Медвежья услуга малому бизнесу | Информационный портал «Саморегулирование»
Дата публикации:

Медвежья услуга малому бизнесу

Саморегулированиие в строительстве с начала нынешнего года обрело силу закона. Лицензирование отменено и ныне, чтоб получить допуск к работам, влияющим на безопасность строительства, необходимо членство в одном из СРО. Однако этот Перечень работ неоднократно менялся. Что в итоге получилось, и как подобные обстоятельства повлияли на строительную отрасль республики? Об этом и о том, как реформа отразилась на малых предприятиях отрасли, в интервью нашему корреспонденту рассказал генеральный директор НП СРО «Гильдия строителей Северо-Кавказского федерального округа» Али Шахбанов.

- Первоначальная редакция Перечня была утверждена приказом Минрегиона РФ 9 декабря 2008 года № 274, — сказал он, — и послужила ориентиром для деятельности созданных СРО, а также явилась основой всех дальнейших его корректировок. Однако вскоре под предлогом снижения административных барьеров для субъектов малого предпринимательства были внесены поправки в Перечень, которые нашли свое отражение в приказе Минрегиона России от 21 октября 2009 г. № 480.

- И как все это отразилось на отрасли?

- На практике указанный приказ лишь разрушил общую концепцию первоначального документа и, кроме того, установил необоснованные барьеры для субъектов малого бизнеса. Так, приказ № 274 предусматривал, что граждане и организации, выполняющие работы по проектированию и строительству только объектов, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе, могут выполнять указанные работы, не вступая в СРО, хотя к этим работам раньше требовалось наличие лицензии. А приказ № 480 отменил указанное положение и обязал всех вступать в СРО и получать допуски к работам на этих объектах (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства).

Судьба второй редакции Перечня оказалась еще более незавидной, чем у ее предшественника. Буквально на следующий день после опубликования приказа № 480 был утвержден приказ Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624, который отменил приказы № 274, № 480 и утвердил третью редакцию Перечня, которая вступила в силу с 1 июля 2010 г.

К сожалению, этот документ вобрал в себя большинство недостатков второй редакции Перечня, в том числе также по части установления необоснованных административных барьеров. Кроме того, приказ № 624 в некоторых своих частях не соответствует положениям действующего законодательства. В нарушение требований части 4 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ в Перечне не определены виды работ, которые могут выполняться индивидуальным предпринимателем самостоятельно, и виды работ, которые могут выполняться с привлечением работников.

- То есть хотели как лучше…

- Похоже, что так. Много нареканий вызывает неквалифицированное вмешательство в регулирование строительной отрасли. Под видом защиты тех или иных интересов постоянно вносятся изменения в Перечень видов работ. Парадокс ситуации в том, что на основании приказа № 624 в республиках СКФО строительная отрасль практически остается вне зоны регулирования, так как все, что строится в республиках СКФО, — это в основном малоэтажное строительство.

Новая редакция Перечня существенно сокращает количество видов работ в строительстве как за счет выведения их из Перечня, так и за счет укрупнения работ. На большое количество работ в строительстве не требуется получения Свидетельства о допуске в случае выполнения таких работ. А ведь Северный Кавказ – это сейсмоопасный район, но ни одним законом эти вопросы не регулируются.

- В дискуссиях, развернувшихся по поводу целесообразности закона «О СРО», акцентировалось внимание на том, что он ударит по малым строительным фирмам. Были опасения и прогнозы о неминуемой смерти малого бизнеса в строительстве. Напротив, в числе положительных моментов саморегулирования являлось то, что множество пустых, ангажированных фирм лишатся возможности получения государственных и муниципальных заказов. Насколько оправдались эти прогнозы?

- Переход на саморегулирование – главное событие года в строительной отрасли. Введение института саморегулирования в строительном комплексе было объективной необходимостью в связи с нарастанием техногенных процессов, обусловленных ухудшающимся качеством строительства и эксплуатации зданий и сооружений, отсутствием налаженных механизмов ответственности строительного сообщества за выполнение своих обязательств перед потребителем их услуг.

Стоит отметить, к примеру, и то, что в республике было выдано более 4 тысяч строительных лицензий, в результате чего появилось множество фирм-посредников и фирм-однодневок, не имеющих специалистов строительного профиля, соответствующей материально-технической базы и, как следствие, не имеющей опыта в строительной деятельности.

Сегодня же в республике созданы и уже успешно функционируют две саморегулируемые организации, это НП СРО «Гильдия строителей Северо-Кавказского федерального округа» и НП СРО «Содружество строителей Республики Дагестан». Действуют также филиалы пяти разных саморегулируемых организаций, находящихся за пределами республики. Все они вместе объединяют около 700 строительных организаций.

- А как же остальные?

- Многие строительные фирмы не смогли подтвердить свою состоятельность. Велико число и тех фирм, кому оказалась непомерно высока плата за членство в СРО. Есть и такие компании, что лопнули как мыльные пузыри. Однако слухи о неминуемой смерти малого бизнеса в строительстве оказались сильно преувеличенными. Только в НП СРО «Гильдия строителей Северо-Кавказского федерального округа» доля строительных организаций так называемого малого бизнеса составляет около 70 %.

Не секрет, что на рынке уже появились так называемые псевдо-СРО, которые просто продают свидетельства о допуске на работу без каких-либо экспертиз. В сети Интернет растет волна предложений о выдаче свидетельств о допуске к работам от имени саморегулируемых организаций. Такие фирмы паразитируют на незнании людей. К тому ли мы стремились? Впервые нам дана возможность качественно изменить работу всей отрасли, вывести её на уровень мировых стандартов. А вместо этого благодаря ловкости предприимчивых деятелей и пассивности всех остальных мы заходим на новый виток мздоимства и круговой поруки.

Также под лозунгом поддержки малого бизнеса в приказ № 624 было введено самое спорное из нововведений — так называемые «звездочки», которыми помечено достаточно много видов работ (например, кровельные, фасадные работы, работы по устройству внутренних систем водоснабжения, канализации, отопления, электроснабжения и др.). Выполнять помеченные «звездочкой» строительные работы на общегражданских объектах можно и без вступления в саморегулируемые организации. Получать или нет свидетельство о допуске для выполнения таких видов работ – право, а не обязанность строительной компании.

Приказ №624 на деле может оказать малому бизнесу медвежью услугу. Право не вступать в СРО может ввести в заблуждение малые строительные компании, ведь теперь организации, имеющие допуск от СРО, при подаче документов на тендер, будут иметь конкурентные преимущества перед предприятиями малого бизнеса, не имеющими их. И заказчик при прочих равных условиях скорее всего отдаст предпочтение первым, так как такая организация проверена СРО, у нее есть квалифицированные кадры, а ответственность за некачественное выполнение работ подкреплена обязательной страховкой и компенсационным фондом СРО.

Джангиши Гадисов


Обсудить на форуме