Как идет реализация Концепции развития системы саморегулирования в России? Чем НОП будет заниматься в 2014 году? Удалось ли наладить взаимодействие с чиновниками? Эти и другие вопросы СРОпортал задал руководителям Национального объединения проектировщиков.
В преддверии апрельского съезда Национального объединения проектировщиков СРОпортал попросил руководителя аппарата НОП Антона Мороза и его заместителя Дмитрия Желнина рассказать, какие направления работы Объединения станут приоритетными в новом году и как идет работа по реализации громких инициатив НОП конца прошлого года, в частности, Концепции развития системы саморегулирования. И вот что они нам ответили.
Дальнейшая судьба системы саморегулирования
В конце 2013 года в СМИ была опубликована Концепция развития системы саморегулирования в строительной отрасли, разработанная экспертами НОП. СРОпортал спросил, как идет ее реализация.
«Мы опубликовали Концепцию развития системы саморегулирования в средствах массовой информации сознательно, с целью привлечь внимание сообщества и власти к обозначенным проблемам. В Концепции отражено консолидированное мнение проектного сообщества о дальнейшем развитии системы и даны конкретные предложения по исправлению существующих проблем. Программа рассчитана не на один год, и мы планируем ее довести до утверждения Съезда с целью реализации в последующие пять лет независимо от того, кто будет руководить нацобъединениями», — сообщил Антон Мороз.
По ряду направлений Концепции уже подготовлены нормативные документы, которые сейчас рассматриваются представителями законодательной власти, они внесены на рассмотрение в Государственную Думу РФ, а также в профильные органы исполнительной власти.
«Наверное, каждый из вас понимает, что до того, как Концепция появилась в печати, многие ее разделы разрабатывались профессионалами. В ней заложены определенные кардинальные изменения как в части информационной открытости СРО, так и в части компенсационных фондов СРО, законодательства, регулирующего отрасль. Концепция нацелена на выстраивание более системной работы с федеральными органами, в том числе и с исполнительной властью. Система работы с властью в целом отстроена, есть взаимопонимание и общие цели. Но мы все должны понимать, что без инициативы правительства, без поддержки исполнительной власти многие инициативы, к сожалению, умирают», — подчеркнул Антон Мороз.
Также руководитель аппарата отметил, что инициативы и предложения, заложенные в концепции развития СРО, уже представлены в виде законопроектов и нормативов. Данные инициативы были озвучены президентом НОП Михаилом Посохиным заместителю председателя Правительства РФ Дмитрию Козаку в конце 2013 года в ходе деловой встречи. Результат этой встречи — масштабное совещание у Дмитрия Козака в начале 2014 года по всем вопросам отрасли, начиная от проблем технического регулирования до саморегулирования, от образования, экспертизы, до отрасли строительных материалов. Особое внимание было уделено вопросам внесения изменений в профильное законодательство, которые были разработаны профессиональным сообществом проектировщиков в лице НОП, а затем представлены в виде единой концепции Дмитрию Козаку.
«Вице — премьер нас услышал и провел два совещания, и оба имели конкретные результаты. Дмитрий Козак дал поручение уделить особое внимание вопросам саморегулирования в строительной отрасли, а также провести по данной теме отдельное совещание до конца февраля. Министерству строительства совместно с НОП и НОСТРОЙ поручено подготовить и представить в Правительство Дорожную карту по реализации инициатив национальных объединений строительной сферы до 20 февраля. Особое внимание было уделено проблемам в работе институтов негосударственной экспертизы. В рамках обсуждения реализации действующей дорожной карты «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» принято решение о необходимости ее актуализации и активизации работы по тем пунктам, которые в нее уже были заложены, и дополнению ее новыми разделами, актуальность которых на сегодняшний день стала очевидна. Профильным ведомствам совместно с профсообществом поручено подготовить предложения по ее актуализации», — рассказал Антон Мороз.
Нерешенные вопросы
В числе нерешенных пока вопросов – вступление в силу новой редакции ст.60 Градостроительного кодекса РФ, связанной со сменой субсидиарной ответственности на солидарную.
«С данными поправками уже возникли проблемы, которые нас очень волнуют. Выплаты как со страховых компаний, так и с представителей компаний уже начались. Есть пример страхового случая, причем далеко не однозначного, связанного с действиями проектной организации в Южном Федеральном округе. Если говорить конкретнее, то, используя определенные рычаги, правоохранительные органы пытаются взыскать с компенсационного фонда порядка 30 миллионов рублей. Фактически хотят разрушить достаточно серьезную региональную СРО. Это — следствие неоднозначности закона», – сказал Антон Мороз.
В силу неоднозначности законодательства в данном вопросе НОП вынужден подключаться к решению таких проблем в оперативном порядке. Но не всегда это дает желаемый результат. Есть технические нюансы.
«В данном случае в момент прохождения согласования поправок в ст. 60 одно министерство изменилось на другое, дополнительно устанавливается новый орган исполнительной власти. Сейчас мы рассчитываем на то, что в рамках «дорожных карт» те вопросы, которые были поставлены нами, строителями и изыскателями, мы успешно решим и завершим эту работу, а также до 20-го февраля выйдем на финальное обсуждение опять же под председательством Дмитрия Козака для окончательного решения данного вопроса», — сказал Антон Мороз.
Практически такая же ситуация сейчас сложилась с внесением изменений в закон о федеральной контрактной системе. Есть в Национальном объединении проектировщиков свое видение и по дополнению ОКВЭД соответствующими кодами, а также по внесению изменений в ЕГРЮЛ и закон «О рекламе».
Мертвая точка. 87 Постановление Правительства РФ
Еще одной из приоритетных задач, решаемых Национальным объединением проектировщиков, является совершенствование и доработка Положения «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87.
Как отметил руководитель аппарата НОП, 87 Постановление Правительства РФ уже четыре года не может быть приведено в тот вид, который устраивал бы по содержанию всех – и профессиональное сообщество и органы федеральной исполнительной власти.
На основании анализа результатов проведенной Национальным объединением проектировщиков работы были сформированы изменения в Положение «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» и направлены в профильные министерства и ведомства Российской Федерации (Минтранс РФ, Минэкономразвития России, Министерство регионального развития РФ, Минстрой РФ и т.д.).
«Мы надеемся, что наша продуктивная работа по 87 Постановлению будет иметь успех и как минимум 90% от общего числа наших предложений будут учтены и отразятся в виде соответствующих поправок. Этот опыт показал, что наша дискуссионная интернет-площадка работает. С этого года документация, которая будет проходить согласование и разрабатываться, в том числе, посредством Национального объединения, если на то будет воля Съезда, будет в автоматическом порядке размещаться на этой площадке для обсуждения и получения максимально объективных и полных данных и мнений по той или иной позиции», — сказал руководитель аппарата НОП.
Готовы ли СРО к новым правилам ведения сайтов?
Приказ Минэкономразвития РФ «Об утверждении Требований к обеспечению саморегулируемыми организациями доступа к документам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальных сайтах саморегулируемых организаций, а также требования к технологическим, программным, лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами саморегулируемых организаций» вызывает беспокойство саморегулируемых организаций, так как новые правила трудноисполнимы.
Данный вопрос прокомментировал заместитель руководителя аппарата НОП Дмитрий Желнин.
«Документ у Минэконома получился достаточно жесткий. При этом еще на начальном этапе его разработки мы направляли наши предложения, часть из которых просто не вошла в итоговый документ. После выхода проекта данного Приказа мы обсудили его на Окружной конференции города Москвы, на Координационном совете в Брянске и по итогам этих обсуждений направили предложения в Министерство экономического развития РФ. Есть много мелких нюансов, которые в Приказе не учтены, и их нужно решать. Однако как положительный момент стоит отметить, что Министерство имеет большой опыт в этих вопросах и четко выстроенную систему. К примеру, обратитесь к сайту Росреестра, там есть реестр оценщиков, аудиторов, кадастровых инженеров. Там любой пользователь, даже не очень опытный, может найти кадастрового инженера или оценщика, найти его домашний адрес, домашний телефон, электронную почту, где и как он получил аттестат оценщика или инженера. И все это можно найти на одном сайте. Именно к такой открытости в части информации и нужно стремиться», — отметил Дмитрий Желнин.
«Естественно, проблемы с открытостью СРО в части реестра своих членов сегодня лежат в плоскости коммерциализации, добросовестная СРО не заинтересована передавать свои данные в общий доступ с учетом того количества объявлений, которые сегодня существуют от лица недобросовестных СРО. Этот вопрос также нужно решать в приоритетном порядке и мы считаем, что этой проблемой должна заняться ФАС», — добавил Антон Мороз.
Нужен новый профильный закон
Говоря о планах на будущее, представители Национального объединения дали краткий ответ – иметь профильный закон.
«Есть понимание того, что это нельзя сделать за секунду, но сегодня совершенно нечитабельны уже и Градостроительный кодекс РФ, и другие законы. Нужен новый профильный закон. И Министерству строительства стоит начать эту работу», — подчеркнул руководитель аппарата НОП.
Также Антон Мороз высказал мнение, что если систему СРО создали, то государство рассматривает представителей СРО как профессионалов, которым можно доверить экономически значимую отрасль, а, значит, и предложения по улучшению системы СРО от профсообщества будут услышаны и учтены.
В 2014 году НОП намерен продолжить работу по всем вышеназванным направлениям. Также предстоит провести два Съезда, на последнем из которых в конце года состоятся плановые выборы президента Объединения.
Обсудить на форуме