Правительство обсуждает предложения РСПП по поддержке бизнеса в условиях пандемии коронавируса. Часть из них уже реализована в первом пакете антикризисных мер, часть – избыточна, а часть не является «скорой помощью» и может несколько подождать, считают в правительстве.
По информации «Коммерсанта», обсуждение инициатив РСПП ведётся сразу на нескольких правительственных площадках, часть из них одобрена в министерствах и вынесена на вице-премьерский уровень. Часть идей де-факто уже принята Белым домом, хотя и в менее широкой форме, чем хотелось бы РСПП. Так, например, правительство ограничилось пятью годами вместо предлагаемых десяти в отношении реструктуризации налоговых долгов крупных предприятий, а мораторий на инициацию ФНС и другими госструктурами банкротств введен на полгода, а не на год. Часть идей не обсуждается в принципе: например, возмещение НДС без банковской гарантии по заявительному принципу или субсидирование двух третей МРОТ при простоях предприятий из-за карантина.
В целом набор предложений РСПП выглядит как реакция на уже реализованный катастрофический сценарий развития событий в экономике с максимально полной компенсацией понесенных потерь за счет резервов бюджетной системы, отмечает «Ъ». Правительство же действует по ситуации.
Главное, что готово обсуждать правительство Михаила Мишустина в будущем,— «возможность при реструктуризации кредитов и займов разделения убытков, возникших в связи с распространением COVID-19 и мерами по его нераспространению, между банком, заемщиком и государством». Это явно среднесрочная история, основная часть реструктуризации не может начаться ранее мая 2020 года и может быть реализована множеством способов, которые пока не обсуждались.
То, что правительство готово поддержать. Учет в себестоимости расходов компаний на антиэпидемические меры на производстве. Сохранение инвестпрограмм госмонополий на 2020 год, замещение кредитов в валюте рублевой ликвидностью и обеспечение банковской оборотной ликвидностью компаний до пересмотра ЦБ методик оценки кредитных рисков. Увеличение авансирования госконтрактов до 50% и более, широкое предоставление госгарантий по лизингу и аэропортам, обеспечение спецмерами импорта необходимой рабочей силы и реализацию работы судов по экономическим спорам в дистанционном режиме.
Из новых «точечных» мер — снятие ограничений на транспортную составляющую экспортных субсидий (постановление правительства №496) на второй квартал 2020 года, «заморозка» тарифов (но не отмена платы) системы «Платон» до конца года, субсидии на закупку оборудования и ПО для удаленной работы, приостановка взимания курортного сбора, направление дивидендов РЖД за 2019 год на реализацию инвестпрограммы госмонополии. Де-факто принимается предложение снять временные ограничения на установление льготных тарифов на перевозку зерна в направлении субъектов Дальневосточного федерального округа.
В правительстве готовы к обсуждению мер стимулирования инвестпроектов. Это разнообразные инициативы, связанные с принятым законом о соглашениях о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), объединение его механизмов с «Фабрикой проектного финансирования» ВЭБ.РФ, инвестиций ФНБ и госгарантий. Кроме этого, обсуждаются упрощенный механизм субсидирования экспортных контрактов на промышленную и агропродукцию, хайтек, ПО и продукцию ВПК, корректировка сроков инвестпроектов СПИК, корпоративных программ повышения конкурентоспособности и агросубсидий по постановлению правительства №512 от 26 апреля 2019 года. Самое крупное изменение в этой части — готовность правительства обсуждать субсидирование процентных ставок по новым инвестпроектам, заключенным в 2020 году. Это хотя и относительно дешевая, но крайняя мера — о массовом субсидировании частных инвестиций Белый дом ранее практически отказывался говорить, видя в этом системное искажение функций финансового рынка.
Остается неочевидной судьба предложений, в которых РСПП заинтересован более всего, отмечает «Ъ». Это точечное и временное снижение НДС, налоговые каникулы на страховые взносы, мораторий на изменение акцизов и продление моратория по контролируемой задолженности. Наиболее крупная идея РСПП из выглядящих «проходными» — использование ресурса налога на прибыль через снятие ограничений на перенос налогооблагаемой прибыли на убытки прошлых лет (сейчас лимит — 50% за год) и учет в базе по налогу на прибыль только реализованных курсовых разниц по валютным активам и обязательствам. Ранее Белый дом рассматривал возможность поддержки бизнеса через налог на прибыль, но исключительно в связи с необходимостью поддержки региональных бюджетов федеральным.
Хотя РСПП настаивает на экстренном характере своих инициатив, шансов на то, что они будут восприняты не как ситуационное давление, а как необходимые для предотвращения катастрофического сценария меры, совсем не много.
Обсудить на форуме