«Ни в какие ворота не лезет» | Информационный портал «Саморегулирование»
Дата публикации:

«Ни в какие ворота не лезет»

Президент России Дмитрий Медведев встретился во вторник с главой своего контрольного управления Константином Чуйченко, который рассказал ему о нелицеприятных фактах мошенничества при строительстве олимпийских объектов и в сфере ЖКХ.

Контрольное управление выявило факты двойного завышения цен на сыпучие материалы – песчано-гравийную смесь и щебень – при строительстве олимпийских объектов, заявил Чуйченко. Как показала проверка, цены на сыпучие материалы выросли с 360 до 800 рублей за тонну, в то время как в среднем по стране они составляют 250–400 рублей. «Это ни в какие ворота не лезет», – возмутился Медведев.

«Откуда такой песчаник, из Китая его, что ли, возят?» – поинтересовался глава государства. На что Чуйченко честно ответил, что нет: материалы на олимпийскую стройку привозят из ближайших регионов, в том числе из карьера в Краснодарском крае. Глава управления попытался слегка оправдать высокие цены, отметив, что материалы возят «по воде или железной дороге, что имеет колоссальную стоимость». Однако двукратного роста цен из-за дорогой транспортировки быть не должно. Ответственность за это несет Минрегион, ответил Чуйченко заинтересовавшемуся президенту.

Контрольное управление президента намерено привлечь к «дисциплинарной ответственности лиц, которые допустили такой рост цен», и отстранить их от строительства олимпийских объектов. Впрочем, имен и провинившихся компаний Чуйченко не назвал. Он лишь заметил, что отвечать придется Рабочей группе по вопросам ценообразования при строительстве олимпийских объектов, которая и допустила необоснованный рост цен.

Медведев потребовал, чтобы этим вопросом также занялся глава Генпрокуратуры Юрий Чайка. «Пусть посмотрит, если это дисциплинарные нарушения – это одно, а если преступление – то другое. Пусть посмотрят, разберутся и примут решение», – заявил глава государства.

Как утекли 25 млрд рублей

Чуйченко рассказал президенту также и о неприятных фактах в сфере ЖКХ. Одни компании воруют деньги, выделенные государством на жилищно-коммунальное хозяйство, другие завышают расходы на инфраструктуру в ЖКХ, что приводит к росту тарифов на «коммуналку».

Только в Центральном федеральном округе за два года мошенники вывезли за границу 25 млрд рублей из тех средств, которые были выделены государством на ЖКХ. Это серьезная цифра, учитывая, что общий объем финансирования сферы ЖКХ по стране в целом составляет 230 млрд рублей в год.

Мошенники действовали достаточно просто: деньги, которые государство направляло на модернизацию ЖКХ, они переводили на счета фирм-однодневок, а затем спокойно переводили их за рубеж. В Россию эти деньги возвращались в куда меньших суммах, иногда в займах, пояснил глава контрольного управления. Причем эти организации работали на муниципальном уровне, их определяли муниципалитеты по конкурсу, заметил Чуйченко.

Глава контрольного управления выявил также необоснованный рост тарифов на «коммуналку». По его словам, компании, оказывающие услуги в сфере ЖКХ, завышают расходы на обслуживание соответствующей инфраструктуры, что приводит к повышению тарифов на коммунальные услуги.

«Соответствующие компании используют завышенные оценки износа инженерных сетей. Это напрямую влияет на размеры инвестиций в ЖКХ и засчитывается в тариф», – пояснил Константин Чуйченко. Эти компании получают возможность вкладывать в инфраструктуру больше денег, однако от этого «процент износа не уменьшается». «Деньги вкладываются, а старье как было, так и есть», – согласился президент.

Проверка также показала, в системе ЖКХ используются устаревшие нормативы потребления, в частности воды, что влечет за собой рост расходов на ремонт. Так, в России норматив суточного расхода воды на человека составляет 400 литров, тогда как в Германии и Дании – около 130 литров. Да и, согласно расчетам, в среднем россиянин потребляет 100 литров воды в сутки, а с учетом потерь – 150 литров, уточнил Чуйченко.

Такое завышение нормативов ведет как к росту тарифов, так и к росту расходов, необходимых на содержание избыточных мощностей, заявил он. Кроме того, нет прозрачного механизма контроля за тем, как компании, занятые в сфере ЖКХ, выполняют инвестпрограммы. «То есть потребители не знают, как расходуются средства на коммунальную систему», – сказал Чуйченко.

Губернатор в ответе за ЖКХ

Президент назвал компании, выводящие средства на ЖКХ за рубеж, ворами, которые «залезли в карман всех людей», и потребовал провести тотальную проверку в сфере ЖКХ и выявить все финансовые нарушения. Глава контрольного управления подготовил проект поручения по этим фактам Следственному комитету, Генпрокуратуре и МВД. Однако президент потребовал, чтобы с этим мошенничеством разбирались не только правоохранительные органы, но также губернаторы и полпреды. «За муниципалитеты отвечают не только руководители муниципальных образований, за них отвечают главы регионов», – напомнил глава государства.

Главы регионов должны получить возможность отрешать от должности руководителей тех муниципалитетов, в которых выявлены финансовые нарушения при оказании услуг в сфере ЖКХ, заявил Дмитрий Медведев. Он поручил Чуйченко учесть этот момент при подготовке поручений по результатам проверки расходования средств в сфере ЖКХ.

У губернаторов и сейчас есть возможность отрешать от должности глав муниципальных образований по разного рода компрометирующим обстоятельствам, но пока «эта практика не очень широко применяется», отмечает старший эксперт Центра политической конъюнктуры России Павел Салин.

«В данном случае Медведев говорит не о том, чтобы предоставить губернаторам подобные возможности, а о том, чтобы они более активно применяли данный ресурс, – говорит Павел Салин. – Проблема заключается в том, что тарифы ЖКХ растут практически во всех регионах. Но полученные деньги идут не на инвестиции, а через левые конторы осваиваются родственниками недобросовестных глав муниципалитетов».

Эксперт уверен, что масштабы хищений на самом деле больше той цифры, которую назвали президенту, так как «те или иные злоупотребления имеют место, наверное, в 99% муниципалитетов». «Федеральный центр за этим не уследит. Нужно, чтобы следили те, кто находится на месте. В частности, губернатор. Естественно, он должен не просто собирать информацию и передавать ее в центр. Те, кто злоупотребляет, должны знать, что их в любой момент могут уволить и потом отдать под суд», – считает эксперт.

Тем самым, по его словам, президент возлагает на губернаторов дополнительную ответственность – он должен следить за злоупотреблениями в сфере ЖКХ. «И если вдруг федеральный центр обнаружит злоупотребления в муниципалитетах, то он будет разбираться не только с их главами, но и с губернатором, который не уследил», – поясняет Салин.


Обсудить на форуме