Вследствие многочисленных нарушений, обнаруженных при проверках Ростехнадзора, ряд СРО исключили из Госреестра во внесудебном порядке. В соответствии с 359-ФЗ от 24.11.2014 N 359-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» НОСТРОЙ потребовал передачи компенсационных фондов исключенных организаций, однако столкнулся с тем, что СРО не спешат переводить средства. В чем заключаются причины сложившейся ситуации? Об этом рассказывает директор СРО97 Евгения Турчанова.
— Как на данный момент обстоят дела с исключенными СРО и их компенсационными фондами?
— Ситуация сложилась крайне неоднозначная. НОСТРОЙ потребовал передачи компенсационных фондов ряда исключенных СРО, но средства так и не были переданы. Несмотря на то, что в 359-ФЗ была предусмотрена возможность передачи средств компенсационных фондов в Национальное объединение строителей для защиты членов исключенных партнерств, на практике обнаружилось отсутствие полноценного механизма и порядка передачи фондов.
Фактически нигде не предусмотрено, как НОСТРОЙ должен взаимодействовать с исключенными организациями. В ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ указано, что порядок данного взаимодействия должен устанавливаться федеральными органами исполнительной власти, но сам механизм отсутствует, что можно назвать наиболее актуальным пробелом в законодательстве о саморегулировании на сегодняшний день.
— То есть Национальное объединение строителей не вправе требовать передачи компенсационных фондов СРО? Но ведь это отражается на членах таких организаций?
— Фактически, если исходить из имеющегося опыта, требования НОСТРОЙ по возврату средств невозможно реализовать на практике. В ч. 8 ст. 55.16 Градостроительного кодекса указано, что средства компенсационного фонда в случае исключения СРО из Госреестра подлежат зачислению на счета НОСТРОЙ, однако порядок такой процедуры должен устанавливаться федеральными органами исполнительной власти. При этом на данный момент проект Приказа и, соответственно, порядок взаимодействия НОСТРОЙ и СРО находится на стадии антикоррупционной экспертизы.
Такое положение вещей не самым лучшим образом сказывается на членах исключенных организаций. Согласно 359-ФЗ, передача средств из компенсационного фонда в НОСТРОЙ предусмотрена для дальнейшей передачи этих финансов в СРО, в которые будут вступать члены исключенных СРО, при этом средства должны быть переданы НОСТРОЙ в течение 1 месяца с момента их поступления в объединение.
На сегодняшний день достаточно большое количество исключенных во внесудебном порядке СРО обратились в Арбитражный суд с ходатайством о принятии обеспечительных мер до полноценного рассмотрения иска, в виде приостановки решения Ростехнадзора об исключении сведений из Госреестра. Однако Арбитражный суд отказывает обратившимся с ходатайством СРО в принятии обеспечительных мер по приостановке действия решений Ростехнадзора — сначала принимая, а затем отменяя такие меры, как это произошло с одной из исключенных СРО. В роли пострадавших в данной ситуации оказываются члены, свидетельства которых аннулируются.
Отсутствие механизма этой передачи предвещает для членов СРО финансовые потери и, соответственно, отсутствие возможности вступления в другую СРО за счет переданного компенсационного фонда. В итоге строительные компании и индивидуальные предприниматели вынуждены вступать в саморегулируемые организации и вновь оплачивать взносы в компенсационный фонд в срочном порядке, чтобы иметь возможность продолжать работать.
— Планируются какие-либо изменения в законодательстве для улучшения сложившейся ситуации с компенсационными фондами?
Напомним, в начале марта заместитель министра строительства и ЖКХ Юрий Рейльян сообщил о том, что Минстрой предлагает упростить переход строительных компаний из одной СРО в другую, решив вопрос с переводом средств компенсационного фонда. По словам чиновника, это существенно упростит жизнь строительных компаний.
Минстроем же были внесены поправки в Федеральный закон № 714996-6 «О внесении изменений в ст. 55.10 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации», предполагающие формирование двух компенсационных фондов саморегулируемой организации. Дополнительный фонд СРО, согласно положениям законопроекта, предназначается для выплаты убытков, причиняемых генподрядчиком заказчику.
Нельзя не отметить, что сегодня на рынке саморегулирования стоят более актуальные проблемы. В частности, до сих пор открытым остается вопрос отсутствия механизма передачи средств из компенсационных фондов исключенных СРО в НОСТРОЙ, и пока данный проект находится только в разработке.
Компаниям, которые только собираются стать членами СРО, перед вступлением рекомендуется полноценно проверять организации, чтобы не оказаться в скором времени с недействительным свидетельством о допуске. В данном случае спешка ни к чему, поскольку неверное решение приведет к финансовым потерям и отсутствию возможности осуществлять свою профессиональную деятельность.
Источник: пресс-служба СРО97
Обсудить на форуме