НОПРИЗ поставил две галочки в список своих побед и теперь готовит третью – с запуском Национального реестра специалистов, наверняка окажется, что его реестр работает куда более качественно, чем реестр НОСТРОЙ. О том, что ещё у Национального объединения проектировщиков и изыскателей в минувшем году получилось лучше, чем у коллег-строителей, написали «Аргументы недели».
В конце апреля состоится IV Всероссийский съезд Национального объединения проектировщиков и изыскателей. Будут подведены итоги и намечены контуры предстоящей работы. И хотя многого удалось добиться, одно можно сказать точно – простым для российских проектировщиков и изыскателей прошедший год не был. Не будет лёгким и нынешний.
Пожалуй, одним из главных факторов, который определил жизнь российских инженеров в 2016 – 2017 годах, стал даже не затянувшийся экономический кризис, а реформаторский зуд отечественных чиновников. По мановению свыше был принципиально переписан главный отраслевой документ – Градостроительный кодекс, который должен окончательно вступить в действие в новой редакции с 1 июля сего года.
Особенно существенные изменения произошли в системе строительного саморегулирования. Должен появиться Национальный реестр специалистов, фонды обеспечения договорных обязательств и другие новшества. Увы, многие принципиально здравые идеи в руках наших законотворцев превратились в ещё одну головную боль для российских строителей, проектировщиков и изыскателей. И это тоже тема для обсуждения на грядущем Съезде НОПРИЗ.
Победа интеграции
Так уж получилось, что в самой аббревиатуре НОПРИЗ слово «объединение» имеет двоякий смысл. С одной стороны, официальной, речь идёт о едином органе, координирующем интересы проектных и изыскательских саморегулируемых организаций. С другой – можно увидеть намёк на объединение под единой крышей проектировщиков и изыскателей, которые до 2014 года «жили порознь». Необходимость этого была очевидной для любого беспристрастного эксперта, более-менее знакомого с проектно-изыскательской деятельностью.
Размежевание на два нацобъединения изначально получилось искусственным и принесло немало трудностей для оказавшихся в меньшинстве изыскателей. Даже в финансовом плане ресурсы Национального объединения изыскателей (НОИЗ) были на порядок меньше, чем у Национального объединения проектировщиков (НОП). Несравнимы оказались организационные и административные ресурсы, что мешало изыскателем активно участвовать в законотворческих процессах и отстаивать свои интересы на федеральном уровне. Процесс интеграции вызывал немалую озабоченность у самих изыскателей, которые боялись, что потеряют своё нацобъединение и окажутся на положении бедных родственников. Свои возражения высказывали и представители крупных бизнес-структур, которые работали в области инженерных изысканий и имели свои виды на судьбу НОИЗ. И хотя процесс интеграции оказался длительным по времени и непростым по форме, результат превзошёл все ожидания.
Изыскатели плавно интегрировались в единую структуру, сформированную на базе НОП, и смогли занять именно ту позицию, которая по праву принадлежит им на производстве – младшего, но очень важного делового партнёра, без которого результат совместной деятельности резко проигрывает по качеству и конкурентоспособности. Достаточно сказать, что изыскательская проблематика отныне неизменно входит в повестку дня во всех программах и мероприятиях НОПРИЗ. Инженерным изысканиям стали уделять гораздо больше внимания и в правительстве, и в Государственной думе РФ. И этот результат можно оценивать как существенную общую победу изыскателей и проектировщиков.
Регионализация откладывается
Одним из главных положений уже упоминавшихся выше поправок в Градостроительный кодекс должна была стать так называемая регионализация строительного саморегулирования. Иными словами, изначально разработчики проекта закона декларировали для каждой строительной, проектной и изыскательской организации требование получать допуск СРО в своём регионе по месту регистрации. Идея авторов была в том, чтобы ликвидировать так называемые «коммерческие СРО», которые, фактически, занимались беззастенчивой продажей допусков в рассрочку и без всякого контроля.
Однако, проблемы, которые породила регионализация, зачастую превышали пользу от неё. В частности, многие региональные СРО испытывали серьёзные проблемы с сохранностью компенсационных фондов и могли быть в любой момент лишены статуса саморегулируемых организаций. В других субъектах директора СРО, почувствовав себя монополистами, стали выдвигать дополнительные и крайне обременительные требования, отказаться от выполнения которых и уйти в другое партнёрство строители теперь уже не могли.
НОПРИЗ выступил резко против этого положения и смог донести свою позицию до Министерства строительства и ЖКХ РФ. На одном из совещаний с участием руководства Минстроя представители национального объединения отметили, что формирование СРО вокруг нескольких крупных предприятий, выполняющих весь комплекс инженерно-строительных изысканий и расположенных в различных регионах и даже федеральных округах, как раз и было главной особенностью на этапе создании системы саморегулирования в сфере инженерных изысканий. Причём сделано это было совершенно сознательно – в целях концентрации профессионального опыта, выработки единой политики в вопросах выполнения инженерных изысканий, создания более благоприятных возможностей для совместной разработки и внедрения в производство нового оборудования и передовых технологий, повышения уровня профессионального образования. В результате в СРО образовались центры профессиональной компетенции, которые способствуют дальнейшему развитию всей отрасли. В случае введения принципа регионализации эти центры будут разрушены. Были приведены конкретные примеры таких крупных изыскательских структур, для которых введение принципа регионализации станет болезненным и дорогостоящим препятствием в работе.
Аргумент о сформированных и работающих центрах компетенции в сфере инженерных изысканий произвёл достаточно сильное впечатление на руководство Минстроя, потому что именно после того совещания в законопроект были внесены правки, которых так долго добивалось руководство НОПРИЗ. Таким образом, изыскательские и проектные СРО получили бонус в виде отмены регионализации.
Их коллеги из строительных партнёрств отстоять свою позицию не смогли и столкнулись со всеми «прелестями» регионализации – с отменой допусков, миграцией строительных компаний и СРО по стране и зачастую с необходимостью ещё раз собирать деньги на новый компфонд.
Это – вторая победа, которую за прошедший год может записать себе в актив НОПРИЗ.
Дела финансовые
Больной темой для многих СРО, как проектных и изыскательских, так и строительных, стала сохранность компенсационных фондов. Речь идёт о средствах, вносимых всеми членами партнёрства, из которых будут производиться выплаты в предусмотренных законом случаях. До того момента они являются неприкосновенными, и всё, что с ними можно сделать, – положить на депозит в банк и смотреть, как набегают проценты.
Однако экономический кризис и политика санации в банковском секторе, привели к тому, что многие кредитные учреждения страны потеряли лицензию и обанкротились. Деньги строителей, проектировщиков и изыскателей зависли в конкурсной массе должников. Для того, чтоб поправить дело, правительство подготовило перечень уполномоченных банков, в которых можно открывать спецсчета для размещения фондов. Речь идёт о десятке крупнейших финансовых учреждений, которым кризис, по идее, должен быть не страшен.
Однако, мера эта, вполне разумная, к сожалению, запоздала. Многим партнёрствам, потерявшим деньги в банкротных банках, пришлось вторично собирать целевые взносы со своих членов, что, разумеется, ни у кого не вызвало особой радости. Проблемы с компенсационными фондами СРО существуют и в НОПРИЗ, и в НОСТРОЙ (Национальное объединение строителей). Однако, ситуация у проектировщиков и изыскателей несравнимо лучше, чем у их коллег-строителей.
Из 230 саморегулируемых организаций, входящих в НОПРИЗ, 216 уведомили национальное объединение о полном или частичном размещении средств компенсационных фондов на предусмотренных 372-ФЗ специальных счетах. Из них только 124 СРО (103 проектных и 21 изыскательская) уведомили о размещении на специальном банковском счёте 100% средств своих компенсационных фондов. Общая сумма средств, которая размещена на таких счетах, составляет около 9,3 миллиарда рублей. По расчётам специалистов аппарата НОПРИЗ, общий размер компенсационных фондов изыскательских и проектных СРО должен составлять более 21 миллиарда рублей. То есть, работа предстоит ещё серьёзная.
Однако главный плюс по сравнению со строителями – нет необходимости в переводе компфондов в связи с переходом части членов в региональные СРО. А значит, руководство этих партнёрств может спокойно, без лишней чехарды, решить финансовые вопросы до прописанного в законе срока — 1 октября.
Планы и перспективы
Одна из главных тем, которые находятся на повестке дня НОПРИЗ сегодня, это запуск Национального реестра специалистов (НРС). Согласно установленным требованиям 372-ФЗ, вступающим в силу с 1 июля 2017 года, проектно-изыскательская документация, подаваемая в органы экспертизы, должна быть заверена подписями двух специалистов (ГИП и/или ГАП), которые состоят в данном реестре. Это ставит проектировщиков в жёсткие рамки, так как в противном случае проекты не будут приниматься.
Регламент по заполнению НРС достаточно сложный. Он предусматривает большой пакет документов, подтверждающих образование, стаж и опыт работы кандидата. Кроме того, срок от момента подачи до включения сведений в реестр составляет всего 14 дней. Принимая во внимание эти временные факторы, а также тот факт, что Национальный реестр специалистов должен сформироваться и начать действовать с 1 июля 2017 года, нацобъединением было принято решение о необязательном предоставлении нотариально заверенных копий указанных документов.
Кроме этого, в НОПРИЗ уже разработано и готовится к действию в режиме тестирования программное обеспечение для формирования и ведения Национального реестра специалистов, куда должны будут войти по два представителя примерно от 60 тысяч проектных и изыскательских российских организаций.
Объём работы большой, а учитывая сроки, – очень сложный в исполнении. Поэтому, как только приказ Минстроя вступит в силу, начнётся заполнение реестра, чтобы не допустить приостановки деятельности отрасли. Остаётся добавить, что наряду с решением задач, поставленных новым законодательством, Национальное объединение проектировщиков и изыскателей продолжает оказывать методическую помощь и ведёт работу по созданию нормативно-технической документации, альбомов типовых проектных решений, а также профессиональных стандартов.
Источник: «Аргументы недели»
Обсудить на форуме