Изменились подходы к проведению подрядных торгов в строительстве
22 июля 2011 года вступили в силу сразу три федеральных закона от 18.07.2011 года N 215-ФЗ, 224-ФЗ и 243-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", ставшие ключевыми для определения подходов к проведению подрядных торгов в строительстве.
Прежде всего внесены изменения в статью 1 Градостроительного кодекса РФ и уточнены понятия "капитального ремонта" и "реконструкции". В действующей редакции данные понятия имеют следующие формулировки:
Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Реконструкция линейных объектов — изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Неоднократно профессиональным сообществом и ФАС России предлагалось возложить обязанность определения способности компании производить строительные работы именно на саморегулируемые организации (как то предусмотрено действующим законодательством) и, наконец, навести порядок в данной сфере, потому как ни для кого не секрет, что и допуск СРО, как и ранее действующую лицензию, можно просто купить у недобросовестных "продавцов"
Капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Капитальный ремонт линейных объектов — изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Ключевым изменением здесь явилось исключение из работ по капитальному ремонту работ, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства. Эти работы могут выполняться только при строительстве и реконструкции.
Именно это обстоятельство послужило основанием для упрощения административных процедур при проведении капитального ремонта.
Теперь в соответствии с Федеральном законом от 18.07.2011 N 243-ФЗ при капитальном ремонте: требуется заполнение только отдельных разделов проектной документации (ч. 1 статьи 48); не проводится государственная экспертиза разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта, за исключением проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования (ч. 3 статьи 49); не проводится государственный строительный надзор (ч. 1 статьи 54) и соответственно в его рамках государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный экологический надзор; не требуется получение разрешения на строительство (ч. 17 статьи 51); не требуется получение разрешения на ввод объектов в эксплуатацию (ч. 1 статьи 55); не проводится государственная экологическая экспертиза проектной документации федерального и регионального уровней (части 1 статей 11 и 12 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе"). Одновременно расширен объем работ, выполняемых при реконструкции. Теперь к реконструкции относятся работы по расширению объектов капитального строительства. К реконструкции помимо надстройки, перестройки, расширения объектов капитального строительства относится также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций. Административные процедуры, необходимые для проведения реконструкции (получение разрешения на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию и т. д.), остались прежними.
Принимая во внимание дополнение части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ пунктом 4.1, а именно отсутствие необходимости получения разрешения на строительство при выполнении капитального ремонта, а также учитывая положения пункта 2 приказа Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 года N 624, определяющий, что утвержденный данным приказом не включает в себя виды работ в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, с даты вступления в силу указанных изменений, а именно с 22.07.2011 года, при проведении процедур размещения заказа на право заключения государственного/муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту, не допускается установление заказчиком в документации о торгах требования о наличии у участников размещения заказа допусков СРО на выполнение работ, являющихся предметом таких торгов.
Особенно примечательным является тот факт, что именно органы власти, курирующие строительство в Российской Федерации (включая Министерство регионального развития РФ и профильный комитет Государственной Думы), а также отраслевые саморегулируемые организации и их объединения (например, НОСТРОЙ), наиболее отрицательным фактором действующей системы размещения государственного и муниципального заказов определяют отсутствие предквалификации участников торгов на определение исполнителей строительных работ для государственных и муниципальных нужд. Данные организации бесконечно сетуют на то, что вместо развития добросовестной конкуренции на электронных аукционах мы получили обратный результат — расцвет недобросовестной конкуренции, что сегодня заказчик не защищен законом от недобросовестного подрядчика и безнадежно проигрывает очевидным мошенникам, которые, демпингуя, выигрывают подряды на ремонты крыш и т.п.
Единственным выходом из созданной строителями ситуации им видится принятие нового закона о госзакупках, которым заказчику будет предоставлено право устанавливать требования к квалификации участников строительных торгов. То есть именно директор школы и детского сада, главный врач больницы должны определить, какая строительная компания обладает достаточным количеством квалифицированных специалистов и материально-технических ресурсов и способна выполнить качественно работы, являющиеся предметом предполагаемого контракта.
Такие предложения вызывают недоумение у всех более или менее разумных людей, не заинтересованных в извлечении собственной материальной выгоды из государственных нужд. Неоднократно профессиональным сообществом и ФАС России предлагалось возложить обязанность определения способности компании производить строительные работы именно на саморегулируемые организации (как то предусмотрено действующим законодательством) и, наконец, навести порядок в данной сфере, потому как ни для кого не секрет, что и допуск СРО, как и ранее действующую лицензию, можно просто купить у недобросовестных "продавцов". Отсюда и неквалифицированные строительные организации, и мошенники, и вымогатели, и шантажисты. Это очевидно. Но, к сожалению, по неизвестным мне причинам такой простой выход почему-то никому не интересен.
Вместе с тем действующий сейчас закон о госзакупках N 94-ФЗ предусматривает (п. 1 ч. 1 ст. 11) установление требования о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
То есть если законодательством РФ, регламентирующим строительную деятельность, предусмотрено какое-либо требование к правоспособности исполнителя, то государственный и муниципальный заказчик при проведении торгов вправе это требование установить.
Логичным продолжением жесткой позиции строителей относительно предквалификации было бы внесение соответствующих изменений в отраслевое законодательство с целью ужесточения выдачи допусков СРО и повсеместного его применения.
Что же мы видим на самом деле?
Принимается ряд законов, отменяющих последние отборочные критерии (допуск СРО) с исполнителей работ по капитальному ремонту. Таким образом, любая ООО "Ромашка" вправе осуществлять работы по капитальному ремонту крыш, за которые так "переживали" руководители профильных комитетов Государственной Думы.
Екатерина Лезина, руководитель Партнерства профессионалов госзаказа
Обсудить на форуме