Концепция Положения о квалификационной аттестации работников в области архитектурно-строительного проектирования, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства
1. Обоснование предлагаемого варианта аттестации
Основание для разработки Концепции Положения о квалификационной аттестации: ст.55.5. ГрК РФ, ст.ст.6 и 7 Федерального закона от 23.11.2007 №315 «О саморегулируемых организациях».
За основу предлагаемой модели аттестации работников строительной отрасли принято положение об аттестации специалистов в системе Госстроя (приказы Госстроя РФ от 24.05.202 №88 и №262 от 18.06.2003), также она учитывает основные нормы Приказа Минрегиона РФ №133 от 13.04.2009 «Об аттестации государственных экспертов».
Предлагаемая модель аттестации работников: руководителей и специалистов, в области архитектурно-строительного проектирования, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства аналогична системе квалификационной аттестации иных специалистов, работающих в режиме саморегулирования, например: аудиторов ( ст.11 Федерального закона №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», Приказ Минфина РФ от 12.09.2002 №93н), кадастровых инженеров (Федеральный закон №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и Приказ Минэкономразвития РФ от 22.01.2010 №23).
В условиях перехода строительного комплекса к саморегулированию, совпавшего с кризисными явлениями в экономике, на изыскательские, проектные и строительные организации легла большая финансовая нагрузка в виде расходов по вступлению и членству в СРО, оплате обучения по повышению квалификации специалистов в связи с требованиями СРО. В указанных обстоятельствах введение аттестации как еще одного обязательного, но «формального требования» , соблюдение которого повлечет дополнительные финансовые расходы строителей, проектировщиков и изыскателей , вызовет негативный общественный резонанс в строительном сообществе.
Даже укрупненный подсчет количества работников, которым в соответствии с нормами ГрК РФ требуется аттестация, подтверждает необходимость принятия упрощенных унифицированных процедур ее проведения и неэффективность монополизации НО или их территориальными структурами данной деятельности.
Так в НП СРО «Объединение строителей Астраханской области» состоит 302 члена. В среднем каждый из них заявляет в зависимости от количества видов работ в Свидетельстве о допуске 7 работников. В результате — аттестация потребуется 2114 сотрудникам. С учетом количества рабочих дней в 2011 году НП СРО ОСАО в целях соблюдения требований ГрК РФ необходимо аттестовать 8 работников в день. Таким образом, для своевременного обеспечения соответствия членов СРО требованиям действующего законодательства, партнерству потребуется дополнительно 3 автоматизированных рабочих места для проведения аттестации 8 работников членов СРО из расчета 3 часа на одно тестирование и ориентировочно 2 штатных специалиста, закрепленных за проведением аттестации. При этом 88% численного состава СРО представляют субъекты малого предпринимательства, и только около 1% членов партнерства получили свидетельства о допуске к работам на особо опасных и сложных объектах. Поэтому в других СРО количество необходимых для соответствия требованиям СРО работников может быть в несколько раз больше.
В масштабах ЮФО, где зарегистрировано 12 строительных СРО, аттестации подлежат более 25 тысяч ИТР. В масштабах РФ, принимая в расчет 230 строительных СРО аттестация потребуется более 0,5 млн.руководителей и специалистов в сфере строительства. Силами одного НО ее проведение в таком объеме не представляется возможным. Поэтому предлагается вариант квалификационной аттестации, проводимой аттестационными комиссиями при СРО и образовательных учреждениях
2. Основные положения предлагаемой аттестации
2.1.В рамках реализации государственной градостроительной политики в целях придания данной аттестации работников строительной отрасли статуса обязательной, Минрегиону РФ потребуется принять нормативно-правовой акт о порядке проведения аттестации и ее методической поддержки со стороны Минрегиона.
2.2. Под квалификационной аттестацией работника предлагается понимать проверку квалификации и знаний нормативных правовых актов, нормативно-технических документов и технических регламентов, устанавливающих требования к выполнению работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, на получение квалификационного аттестата, по итогам которой выдается квалификационный аттестат.
2.3.Квалификационной аттестации подлежат индивидуальные предприниматели, работники индивидуального предпринимателя, работники юридического лица, обеспечивающие выполнение работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
2.4. Предлагается модель аттестации, направленная на удешевление и максимальное упрощение процедуры аттестации и базирующаяся на следующих принципах:
— оптимизация организационных мероприятий по проведению аттестации;
— унификация основных процессов аттестации;
— минимизация создания дополнительных структурных образований (территориальных, или иных несуществующих в настоящее время организаций по аттестации).
2.5.Основной целью ее проведения является обеспечение необходимого уровня квалификации работников, достаточного для компетентного проведения работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства.
2.6.Основной задачей данной аттестации является стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности работников. Она рассматривается как один из механизмов контроля за качеством подготовки руководителей и специалистов и уровнем оказания изыскательских, проектных и строительных услуг членами СРО.
2.7. Для обеспечения проведения аттестации (переаттестации) осуществляется комплекс научно-методических, организационных, технических мероприятий (далее — организационное сопровождение аттестации (переаттестации), который включает в себя:
а) прием и обработку документов, поданных на аттестацию (переаттестацию);
б) организацию проведения проверки квалификации работников, включая обеспечение помещениями, офисной и компьютерной техникой;
в) разработку и актуализацию перечней вопросов и вариантов ответов для тестирования;
г) изготовление аттестатов;
д) учет информации о выданных аттестатах.
2.8.Процедура предлагаемой аттестации (переаттестации) работников, которая проводится не реже 1 раза в пять лет, включает в себя подачу документов на аттестацию (переаттестацию), принятие решения о допуске к проверке квалификации, оценку уровня квалификации, принятие решения по результатам такой оценки, выдачу соответствующего аттестата.
2.9. Данная аттестация предлагается как система объективной оценки знаний в форме компьютерного тестирования, осуществляемого в едином специальном программном обеспечении, разработанном и утвержденном соответствующим НО.
2.10.Требования к разработке специального программного обеспечения:
— проведение квалификационного экзамена с видеоконтролем со стороны СРО,
— система хранения и генерации набора тестовых заданий для каждого тестируемого на оборудовании центра обработки,
— систематическое обновление Тестов.
Компьютерные тестовые программы аттестации должны предусматривать группировку видов работ, соответствующую:
— действующему Перечню видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства;
— утвержденным НО модульным программам повышения квалификации.
3.Уполномоченные организации по аттестации
3.1. Учитывая, что в данной аттестации отсутствуют какие-либо формы занятий, собеседований и прочих вариантов взаимодействия с аттестуемыми лицами, кроме компьютерного тестирования, организациями по аттестации могут быть СРО и образовательные учреждения, осуществляющие обучение по программам среднего и высшего профессионального образования и повышения квалификации работников строительной отрасли. Они готовы обеспечить надлежащие условия проведения аттестации: наличие материально-технической базы, помещений и специалистов.
Признание права на проведение аттестации также и за образовательными учреждениями, позволит снять значительную нагрузку по аттестации с СРО. в отличие от которых, они функционируют как сложившиеся специализированные центры и имеют опыт проведения итоговой аттестации при повышении квалификации, что позволит им в короткие сроки организовать данный процесс аттестации.
3.2.Получение статуса организации по аттестации производится в соответствующем Национальном объединении:
-образовательные учреждения, включенные в реестр образовательных учреждений соответствующего НО, приобретают указанный статус путем заключения дополнительного соглашения на безвозмездную передачу и систематическое обновление программного обеспечения компьютерного тестирования и бланков аттестатов. При этом потребуется внести соответствующие изменения в Положение о внесении в реестр образовательных учреждений НО;
— СРО приобретают данный статус в заявительном порядке при наличии необходимой материально-технической базы и специалистов. Такой СРО НО передают программное обеспечение и бланки аттестатов безвозмездно.
Цены на услуги образовательных учреждений по проведению аттестации согласовываются СРО с учетом уровня экономического развития субъекта РФ, в котором проводится аттестация.
4.Требования к аттестуемым работникам
4.1. К аттестации допускаются работники членов СРО, а также претендентов на вступление в СРО в сфере инженерных изысканий, проектирования и строительства имеющие:
— среднее или высшее профессиональное образование,
— стаж работы по специальности не менее 3 лет,
— владеющие определенными знаниями в соответствующей сфере деятельности.
4.2.Успешно пройти аттестацию может руководитель или специалист, владеющий знаниями в следующих областях:
— законодательство о градостроительной деятельности;
— законодательство о техническом регулировании;
— обеспечение безопасности объектов капитального строительства по соответствующим видам работ.
По ходатайству работодателя аттестационная комиссия может принять решение о выдаче аттестата без проведения проверки квалификации в отношении лица, имеющего не менее чем 15-летний стаж работы и являющегося высококвалифицированным специалистом в данной сфере.
4.3.Учитывая предлагаемые требования к тестам в части соответствия утвержденным НО модульным программам повышения квалификации, допускается совмещение работником итоговой аттестации при прохождении повышения квалификации с данной квалификационной аттестацией.
4.4.В случае неудовлетворительных итогах аттестации переаттестация работника допускается после его самоподготовки через 2 месяца.
5.Право выбора организации по аттестации
Работник, претендующий на получение аттестата, имеет право выбора организации по аттестации. Он может ее пройти:
— в СРО, свидетельство о допуске которой имеет его работодатель без оплаты (за счет уже оплаченных членских взносов или иных условиях, определенных решениями органов управления этой СРО);
— в иной СРО (на условиях, определяемых соглашениями между СРО, или устанавливаемых НО),
— в образовательном учреждении на договорной основе.
6.Реестр аттестатов
6.1. Выдача аттестата производится по месту прохождения аттестации в течение 5 дней после проведения аттестации по итогам получения положительных результатов ее проведения.
6.2. Уполномоченные организации по аттестации ведут учет аттестатов работников, информация о выданных и аннулированных аттестатах направляется в НО и размещается в сети Интернет на официальном сайте соответствующих НО.
7. Переходный период
В переходный период (2011 год) устанавливаются следующие сроки и очередность прохождения аттестации работниками строительной отрасли:
— до 01.07.2011 руководители и специалисты, обеспечивающие соответствие члена СРО требованиям к выдаче свидетельства о допуске к работам, с которым заключены государственные или муниципальные контракты;
— до 01.01.2012 руководители и специалисты, обеспечивающие соответствие члена СРО требованиям к выдаче свидетельства о допуске к работам, с которые не выполняет работы по государственным или муниципальным контрактам;
— после 01.01.2012 вышеуказанные работники члена СРО, а также желающие пройти аттестацию для возможного обеспечения в дальнейшем соответствия члена СРО или претендента на вступление в СРО требованиям к выдаче свидетельства о допуске к соответствующим работам.
Обсудить на форуме