуправления. Следовательно, на контрольно-надзорные мероприятия, осуществляемые учреждениями, не распространяются требования, установленные данным законом. Таким образом, в отношении таких проверок не действуют ограничения по основаниям плановых и внеплановых проверок, периодичности, продолжительности, порядку подготовки и проведения проверки и иные меры, направленные на защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Во-вторых, как правило, контрольными функциями наделяются учреждения, осуществляющие коммерческие функции в соответствующей сфере. В результате полномочия по контролю могут быть использованы для увеличения собственного дохода учреждения. Существует вероятность того, что по результатам проверочных мероприятий будут навязаны те или иные услуги проверяющего учреждения. Возможна и обратная ситуация, когда получение услуги в учреждении уменьшает степень вероятности или глубины проверки в будущем.

В-третьих, сотрудники учреждений являются не государственными служащими, а работниками, осуществляющими деятельность по трудовому договору. Следовательно, на деятельность сотрудников учреждений не распространяется действие законодательства о государственной службе: например, на них не возлагаются обязанности государственных служащих, отсутствует институт урегулирования конфликта интересов, отсутствует обязанность предоставлять сведения о доходах и т. д.

Таким образом, в правовом регулировании деятельности сотрудников учреждений отсутствует значительное количество положений, предназначенных для предотвращения злоупотреблений полномочиями.

Доклад подготовлен Минэкономразвития России в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации. В работе по подготовке доклада использованы материалы, предоставленные Институтом государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.


Обсудить на форуме