И снова о Национальном реестре специалистов. Очевидные нестыковки в программе, не утихающие слухи о коррупции, политика, направленная на сокращение количества операторов, и немотивированные отказы заявителям сами собой наталкивают на мысль о необходимости глубокого аудита с участием компетентных органов, считают в профсообществе. Пока такой инициативы нет, но идея, как говорится, витает в воздухе.
Создание Национального реестра специалистов, по мнению авторов программы, должно было оградить строительную отрасль от сомнительных компаний. Создание этого реестра предусмотрено Федеральным законом № 372-ФЗ, вступившим в силу с 1 июля 2017 года.
Этот реестр задумывался государством как единая публичная база данных по специалистам, которые работают в области строительства, проектирования и инженерных изысканий. Формируют эту базу два Национальных объединения – НОСТРОЙ (у строителей) и НОПРИЗ (у проектировщиков и изыскателей).
Минстрой России, решая поставленную задачу, по сути, позаимствовал основу решения в европейских странах, где подобные реестры служат в строительстве, архитектурном проектировании и изысканиях инструментом контроля.
Сегодня инженеры, проектировщики, архитекторы и изыскатели для включения в НРС должны:
- иметь высшее профессиональное образование в области строительства;
- обладать стажем работы в профильной области не менее 10-ти лет, из них стаж работы в профильных организациях на инженерных должностях должен быть не менее чем три года;
- проходить повышение квалификации не реже одного раза в пять лет;
- если строитель или проектировщик – иностранный гражданин, то ко всему вышеперечисленному он должен иметь разрешение на работу в России.
Эти требования неоднократно оценивались сообществом как завышенные. Однако все попытки изменить их в сторону смягчения, сталкивались с критикой и упорным противодействием Национальных объединений, особенно НОСТРОЙ.
Строительные компании, пытаясь попасть в реестр, сталкиваются с двумя трудностями:
1. организационный бардак, связанный с внесением специалистов в НРС;
2. в стране физически не хватает специалистов, которые соответствуют заоблачным требованиям нацреестра к диплому и стажу.
Две основные причины, по которым специалистов отказываются включать в реестр: недостаточный стаж работы и несоответствие образования перечню специальностей, который установил Минстрой России приказом № 688/пр.
В список из 285-ти специальностей («реестровый» специалист должен иметь диплом по одной из них) не попали многие смежные специальности, которые, по сути, позволяют их обладателям быть в реестре и заниматься строительством. Перечень расширили – добавили ещё 104 позиции, но этого оказалось недостаточно.
Но самой масштабной на текущий момент проблемой являются, пожалуй, излишне жёсткие требования к стажу специалистов. Требования о наличии 10-летнего стажа отсекают большую часть молодых специалистов, хотя возраст 30-35 лет считается самым плодотворным в строительной отрасли.
Однако, НОСТРОЙ и НОПРИЗ настроены категорически и менять свои требования к стажу не планируют. Минстрой вместо того, чтобы радикально решить проблему сокращением стажа, придумывает всё новые и новые заплатки в непродуманный закон, где цифра в 10 лет была попросту взята с потолка каким-то умником, без малейшей оценки того, есть ли такое количество специалистов в отрасли или нет.
По этой причине, у строительных компаний сформировался спрос на подходящих для реестра специалистов. А любой спрос формирует на рынке предложение. Интернет пестрит объявлениями об услуге: внесение специалистов в НРС. Как грибы после дождя, стали появляться многочисленные конторы, которые предлагают специалистов НРС без слёз и мучений по сходной цене. Очевидно, что без прямого покровительства со стороны ностроевского начальства работа таких консалтинговых контор не могла быть успешной.
НОСТРОЙ тем временем придумывает всё новые способы монетизации реестра – осуществление операций по защите персональных данных, которые были отданы на откуп ООО «ЦИСК», разумеется, без всяких конкурсов. Рассылки к операторам НРС с требованием осуществить необходимый комплекс мероприятий под угрозой исключения из списка. Требования к СРО с требованием о проведении онлайн-мониторингов и незаконные перепроверки.
Влияние Национального реестра специалистов на строительный рынок – очевидно и бесспорно. Но, к сожалению, реестр сегодня уже имеет подмоченную репутацию: данные проверяются формально, в связи с этим качество специалистов, их квалификация, опыт и образование – сомнительны. Может ли создаваемый в таких условиях реестр быть гарантом безопасности для заказчиков и организаторов торгов – это открытый вопрос.
Пренебрежение публичностью при принятии решений и отсутствие положительных изменений говорят о том, что по итогам глубокого аудита, как уверены многие эксперты, НОСТРОЙ можно лишить права вести нацреестр.
Самое забавное в том, что, скорее всего, национальное объединение и не будет сильно упираться. Ведь последним трендом дирекции стали заявления о том, что специалисты в реестр включаются по формальным признакам, поэтому вместо данного ресурса необходимо введение оценки профквалификации.
Невольно складывается ощущение, что функционеры, выжав всё, что только можно из НРС с его завышенными требованиями и всеми чертами искусственного админбарьера, решили бросить иссякший родник и найти способ выжимания денег из строителей другими методами.
Источник: «За-Строй.РФ»
Обсудить на форуме