«Основные направления совершенствования земельного законодательства» | Информационный портал «Саморегулирование»
Источник:
Дата публикации:

«Основные направления совершенствования земельного законодательства»

5 марта Комитетом по земельным отношениям и строительству были проведены парламентские слушания на тему: «Основные направления совершенствования земельного законодательства». В них приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители Администрации Президента Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, производственных и научных организаций.

Вел слушания председатель Комитета по земельным отношениям и строительству Алексей Русских. Открывая слушания, он отметил, что современное российское земельное законодательство нуждается в совершенствовании сразу по нескольким направлениям. В качестве одной из приоритетных задач, стоящих перед Комитетом, Алексей Русских назвал устранение чрезмерных административных барьеров при предоставлении земельных участков для строительства. По его мнению, «процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта не достаточно эффективна, так как, с одной стороны, гражданина или юридическое лицо обязывают пройти установленные законодательством достаточно длительные процедуры по согласованию с различными организациями и органами власти, а, с другой стороны, сама процедура не является прозрачной и создает условия для злоупотреблений на практике».

На решение этой проблемы, по словам А. Русских, направлен проект федерального закона № 43257-4 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации», который в настоящее время дорабатывается Комитетом по земельным отношениям и строительству ко второму чтению. Законопроект закрепляет единые механизмы предоставления земельных участков в собственность или в аренду путем проведения аукциона, за исключением ограниченного числа случаев. Он также обязывает органы государственной власти и местного самоуправления проводить процедуры по продаже или передаче в аренду земельных участков без торгов по заявлениям граждан и юридических лиц, если участки свободны, не обременены правами третьих лиц, не зарезервированы для государственных или муниципальных нужд и т.д.

По словам председателя Комитета, подготовленные поправки к данному законопроекту вводят возможность предоставления земельных участков общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в безвозмездное срочное пользование; уточняют порядок предоставления гражданам и некоммерческим объединениям граждан земельных участков для жилищного и гаражного строительства, ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства; предлагают бессрочный порядок приобретения по льготным ценам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданами–собственниками индивидуальных жилых домов, гаражей, дачных и садовых домов, расположенных на данных земельных участках.

Еще одна проблема, на которую указал Алексей Русских, касается создания условий для поддержки крестьянских или фермерских хозяйств. На ее решение направлен находящийся на рассмотрении Комитета проект федерального закона № 21184-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенный членами Совета Федерации Г.А. Горбуновым, М.М. Капурой, В.Н. Плотниковым. Законопроект предоставляет членам крестьянских или фермерских хозяйств возможность строительства жилья для проживания на землях сельскохозяйственного назначения. По мнению Алексея Русских, это позволит повысить уровень жизни членов таких хозяйств и значительно увеличит производство сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Третья важная проблема, обозначенная А. Русских, связана с реализацией крупных государственных инфраструктурных проектов. Прежде всего, это касается изъятия земельных участков государственными или муниципальными органами власти для строительства таких объектов. «В настоящее время процедура изъятия земель регулируется общими положениями Гражданского и Земельного кодексов Российской Федерации, где права сторон не прописаны надлежащим образом, при этом чаще всего ущемляются права собственников. Кроме того, не определен состав документов, необходимых для изъятия, остаются не ясными полномочия органов власти, четко не прописана сама процедура изъятия участков. В случае, если необходимо изъять не весь участок, а только его часть, порой незначительную, без согласия собственника невозможно разделить земельный участок. В результате органы государственной власти вынуждены выкупать весь участок», — указал на существующие проблемы А. Русских. По его мнению, устранить указанные пробелы и коллизии должен проект федерального закона № 304493-5 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд», принятый в первом чтении 18 октября 2011 года. Обращая внимания на особую актуальность и значимость данного проекта федерального закона, Алексей Русских отметил необходимость его скорейшей доработки ко второму чтению.

Обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления по созданию необходимой инфраструктуры за границами земельного участка в рамках договора комплексного освоения территории в целях строительства жилья эконом-класса предусмотрена проектом федерального закона № 456651-6 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания условий для развития строительства жилья экономического класса». Данный законопроект определяет новые механизмы заключения договоров комплексного освоения территории в целях строительства жилья эконом-класса, которые предоставляют застройщику земельный участок бесплатно с последующей продажей данного жилья застройщиком по фиксированным ценам.

«Указанные законопроекты будут предметом рассмотрения Комитета в текущую весеннюю сессию», — подвел итог своему выступлению А. Русских.

«Земля – это важнейшая часть нашего национального богатства, главное средство производства в сельском хозяйстве. От регулирования земельных отношений во многом зависят результаты использования этого важнейшего ресурса и продовольственная безопасность страны», — обратился к участникам заседания Статс-секретарь — заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации Александр Петриков. По его словам, только в мае 2008 года у Министерства сельского хозяйства появились полномочия по нормативно-правовому регулированию земельных отношений в сельском хозяйстве, которые до этого времени были прерогативой Министерства экономического развития Российской Федерации. В настоящее время работа Министерства сельского хозяйства в этой сфере ведется по следующим направлениям: налаживание государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, путем проведения почвенных исследований и космического зондирования сельскохозяйственных земель; ежегодная подготовка для Правительства и всех заинтересованных органов власти доклада о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения; формирование контрольных органов на базе региональных управлений Россельхознадзора, осуществляющих надзор за использованием земель сельскохозяйственного назначения; государственная поддержка оформления земель в собственность для мелких и средних собственников, издержки по землеустройству для которых, зачастую, являлись непосильными; внесение в Правительство Российской Федерации проекта Постановления «О признаках неиспользования земельных участков сельскохозяйственного назначения», реализация которого позволит создать реальный механизм перехода земли в руки эффективных землепользователей.

В заключение своего выступления Александр Петриков отметил, что «Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и специально созданный при нем Департамент по регулированию земельных отношений полностью готовы к совместной конструктивной работе с Комитетом Государственной Думы по земельным отношениям и строительству».

По мнению председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Геннадия Горбунова, совершенствование законодательства в сфере использования земель сельскохозяйственного назначения должно быть акцентировано на нескольких направлениях. Так, в целях гарантирования права собственности, должны быть завершены работы по оформлению прав на земельные участки в рамках «дачной амнистии». В части стимулирования рационального использования земель необходимо введение в Земельный кодекс критерия ненадлежащего использования земель и признаков особо ценных и продуктивных земель. «Эти и другие вопросы требуют скорейшего принятия соответствующих законодательных инициатив. Земельный вопрос сегодня стоит очень остро. Его решение – это наша общая принципиальная задача. Только согласованная совместная работа даст положительный результат», — заключил Геннадий Горбунов.

По итогам обсуждения участники парламентских слушаний выработали ряд предложений и рекомендовали: Государственной Думе и Совету Федерации в приоритетном порядке рассматривать законопроекты, направленные на совершенствование земельного законодательства Российской Федерации; Правительству Российской Федерации разработать и внести в Государственную Думу проект федерального закона, направленного на совершенствование государственного кадастрового учета земельных участков, а также приять меры по повышению эффективности государственного земельного надзора; органам государственной власти субъектов Российской Федерации разработать в кратчайшие сроки и принять законы субъектов Российской Федерации в части бесплатного предоставления находящихся в государственной и муниципальной собственности земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей.


Обсудить на форуме