НОСТРОЙ продолжает работу над вопросом применения европейских норм в области строительства. Напомним, что совещание Правительства РФ под председательством Первого заместителя Председателя Правительства, посвященное этой проблеме, состоялось 27 августа 2010 года. В работе совещания приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти, представители Госдумы, Национальных объединений проектировщиков и строителей, отдельных крупных организаций строительного комплекса. Национальное объединение строителей представляли президент НОСТРОЙ Ефим Басин и председатель технического комитета по стандартизации ТК 465 «Строительство» Лариса Баринова.
Национальное объединение строителей принимало активное участие в подготовке предложений по данному вопросу, которые затем легли в основу предложений, внесенных Минрегионом России в Правительство РФ.
Предложения включали в себя, прежде всего, необходимость разработки комплексной программы внедрения еврокодов, которая должна быть реализована в течение двух-трех лет. Программа предусматривает не только перевод и техническое редактирование еврокодов, но и издание их в качестве национальных стандартов сводов и правил с обязательным учетом национальных особенностей РФ (природно-климатических, геофизических и т.д.). Также в ней запланированы апробирование (испытания, исследования) принятых решений, аттестация программного обеспечения, сопоставительный анализ результатов применения стандартов и затрат на строительство, организация обучения экспертов, персонала и студентов вузов и т.д. При этом каждый еврокод должен быть обеспечен пакетом поддерживающих его стандартов. Это масштабная работа, которая требует разработки целого ряда документов. После принятия еврокодов в качестве национальных стандартов и сводов правил, их можно включать на альтернативной основе в перечни документов, применяемых в качестве доказательной базы технического регламента. Процесс внедрения еврокодов тесно увязан с актуализацией строительных норм и правил, активно проводимой в настоящее время с участием НОСТРОЙ. На основе актуализированных СНиПов будут разрабатываться национальные приложения к еврокодам.
На совещании также обсуждались проблемы согласования и экспертизы проектной документации, необходимость совершенствования процедур государственного строительного надзора и строительного контроля, а также вопросы повышения ответственности проектировщиков, застройщиков и собственников в процессе строительства.
В продолжение этой работы НОСТРОЙ в рамках Программы сближения систем технического регулирования РФ и ЕС разрабатывает ряд документов по учету европейского опыта по техническому регулированию и стандартизации в строительстве, а также создана Система стандартизации НОСТРОЙ, разработаны основополагающие стандарты этой системы и программа стандартизации НОСТРОЙ.
Результаты этой работы будут видны уже в конце 2010 года – появятся новые актуализированные СНиПы и ГОСТы, первые профессионально технически отредактированные переводы еврокодов и поддерживающих их стандартов ЕН, будут проведены семинары с участием представителей ЕС по разъяснению их положений, появятся первые стандарты НОСТРОЙ с требованиями к строительным работам и контролю за этими работами.
Более подробно о работе над нормативной базой строительства читайте в интервью с председателем Технического комитета по стандартизации ТК 465 «Строительство» Ларисой Бариновой.
СТАНДАРТЫ НАЧИНАЮТ ОБНОВЛЯТЬСЯ
Семь лет назад, с принятием закона «О техническом регулировании», все строительные нормы и правила перестали стали обязательными в части, касающейся обеспечения безопасности зданий, сооружений. Более того, тот же закон запрещал вносить в них изменения до выхода технического регламента, тормозя тем самым техническое развитие отрасли. Тем не менее, многие восприняли это как возможность пренебрежения этими документами.
Несмотря на то, что органы экспертизы и органы надзора продолжали руководствоваться СНиПами, многие строители и проектировщики на стадии подготовки рабочей документации и строительства допускали отступления от действующих нормативных документов, и это не замедлило сказаться на безопасности и качестве возводимых в последние несколько лет зданий и сооружений. Только к концу семилетнего переходного периода удалось принять №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», сформировать перечни нормативных документов в строительстве, в результате применения которых на обязательной и добровольной основе обеспечивается выполнение требований регламента, и утвердить их распоряжением Правительства Российской Федерации и Росстандартом соответственно. Строительные нормы и правила, утвержденные до вступления в силу вышеупомянутого закона, т.е. до 1 июля признаются сводами правил.
Об особенностях функционирования российской нормативной базы в строительстве мы начинаем разговор с председателем Технического Комитета 465 «Строительство», заместителем руководителя аппарата Национального объединения строителей Ларисой БАРИНОВОЙ, и в дальнейшем планируем неоднократно возвращаться к этой проблеме.
— Лариса Степановна, с 1 июля вступил в действие Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений» и перечни нормативных документов, обеспечивающие его выполнение. Значит ли это, что работа над нормативной базой строительного комплекса, наконец, сдвинулась с места? Почему так важно было лигитимизировать СНиПы? Насколько они актуальны и как может измениться система нормативных документов в строительстве?
- Прежде всего, работа над нормативной базой в строительстве не прекращалась даже тогда, когда вышел Закон «О техническом регулировании», который прировнял здания и сооружения к серийно выпускаемой продукции, перемещаемой во времени и в пространстве.
Для проектирования и строительства уникальных, сложных и опасных зда¬ний и сооружений была предусмотрена практика применения единичных норм в виде СТУ. Наверное, это логично, т.к. невозможно предусмотреть в рамках постоянно действующего норматив¬ного документа нормативные требования к будущим уникальным объектам в полном объеме.
Для новых материалов и технологий, не регулируемых существующими нормативными документами, действовала система оценки технической пригодности. Стремление проектировщиков, строителей и производителей строительных материалов использовать новые технические решения стимулировало появление стандартов организаций, которые содержали требования, отсутствующие в действующих нормативных документах или превосходящие их по уровню обеспечения безопасности и качества.
В области стандартизации за неполных пять лет через ТК-465 прошло без малого сто стандартов, в том числе полностью или частично гармонизированных с евронормами.
Почему важно было лигитимизировать СНиПы и не потерять тот интеллектуальный фонд, который сосредоточен в ряде других нормативных документов, потерявших свой статус с июля 2003 года? Прежде всего, я имею в виду территориальные строительные нормы, учитывающие специфику регионов России. Я неоднократно об этом говорила, но хочу подчеркнуть еще раз.
Российская система строительных норм и правил включает в себя нормативные технические документы, разработанные на основании результатов исследований российской фундаментальной и прикладной строительной науки. Не случайно в основу действующих международных и европейских норм проектирования надежности строительных конст-рукций положен принцип расчета по предельным состояниям, разработанный нашими учеными и специалистами и впервые введенный в строительные нормы и правила.
Но главное, что Российская система нормативных документов в строительстве рассчита¬на на нормативное обеспечение проектирования и строительства массовых типов зданий и сооружений различного назначения. В качестве таковой она является са¬модостаточной, поскольку характеризуется комплексностью охвата всех требований по безопасности. Этого не обеспечивает в настоящее время ни одна совокуп¬ность национальных, международных или региональных стандартов (в т.ч. в Ев-ропе).
Система нормативных документов в строительстве создает единое нормативное поле, включающее:
- требования к организации инженерных изысканий;
- требования к организации строительного проектирования;
- требования к организации строительства и правила производства строи¬тельных работ;
- общетехнические нормы строительного проектирования, в том числе по обеспечению прочности и устойчивости строительных конструкций, пожарной безопасности, защите территорий от опасных природных воздействий;
- нормы градостроительного проектирования;
- нормы проектирования зданий и сооружений различного назначения;
- нормы проектирования систем инженерно-технического обеспечения зда¬ний и сооружений и технические условия на их элементы заводского изготовле¬ния;
- нормы проектирования строительных конструкций зданий и сооружений из различных материалов и технические условия на их элементы заводского изготовления;
- технические условия на строительные материалы.
Другими словами, структура системы и ее иерархия всегда была предметом зависти многих зарубежных экспертов. Сегодня она, конечно, будет меняться, но появилась возможность сделать это не путем разрушения всего и вся, а плавно, сохраняя преемственность и те наработки, которые еще много лет будут основополагающими в обеспечении безопасности зданий и сооружений.
Не надо забывать еще и о том, что система профессионального образования в строительстве в значительной степени построена на основе СНиПов. Для выпуска специалистов, владеющих новыми знаниями, основанными на актуализированных СНиПах и новых нормативных документах, понадобится как минимум 8-10 лет
Сегодня Минрегионом совместно с Национальными Объединениями строителей, проектировщиков и изыскателей при широком общественном обсуждении уже разработан приоритетный план актуализации СНиПов , вошедших в Перечень нормативных документов в строительстве, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается выполнение требований регламента. Работа по его реализации уже началась. Думаю, что в процессе этой работы можно будет провести анализ других нормативных документов, о которых я уже говорила, в первую очередь ТСНов, и использовать все те требования, которые соответствует современному техническому уровню, климатическим и геологическим особенностям регионов для включения в обновленные СНиПы. Подготовлен также первый рабочий вариант плана разработки стандартов организаций в рамках национального объединения строителей по предложениям саморегулируемых организаций-членов объединения. В ближайшее время он будет представлен на обсуждение и вынесен для рассмотрения на Совет объединения. На основе лучших стандартов СРО впоследствии можно разрабатывать нормативные технические документы федерального уровня.
- В последние годы произошло очень много аварий — падают крыши, складываются здания, рушатся опорные стенки, вибрирует мост, и мы часто слышим, что причины этих аварий в устаревших СНиПах, что система технического регулирования не работает, что принят «всего один» технический регламент. Может быть действительно проще и дешевле перейти на прямое введение Европейских норм, гарантировав тем самым и безопасность и качество зданий и сооружений?
- Если говорить о промышленной продукции, то эти заявления заслуживают внимания. Хочешь торговать с Европой — выполняй ее требования. Сегодня в промышленности строительных материалов довольно много предприятий и производств, организованных и управляемых иностранными компаниями. Они в ряде случаев инициируют прямое введение в России евронорм на их продукцию. Но практика работы ТК-465 в этом направлении показала, что не все так просто. Да, если мы хотим торговать с европейскими странами, то мы, например, должны, использовать одни и те же методы испытаний продукции, чтобы получить сопоставимые результаты. В этом случае возможно прямое введение евростандартов на методы испытаний. Это означает, что у производителя должно быть соответствующее, как правило, дорогостоящее оборудование. Такое оборудование не всем доступно. В ряде случаев в евостандартах и требования к самой подукции достаточно высокие, так как рассчитаны на высокотехнологичные производства.
Однако, если производитель обеспечивает минимальную безопасность своей продукции, конкурентно способной по цене на внутреннем рынке и имеющей свою нишу, и не собирается ее экспортировать, прямое введение евростандартов заставит его закрыть свое производство. Именно поэтому многие европейские государства, защищая малый и средний бизнес, не участвующий в экспортных операциях, приводят массу аргументов, доказывающих, что то или иное производство связано с национальными особенностями, которые не позволяют им полностью перейти на евростандарты.
Принимая во внимание, что в промышленности строительных материалов есть подотрасли, в которых подавляющее большинство предприятий работает с использованием новых технологий и оборудования (предприятия теплоизоляционных, кровельных и гидроизоляционных материалов, строительного стекла, стеновых материалов и сухих смесей и др.), мы идем как по пути прямого введения, так и по пути полной или частичной гармонизации национальных стандартов с европейскими. Это дает большие возможности учесть интересы как производителей высокотехничных строительных материалов, удовлетворяющих спрос потребителей с доходами выше среднего, так и тех, кто работает на внутренний рынок и чья продукция пользуется не меньшим спросом, но у потребителей с более низкими доходами. При этом требования по безопасности остаются одинаковыми и к одному, и к другому классу продукции.
В отличие от стандартов на строительные материалы и изделия нормы строительного проекти¬рования торговых барьеров не создают, поскольку строительная продукция (здания и сооружения) не являются объектом торговли. Это под¬твердилось в последние годы при проектировании и сооружении крупней¬ших и сложнейших объектов, (Сахалин -2, большепролетный вантовый мост через бухту Золотой Рог, и пр.). В ходе сотрудничества с ведущими специалистами различных стран (европейских, США, Японии и др.) по согласованию с ними были использованы именно российские нормы. При этом безусловный приоритет был отдан требованиям российских норм по сейсмостойкому строительству и по¬жарной безопасности. В отдельных случаях, российские нормы проектиро¬вания устанавливают более жесткие требования, чем зарубежные (это относится главным образом к противопожарным нормам и связано с неразвитостью в нашей стране системы страхования недвижимости).
Что же касается Еврокодов, то в настоящее время не существует в завершенном виде готовой к применению системы еврокодов. На сегодняшний день действуют 10 еврокодов:
- Еврокод 0. Основные положения по проектированию строительных конст¬рукций;
- Еврокод 1. Воздействия на строительные конструкции;
- Еврокод 2. Проектирование бетонных и железобетонных конструкций;
- Еврокод 3. Проектирование стальных конструкций.
- Еврокод 4. Проектирование сталебетонных конструкций.
- Еврокод 5. Проектирование деревянных конструкций.
- Еврокод 6. Проектирование конструкций из каменной кладки.
- Еврокод 7. Геотехническое проектирование.
- Еврокод 8. Проектирование с учетом сейсмических воздействий.
- Еврокод 9. Проектирование конструкций из алюминия.
- Таким образом, система еврокодов охватывает вопросы проектирования прочности (в том числе огнестойкости) и устойчивости зданий и сооружений. Каждый из еврокодов включает десятки — сотни отдельных выпусков и приложений.
- Система введения в действие еврокодов в европейских странах предусматривает определенный срок (до 5 лет), в течение которого они действуют в этой стране наряду с национальными стандартами (или нормами). В этот период проектировщикам дано право пользоваться либо национальным, либо европей¬ским стандартом (нормами). Одновременно должны быть установлены необходимые ограничения и дополнения, учитывающие особенности законодательства и природных условий страны. Такие особенности образуют дополнение к тексту еврокода или отдельный выпуск, публикуемый в качестве национального стандарта, который помещается в приложение к еврокоду.
- Таким образом, проблема гармонизации российской системы строительных норм и правил с еврокодами, если исходить из целесообразности осуществления такой работы, не может быть решена единовременно. Требуется длительный период для перевода, научного редактирования и опубликования этих документов и последующего анализа возможности и целесообразности их использования в Российской Федерации в качестве национальных нормативных документов.
Кроме того, потребуется:
- пересмотр российского законодательства в области технического регулирования в соответствии с требованиями Директив ЕС и обеспечение членство России в CEN;
- разработка указанных выше дополнений и предусмотренных национальной системой стандартизации Российской Федерации процедур введения в дейст¬вие еврокодов в качестве национальных стандартов (сводов правил) Российской Федерации;
- переработка и переиздание большого количества взаимосвязанных строительных норм и правил с использованием принятой в еврокодах терминологии и других их положений;
- соответствующая переработка и переиздание всех учебников и учебных пособий, программного обеспечения строительного проектирования для высших и средних учебных заведений, а также большого количества другой технической литературы;
- переоснащение испытательных лабораторий;
- переподготовка специалистов по строительному проектированию и по экспертизе проектной документации и многое другое.
Следует также учесть потенциальный ущерб, который в этом случае может понести Российская Федерация в результате того, что переработка норм строительного проектирования в соответствии с еврокодами может негативно сказаться на экономическом сотрудничестве с неевропейскими странами, в том числе со странами, использующими в настоящее время российские нормы (КНР, Индия, Вьетнам) или американские, например, Казахстан.
- Однако сейчас в России строятся объекты, которых 10-15 лет назад в принципе не было, соответственно, и норм на них. Какими нормативами тут нужно руководствоваться?
- Нам, конечно же, целесообразно использовать лучший мировой опыт, прежде всего, в тех областях, где мы не имеем собственных научных разработок не только на стадии пилотных проектов, но даже на стадии поисковых исследований. Это, например, скоростные магистрали, частично высотное и подземное строительство. Но даже в этих случаях нам надо работать со своими зарубежными коллегами над адаптацией их норм к нашим национальным условиям.
Вспомните, когда у скоростного поезда «Сапсан» была первая пробная поездка по маршруту Москва — Санкт-Петербург, на него поставили датчики, которые должны были фиксировать работу всех механизмов поезда. И датчики не сработали, потому что они были рассчитаны на -20С, а за окном было -27С. Так что пришлось их переделывать с учетом нашей погоды. Представитель иготовителя публично признал, что было ошибкой автоматически перенести в российские условия разработанные для Европы приборы, не принимая во внимание российские нормативные требования. Это лишний раз подтверждает, что зарубежные проектировщики — профессионалы достаточно охотно идут на сотрудничество, так как понимают свою ответственность, и наши требования в этом случае для них не исключение, а скорее правило.
Есть, конечно, и другие примеры, когда жалуясь на барьеры в виде российских нормативных документов, недобросовестные предприниматели спешат реализовать проекты повторного применения, разработанные изначально не для России. Правдами и неправдами они получают разрешение на строительство, быстро реализуют строительством проекты и исчезают. Таких объектов не более 5-6% в общем объеме возводимых зданий и сооружений, однако, по данным отраслевых институтов, часть из них обрушилась, а некоторые пришлось в срочном порядке усиливать. И в этом нет ничего удивительного. Вспомните, в июле в Якутии в один из дней вечером было 30 градусов тепла, а утром минус 7. Где в Европе мы можем наблюдать подобное? Отсюда и качество дорог, и хорошее состояние фасадов и многое другое, но в Европе. Мы иногда слышим о том, что Норвегия и Финляндия мало чем от России отличаются по климату. А вот специалисты, не задумываясь, заявляют, что отличаются, да еще как. И снега там меньше, и перепад температур не сопоставим, и грунты разные даже в сравнимых климатических зонах.
Нам часто говорят: возьмите норвежские или финские нормы, эти страны севернее нас, а аварий там нет. Но мы не можем просто взять и использовать, потому что в Норвегии, как ни странно, снега меньше, чем у нас, а в Финляндии скальные грунты, тогда как в России грунты самые разные. И снеговые нагрузки у нас самые разные.
Можно привести очень много подобных примеров, но самое главное, что прямое введение европейских норм невозможно, во-первых, по причине климатических и геологических особенностей на территории России, а во-вторых, потому что в ряде случаев применение европейских норм ведет к удорожанию строительства на 20-25%.
- За счет чего происходит такое удорожание?
- Потому что, согласно европейским нормам, при переходе от нормативных показателей к расчетным применяются бОльшие коэффициенты. «Благодаря» этому, например, по бетонным работам удорожание составляет 20% — это нам подтвердили коллеги из Белоруссии, да и наши расчеты показали такую же цифру. Но этого никто не считает, и сторонники еврокодов об этом предпочитают не говорить.
Есть еще одна существенная причина, по которой мы не можем отдать приоритет еврокодам. В проект, который будет выполнены по Еврокодам, и материалы будут заложены только те, которые соответствуют евростандартам. На территории России таких материалов еще не достаточно. Значит, они будут ввозится из-за рубежа. С одной стороны, это приведет к удорожанию строительства, а с другой, значительно ухудшит положение российских производителей.
- То есть, у нас как всегда, попытались найти панацею от всех бед в еврокодах, но это отнюдь не так…
- Никто не спорит, в Европе есть замечательные нормативы, но почему нам нужно брать их только у европейцев? Есть очень хорошие нормативы у американцев — стандарты на методы испытаний та же самая Европа заимствует в ASTM (США), трансформирует под себя и принимает как европейскую норму. Казахстан считает, что для него больше подходит американская система нормативов ICC. Украина, Белоруссия, Молдавия взяли за основу европейскую систему, но адаптировали ее через национальные приложения.
- Лариса Степановна, а какой европейский или международный документ Вы рекомендовали бы к безусловному применению?
- Нормы по энергосбережению – тут мы точно должны учиться у Евросоюза. Дело в том, что у них энергоэффективность зданий обеспечивается комплексными требованиями и к ограждающим конструкциям, и к используемым материалам, приборам и инженерным системам. А мы пока решаем этот вопрос фрагментарно. Несколько дней назад по инициативе и при участии НОСТРОЯ в рамках ТК-465 была создана временная рабочая группа по энергоэффективности зданий и сооружений. В ближайшее время будут обсуждены предложения ведущих специалистов в этой области: Института строительной физики РААСН, АВОК, СанТехНИИПроекта и др. Мы надеемся, что эта тема интересна многим, знаем, что и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и некоторых других городах этим начали всерьез заниматься. Надеемся, что совместными усилиями сумеем разработать комплекс нормативных документов по энергоэффективности с учетом самых лучших достижений в этой области.
В период подготовки к Олимпиаде-2014 особое значение приобретает разработка нормативных документов в области обеспечения доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Сегодня в действующей нормативной базе уже есть документы, которые примерно на 50-60 процентов по объему требований соответствуют международным. Предстоит большая работа по полной гармонизации и доработке этого комплекса документов. В этом направлении Минрегион, ОлимпСтрой и Национальное объединение строителей очень тесно работают с привлечением ведущих специалистов и институтов.
- Так что же необходимо сделать для того, чтобы сохранить лучшее, что есть в национальной системе нормативных документов в строительстве и использовать лучший мировой и региональный опыт?
- На мой взгляд, прежде всего, в связи с введением в действие Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», по¬становлений Правительства Российской Федерации необходимо возложить на Минрегион России выполнение функции по межотраслевой координации нормирования и стандар¬тизации в строительстве, а также утвердить основные положения Системы нормативных документов в строительстве.
Если же говорить о теме нашей беседы, то здесь, в первую очередь, необходимо утвердить Программу гармонизации российских строительных норм и правил с Еврокодами и другими международными нормативными документами, рассчитанную на срок не менее 5 лет, и предусматривающую все то, о чем что я говорила, отвечая на Ваш второй вопрос, с выделением соответствующего бюджетного финанси¬рования. По заданию Минрегиона НОСТРОЕМ такая программа разработана, согласована с национальными объединениями проектировщиков и изыскателей и представлена на рассмотрение руководством Министерства.
Лариса Поршнева
Обсудить на форуме