Об особенностях обязательного страхования ответственности владельцев опасных объектов СРОпорталу рассказал председатель Совета СРО НП «Балтийский строительный комплекс», председатель Комитета по страхованию, финансовым рискам и конкурсным процедурам НОП, к.ю.н. Никита Загускин.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (далее – Закон об ОСОПО) действует уже более полутора лет. За это время сложилась достаточно эффективная система страхования, в которую входит 65 страховых организаций. При профессиональном объединении страховщиков – Национальном союзе страховщиков ответственности (НССО) – сформирован перестраховочный пул, где в обязательном порядке перестраховываются все застрахованные риски.
Согласно официальным данным, премии страховщиков по данному виду страхования за 2012 год и первый квартал 2013 года составили 9,1 млрд рублей и 5,7 млрд рублей соответственно. За 5 месяцев текущего года объем премии достиг 7,62 млрд рублей. На 30 июня 2013 года размер страховых резервов по данному виду страхования составил 13 млрд рублей. За прошлый год выплачено страхового возмещения на сумму 65,56 млн рублей, за первый квартал текущего года — 43,9 млн рублей.
Приведу конкретный пример: 12 августа 2013 года на шахте «Талдинская Южная» в Кемеровской области в результате отслоения угольной массы погиб машинист горно-выемочных машин Е. Пальчиков. Ответственность владельца шахты застрахована. Пятилетняя дочь погибшего шахтера получит страховое возмещение в размере 2 млн рублей и родственникам погибшего будут компенсированы расходы на погребение в размере 25 тыс. рублей. Решение об этом в страховой компании уже принято и сейчас осуществляется сбор необходимых документов.
Есть уже и случаи выплат из компенсационного фонда НССО в тех ситуациях, когда ответственность владельца опасного объекта не была застрахована.
С 2013 года начали страховать ответственность владельцы опасных объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Закон об ОСОПО концептуально задуман так, чтобы в первую очередь потерпевшие получали финансовую поддержку на лечение и реабилитацию, то есть на восстановление здоровья, а семьи погибших – страховое возмещение в связи со смертью близких, в то время как защита имущества пострадавших находится на втором месте. Поэтому более 70% выплат в общей их структуре приходится на возмещение вреда жизни и здоровью, и лишь 30% составляют выплаты по возмещению имущественного ущерба. При этом размер средней выплаты за вред здоровью увеличился на 65% за год — с 245 тыс. рублей в 2012 году до 380 тыс. рублей в 2013 году.
В 2012 году охват страхованием владельцев опасных объектов составил порядка 65%. В 2013 году планировалось довести этот показатель до 80-85%. Однако из-за того, что до сих пор нет четкого представления об общем количестве опасных объектов, особенно находящихся в государственной и муниципальной собственности, более-менее точные данные на этот счет удастся получить, скорее всего, лишь в следующем году. Во всяком случае вначале объем этого сегмента рынка оценивался экспертами в 21 млрд рублей. Прогнозируется, что в этом году сбор премии будет в интервале 11-15 млрд рублей, поэтому до полного охвата всех опасных объектов еще далеко. И это несмотря на то, что при выявлении нарушений требований закона об обязательном страховании надзорный орган вправе приостановить работы на опасном объекте, а также применять штрафные санкции: для должностных лиц в диапазоне от 15 до 20 тыс. рублей, для юридических лиц — от 300 тыс. до 500 тыс. рублей.
За период действия системы ОСОПО стало очевидно, что она нуждается в совершенствовании. В частности, законодательством, регулирующим деятельность промышленных предприятий, недавно введена категоризация опасных объектов. Предприятия сейчас проводят их перерегистрацию, Ростехнадзор составляет реестр опасных объектов по новым правилам, и должно пройти некоторое время для получения новых статистических данных для определения уровня убыточности по каждой новой категории подобных объектов.
Требует дополнительного анализа и доработки вопрос о таких опасных объектах, как, например, лифты в многоквартирных жилых домах. В частности предлагается разделять лифтовые хозяйства в таких домах и в кооперативных многоквартирных зданиях. Необходима дополнительная проработка вопроса о лифтах, расположенных в домах, где квартиры приватизированы, а сами они относятся к ведению общего пользования жильцов.
Заслуживают внимания предложения о необходимости увеличения страховых сумм по некоторым категориям страхователей, например, в отношении владельцев угольных шахт. Когда произошли две крупные аварии на шахтах в Кемеровской области и Республике Коми, установленной законом страховой суммы в 10 млн рублей на всех пострадавших просто не хватило.
НССО недавно внесло предложение о внесении изменений в документы, регламентирующие порядок получения страховой выплаты при нарушении условий жизнедеятельности вследствие аварии на опасном объекте, чтобы сделать работающей норму Закона об ОСОПО о страховом возмещении аварийным переселенцам. Сейчас она практически не работает, хотя соответствующие события уже имели место – вспомним хотя бы взрывы на военном полигоне в Чапаевске, когда было эвакуировано более 6 тыс. человек, а потери бюджета Самарской области на это составили около 200 млн рублей.
Как оказалось, люди не знают, что имеют право на возмещение расходов при относительно (несколько дней) длительном нарушении тепло- и водоснабжения, не говоря уже о разрушениях в домах от взрывов, происходящих по соседству на опасном объекте, не знают, кто и какими документами может подтвердить факт наступления страхового события.
Требуется внести изменения в «Порядок установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт», утвержденный приказом МЧС России от 30 декабря 2011 года № 795. Необходимо также провести кампанию по информированию граждан об их правах на получение выплат в таких ситуациях, а для административных органов и ведомств — организовать обучающие семинары по данной теме.
Средний срок выплаты страхового возмещения пострадавшим составляет 4‑5 месяцев, что в значительной степени связано с необходимостью проведения расследования обстоятельств аварии и получения официального заключения, но есть, безусловно, и недостатки в деятельности страховых организаций. В этой связи необходимо совершенствовать бизнес-процессы урегулирования страховых случаев.
Наконец, надо существенно усилить надзор за выполнением владельцами опасных объектов обязанности по заключению договоров обязательного страхования, ведь каждый день происходит в среднем до 5 событий, подпадающих под понятие страхового случая по договору ОСОПО.
Обсудить на форуме